Женщины, проповедующие нетрадиционные и запрещенные формы ислама в мусульманском мире явление относительно новое. Если несколько лет назад слабая половина человечества была подвержена деструктивным религиозным взглядам скорее в отместку за своих погибших мужчин, то сейчас появляется новый тренд – женщины создают собственные группировки, фактически вставая с мужчинами в один ряд.
В 2014 году, спустя несколько месяцев после того, как террористическая группировка «Исламское государство» захватила сирийский город Ракка, она создала особую женскую бригаду «Аль-Ханса». Бригада, получившая свое название в честь знаменитой древнеарабской поэтессы, взяла на себя различные функции – в числе прочего, она патрулировала улицы города и следила за тем, чтобы женщины соблюдали нормы шариата, решала проблемы связей с общественностью.
Как свидетельствуют результаты последних исследований, женщины составляют около 10% от общего числа иностранных боевиков. Более того, женщины становятся активными сочувствующими идеологии ИГ, участвуя в ее пропаганде не только в реальном пространстве, но и посредством социальных сетей. Анализ 40 тысяч аккаунтов в социальных сетях, поддерживающих действия ИГ, выявил, что 16 тысяч из них принадлежат женщинам. Таким образом, женщины в террористических и экстремистских организациях в настоящее время занимают более значимую позицию, чем считалось ранее.
«Исламское государство» и другие подобные группировки активно пропагандируют в СМИ идеи сестринской солидарности и товарищества. Они создают группы поддержки, где женщины обмениваются рецептами, общаются и наставляют новых членов.
Как отмечает The Strategist, сегодня все больше можно увидеть свидетельств о растущем числе женщин, готовых к совершению терактов по приказу радикальных террористических организаций. При этом сам феномен женского терроризма не нов. Среди боевиков баскской сепаратистской группировки ЭТА было немало представительниц слабого пола. Пояс смертника надевали на себя палестинки и чеченки, как, например, во время теракта на Дубровке в России в октябре 2002 года.
В 2016 году французская группировка придерживающихся радикальных взглядов женщин 19, 23 и 39 лет планировала совершить нападение возле Собора Парижской Богоматери.
В сентябре 2016 года кенийская полиция застрелила трех женщин, когда они, вооруженные ножами, напали на полицейский участок в Момбасе.
В августе 2017 года в Великобритании трем женщинам 43, 21 и 20 лет, которые планировали совершить ножевые атаки в Вестминстере, было предъявлено обвинение в причастности к «террористическому заговору».
В мае этого года во время операции по освобождению иракского Мосула 38 женщин-смертниц атаковали позиции иракских войск.
Во многих мусульманских странах ситуация пока некритичная, количество таких женщин относительно небольшое, и эксперты заверяют, что профилактическая работа властями ведется с ними достаточно активно. При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что корень проблемы лежит в обществе и месте женщины в нем. Чаще всего недолюбленная, не признанная мужчиной и не реализовавшая себя в обществе женщина более подвержена радикализму и даже к самоубийству в роли так называемой «шахидки». Из женщины легче сделать покорного шахида, поскольку она более склонна к суициду, при этом возрастная категория женщин абсолютно разная. Более того, современная женщина стала более подверженной радикализму. Таких людей быстро замечают главари преступного мира или запрещенных религиозных организаций, привлекая их под дурманом религиозного фанатизма к террористическим акциям.
Однако, помимо участия в роли «шахидок», именно женщины играют центральную роль и в распространении пропаганды ДАИШ, хотя идеология этой группировки дает представительницам слабого пола минимальную свободу действий и прав. Анализ оффлайн- и онлайн-активности ДАИШ показывает, что, несмотря на доминирование мужчин, женщины создают более надежные сети и связи между участниками группировки, что может помогать ей выжить», — пишет Science Advances.
К выводу о том, что высокая живучесть идей ДАИШ связана со значительной опорой на женщин в распространении экстремистских идей, эксперты пришли, изучив, как распространяются в Интернете различные пропагандистские видеоролики, в том числе сцены обезглавливания и другие казни. При этом было отмечено, что сторонники халифата обитают главным образом не в американских соцсетях, а на иноязычных «клонах» Facebook, где можно создавать группы пользователей и где «зачистки» контента происходят только спорадически, что позволяет сценам казней и прочей «рекламе» ДАИШ выживать. Именно женщины занимаются распространением подобных сведений и налаживанием связей между участниками группировки и сочувствующими им пользователями соцсетей. Женщины выступают ключевыми узлами в распространении пропаганды ДАИШ, поиске неофитов и сочувствующих, а также в восстановлении связей между участниками группы после ее закрытия.
В основном в радикальные течения попадают женщины, которые не реализовали себя в жизни. Когда женщина оскорблена, ущемлена ее личность и внутреннее я, она готова пойти на крайности, лишь бы удовлетворить свое эго, что «я нужна обществу», даже если это грозит смертью.
Когда ее вербуют сторонники радикализма, ей говорят, что она умная, красивая, обладает лучшими качествами, т.е. «показывают» ее ценность для общества. Ошибка нашего общества в том, что мы не умеем воспринимать людей позитивно.
Для вербовщиков ДАИШ женщины представляют также и другой интерес: им предстоит родить новое поколение боевиков, воспитанных в традициях ислама, каким они его видят; женщины также служат приманкой для новобранцев-мужчин.
Валерий Куликов, эксперт-политолог
31.10.2017
Источник: ru.journal-neo.org