Домой Мир Терроризма. База данных Торговля людьми и терроризм. Отчет для ОБСЕ

Торговля людьми и терроризм. Отчет для ОБСЕ

Предварительный отчёт исследования Виктора Михайлова, национального эксперта, Узбекистан.

Предварительный отчёт составлен на основании интервью с находящими в заключении осуждённым, получившими сроки наказания граждан Узбекистана, по статье 154 УК Узбекистана «Наемничество», по статье 154’ «Поступление, вербовка на военную службу, на службу в органы безопасности, полиции, военной юстиции или иные подобные органы иностранных государств», Статья 155 «Терроризм», 155.2 «Прохождение обучения, выезд или продвижение в целях осуществления террористической деятельности», Статья 244.2 «Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещённых организациях».

Фигурант № 1. Место интервью с осужденным Ш.Б.: пенитенциарное учреждения г.Чирчик, Ташкентской области.

Ш.Б. (мужчина) 32 года урождённый г. Ташкента. Был задержан в Пакистане во время подготовки теракта (собирал взрывное устройство) против одного из посольств стран СНГ.

Депортирован в Узбекистан, осуждён по указанным статьям сроком на 18 лет.

Был радикализирован в Ташкенте. С 12 лет посещал подпольную худжру (ячейка религиозной домашние школы, где каноны ислама внедряются в мозги несовершеннолетних, причем с явным экстремистским уклоном). Худжра была глубоко законспирирована. Среди учителей худжры была мать Ш.Б.

Худжра стропила обучение на основе учения Набхани, лидера партии «Хиз-бут Тахрир» (ХбТ). Конечной целью деятельности партии — построена всемирного Халифата. Литература основана на идеологии салафизма Кубы.

После 4 летней обработке в 16 лет ШБ был переправлен в Афганистан.

Перевозила в Афганистан ШБ его мать. Из Ташкента, через Москву Мать с сыном приехали в Баку. Затем на автобусе добрались до Мешхеда (Иран). Здесь они остались на два месяца. Жили на конспиративной квартире боевика узбекской террористической группировки в Афганистане Союз исламского джихада (СИД) – Олимджон Садыков. В течение двух месяцев пока Садыков готовил документы (визы и паспорта) в доме боевика с ШБ продолжали обработку идеями экстремизма. Эту работу проводили жена Садыкова и её мать. Эти две женщины внушали ШБ идеи джихада и начали готовить его стать шахидом. Все два месяца ШБ заставляли читать намаз и только учить наизусть Коран. Через 2 месяца ШБ отправили в Афганистан в сопровождении еще 9 рекрутов в Афганистан в штаб СИД. Здесь у всех рекрутов отобрали паспорта и приступили к трехмесячной идеологической обработке идеям салафитского ислама. Лишь после этого срока и тщательной проверке, рекрутов начали обучать в лагере подготовке боевиков. Паспорта граждан Узбекистан всех рекрутов, прибывающих в террористическую группировку СИД уничтожают, и все боевики превращаются в рабов полевых командиров.

ШБ прошел обучение минно-взрывному делу и уже в 17 лет стал инструктором по обучению боевиков пользоваться минами, устанавливать их, а также готовить пояса смертников из подручных материалов.

Фигурант 2. Интервью со следователем управления внутренних дел (полиция) г. Наманган, Наманганской области.

Р.К. 18 лет, родом из города Намангана, росла в религиозной семье, читала пятикратный намаз, вышла неудачно замуж в 16 лет. Через несколько месяцев развелась с мужем. В интернете посещала пропагандистские сайты джихадистов. Через интернет познакомилась с гражданином Турции, который предложил ей приехать в Стамбул и познакомить её с правоверным мусульманином для правильного замужества и прислал ей 3 тыс. долларов на дорогу. Обманув родителей уехала сначала в Ош Киргизии, потом через Бишкек прилетела в Стамбул. Здесь её встретил ДА боевик группировки «Катайиб Имам Аль-Бухарий» (КИБ).

Этот боевик отвечает за конспиративные квартиры в Стамбуле в районе Кояшахар. В одну из квартир поселил РК, в которой она жила три месяца. ДА сразу отобрал у неё паспорт, якобы для того, чтобы поставить сирийскую визу. Две недели после каждого намаза читал проповеди о роли женщины в джихаде. После этого сказал ей, что теперь к ней в квартиру каждую ночь будет приходить муджахед из Сирии. Воины ислама приезжают в Турцию для отдыха, и она должна их удовлетворять. После 2,5 месяцев ДА сказал, что завтра её переправит на границу с Сирией, потом перевезут в г.Идлиб и там у неё появится постоянный муж муджахед из джамата КИБ.

РК решила бежать, ночью спустилась по простыням с третьего этажа и добралась до узбекского посольства. Так ей удалось оказаться на родине.

Фигурант 3. Место интервью с осужденной У.К.: пенитенциарное учреждения поселок Занги Ата Ташкентской области.

У.К. (женщина) 56 лет, урожденная Ташкента. В г. Чирчик, Ташкентской области У.К. проводила обучение основам ислама в подпольной школе (худжре) девочек 13 -14 лет. Все девочки были из религиозных семей, и родители добровольно отдали своих дочерей для обучения УК. В подпольной школе их обучали шариату, умению читать Коран. Радикализацию проводили на базе салафитской литературы. Через ш месяцев обучения УК начала объяснять девочкам, что им надо уехать в Сирию и там выйти замуж на истинных мусульман, тех, кто воюет против неверных.

Родителям она сказала, что якобы на 2 недели уведет девочек для дополнительного обучения в женское медрессе в Стамбуле. Уже, когда были куплены авиа билеты, одна из девочек рассказала родителям для чего их хотят увезти в Сирию. Девочек удалось снять буквально с трапа самолета.

Фигурант № 4. Место интервью с осужденным Т.Р.: пенитенциарное учреждения г. Навои, Навоинской области.

Т.Р. (мужчина) 23 года, из города Камаши Кашкадарьинской области.

По профессии строитель, уехал на заработки в Екатеренбург России. Поселился в квартире со своими земляками из г. Камаши. В квартире жили 6 граждан Узбекистана, все работали в одной бригаде и ремонтировали квартиры. Т.Р. был из нерелигиозной семьи. Под влиянием бригадира строителей начал посещать местную мечеть для совершения пятничной молитвы. Кроме того, на квартиру где он жил по вечерам начал приходить некто ЕК, который называл себя имамом и обучал жильцов квартиры основам ислама, законам шариата, чтению Корана. Проповеди были салафитского направления и призывали к джихаду. ЕК был профессиональным вербовщиком, показывал вербовочные видеоролики с призывами бороться с неверными в Сирии. После 3 месяцев интенсивной обработке ТР принял решение стать джихадистом в Сирии. Улетел в Турцию, провел 2 месяца в Стамбуле, где на конспиративной квартире подвергся интенсивной обработке идеями экстремизма. С ним проводили тщательную проверку на преданность идеям джихада. После этого через город Пендик Турции переправили в расположение террористической группировки КИБ. Сразу после пересечения границы с Сирией у него отобрали паспорт. После прохождения краткого (у месяца) этапа проверки на возможность сотрудничества со спецслужбами Узбекистана, был отправлен в лагерь подготовки боевиков группировки под городом Идлиб.  3 месяца обучался владения всеми видами легкого и тяжелого стрелкового оружия, умению вести боевые действия в условиях города.

Через 3 месяца участия в интенсивных боях был ранен и отправлен на лечение в Турцию. Границу переходил незаконно. В Стамбуле его посели на конспиративную квартиру, принадлежащую КИБ. Через 10 дней ему удалось бежать из-под охраны и добраться до узбекского посольства.

За последние 41 день были проведены 12 интервью. Интервью с 5 по 12 случаи аналогичные с интервью № 4 с Т.Р.

Все интервьюируемые № 5 по № 12 молодые ребята от 21 до 25 лет. Приехали в Россию на заработки из Узбекской провинции: Ферганская долина, Кашкадарьинская и Сурхандарьинская области.

Все подвергались вербовки профессиональными вербовщиками. Время вербовки 2 — 3 месяца. Вербовка проводилась в джамаатах в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Волгодонске.

Заключение на основе проведенных интервью:

Исламская радикализация молодежи насаждается тремя путями:

  1. Интернет ресурсы и социальные сети (10%);
  2. Влияние друзей или родственников в подпольных худжрах (20%);
  3. Проповеди в мечетях и личная обработка (70%).

Необходимо иметь ввиду, что границы радикализации между тремя группами размыты.

Вербовщики в России используют следующие аргументы в своей деятельности:

  1. Коррупцию в правоохранительных органах России,
  2. Невыплату заработка работодателями,
  3. Неустроенный быт, неонацисты в окружающей жизни.
  4. Невозможность найти работу в Узбекистане.
  5. Несправедливость
  6. Экономические трудности
  7. Влияние мужчин на принятие решения женщин присоединиться к террористическим организациям.

Выводы.

Необходима программа противодействию вербовки. Идеи ка такую работу организовать будут представлены в следующих отчетах.