Домой Новости Центра Выводы из информации, полученной во время визита представителей Республики Узбекистан (включая директора...

Выводы из информации, полученной во время визита представителей Республики Узбекистан (включая директора Центра) в рамках проекта «Содействие Республике Узбекистан в сфере борьбы с терроризмом» 21-24 ноября 2017 года.

    1. В Швеции принята национальная «Стратегия по борьбе с терроризмом». Эта Стратегия всеобъемлюща и охватывает работу большинство министерств.
    2. Несмотря на то, что Стратегия принята в августе 2015 года, в нее вносятся изменения в связи с изменяющейся ситуацией. Но, эти изменения не принципиальны и носят косметический характер.
    3. Финансовые ресурсы, выделяемые министерствам (правительством Швеции для реализации Стратегии), последние перераспределяют между ведомствами и различными фондами.
    4. Большая часть финансовых ресурсов в конечном итоге оказывается в структурах гражданского общества или муниципалитетах. На них и возложена функция по проведению основных работ по профилактике радикализации молодежи.
    5. Государственные структуры профилактические мероприятия не проводят вообще.
    6. В основе государственной политики понимания радикализации граждан Швеции и их рекрутированию в зону боевых конфликтов заложен принцип – «в зоны боевых конфликтов отправляются лишь представители маргализированного общества».
    7. В соответствии с этим государство и рекомендует проведение профилактики радикализации, в частности, молодежи.
    8. Задачу, которую ставят министерства перед ведомствами, например, муниципалитетами и институтами гражданского общества:
    • создавать рабочие места,
    • проводить активную политику мультикультурализма, учить толерантности,
    • отвлечь молодежь от употребления спиртных напитков, наркотиков,
    • вырвать молодежь из рук уличной преступности.

     

    1. Кроме того, государственные структуры, считают, что проведение контрпропаганды – не входит в задачи министерств. Такую работу могут проводить ННО –ведущие, как бы, самостоятельную молодежную политику.
    2. Государственные финансовые средства расходуются на содержание специализированных молодежных центров, в которых молодым гражданам из неблагополучных семей и районов городов страны, предлагается альтернатива в виде занятия спортом, различными видами современного молодежного искусства, музыки, танцам и другое.
    3. Молодежные центры могут быть на балансе муниципалитетов или различных ННО.
    4. В таких центрах работают опытные психологи, педагоги, спортивные тренеры, учителя современной музыки и молодежных танцев. Так же к работе привлекают активных молодых людей из неблагополучных районов, которые собственным примером предлагают молодым ребятам альтернативу той жизни, которой они живут.
    5. Значительная часть работы по профилактике радикализации молодежи проводится специальными отделами муниципалитетов. Такие отделы созданы во всех муниципальных службах регионов, городов и районах. В обязанности таких служб входит реализация проектов по снижению уличной криминальной напряженности. Работа с молодежью, специальные проекты в области спорта, культуры и искусства также обязанность этих служб. Для решения поставленной задачи по снижению уличной преступности, например, прибегают к ночным патрулям матерей неблагополучных молодых ребят из криминогенных частей городов Швеции.
    6. Особая роль в профилактических мероприятиях по недопущению радикализации молодежи возложена на социальные службы министерства здравоохранения. Социальная служба в Швеции многочисленная и хорошо финансируется. В службе работают, в том числе, психологи, которые стараются на первом этапе радикализации молодежи предупредить негативные процессы, работая как с родителями молодых ребят, так и с самой молодежью. При этом используется весь арсенал психологической и социальной помощи таким семьям.
    7. Значительную часть работы по радикализации и, особенно, дерадикализации молодежи, ведомства министерств передают институтам гражданского общества, которые используют в своей работе современные методы общения с молодежью через интернет. И лишь такие ННО стараются использовать в своей работе, в частности по дерадикализации молодых ребят, элементы контрпропаганды.
    8. Однако, при контрпропаганде современные методы воздействия на молодых людей, в частности возможности Интернета не используются.
    9. На полицию возложена вся оперативная работа по нейтрализации деятельности ОПГ и уличной преступности, которая способствует вербовки рекрутов в зоны боевых конфликтов. По официальным данным Швецию покинули примерно 300 рекрутов, отпрашивавшихся воевать в Сирию и Ирак. Полиция имеет информацию о половине рекрутов. Большая из них являются или гражданами Швеции или имеющими удостоверения, дающими право на жительство и работу или статус политических беженцев.
    10. Секретная служба находится в постоянном взаимодействии с полицией. В случае контртеррористической активностью секретная служба отвечает за агентурную работу и аналитические исследования. Полиция получает дополнительную информацию, необходимую ей для нейтрализации насильственного экстремизма внутри страну от секретной службы. Последняя имеет широкую сеть информаторов, которая позволяет своевременно сообщать необходимые данные полиции. Информаторов и агентов секретная служба не называет даже полиции. Их имена не используют во время следственных действий и судебных разбирательств.
    11. По словам представителя секретной службы разведывательной деятельностью за рубежом (касательно этнических общин, представители, которых проживают внутри страны) они не занимаются. Также не мониторят зарубежные СМИ на связь членов этнических мусульманских диаспор, проживающих в Швеции на предмет их связи за рубежом.
    12. Полиция и служба исполнения наказаний имеет собственный глоссарий терминов, которые официальными структурами не признаются. Например, экстремизм, ненасильственный экстремизм, насильственный экстремизм, насильственный экстремизм, ведущий к терроризму, терроризм – термины, которые поясняются в специальных инструкциях лишь внутри указанных ведомств.
    13. В местах исполнения наказания число сотрудников практически равно числу заключенных. Такой баланс позволяет с высокой эффективностью проводить профилактические и воспитательные работы, сводя возможную вербовку потенциальных рекрутов к нулю.
    14. С ростом числа мигрантов с Ближнего Востока в Швеции выросла уличная преступность. В свою очередь такая ситуация вызвала рост праворадикальных настроений в шведском обществе.
    15. Проблема роста праворадикальных настроений, активности самих движений волнует шведские официальные структуры гораздо больше, чем исламистские партия, группировки, секты и рост исламского радикализма в среде мусульманского общества в стране.
    16. Рост числа преступлений, совершаемыми представителями мусульманской общины из неблагополучных районов Швеции, приводит к росту популярности правых партий и правоэкстремистских движений.
    17. Исследованию такой проблемы уделяется гораздо больше внимание и финансируются такие работы значительно больше, чем связанные с исламисткими факторами. К таким исследованиям привлекают даже структуры министерства обороны.
    18. Финансовая разведка имеет собственные подразделения в Министерстве финансов. Для контроля за деятельностью финансовых учреждений, которые, так или иначе, могут быть использованы для денежных переводов, используют специальные программы, опросные листа и правила поведения офицеров, которые заподозрили клиента в криминальном переводе.
    19. Для того, чтобы избежать бесконтрольного использования финансового трансфера через систему «хавала» и криптовалют, в ближайшее время эти вида переводов будут лицензированы.

    Заключение

    1. В Швеции, несмотря на теракт (Акилов, Стокгольм) в апреле 2017 года нет чувства высокой опасности, которую могут представлять мусульманские диаспоры, часть представителей, которых подвержена радикализации и насильственному экстремизму.

     

    1. Министерства и ведомства, вовлеченные в реализацию Стратегии, уверены, что победа в маргинализации мусульманских диаспор, подверженных идеологии насильственного экстремизма, приведет к невозможности рекрутинга в места боевых конфликтов.

     

     

    1. Именно поэтому в реализуемых профилактических мерах не предусмотрена контрпропаганда идеям насильственного экстремизма, ведущего к терроризму.

     

    1. Высокий уровень защиты прав человека, не позволяет компетентным структурам активно прекращать деятельность различных организаций, структур, информационных ресурсов. Много работы проводится по мониторингу за ситуацией, но без принятия активных действий на противодействие активности таких структур.

     

    1. Представители либеральных кругов, находящиеся у власти, очень обеспокоены резким ростом праворадикальных настроений в шведском обществе. По настроениям понятно, что тренды в шведском обществе, готовым поступиться демократическими и либеральными ценностями за большую безопасность вызывает опасение у правящих партий, которые сегодня отвечают за законодательные инициативы правительства.