Всем кажется, что религиозный экстремист обязательно с длинной нечесаной бородой и в подвернутых брюках. Но практика показывает, что гладковыбритый человек в красивом дорогом костюме при галстуке тоже может носить в голове радикальные идеи. На очередном обучающем семинаре, посвященном борьбе с религиозным экстремизмом, директор Центра прикладных исследований «Мысль» в Алматы, а также член антитеррористической комиссии Актюбинской области Аскар Сабдин уделил внимание методам выявления радикально настроенных граждан и их так называемому «излечению».
— Религиозная идеология используется как камуфляж для оправдания терактов и насилия, — считает лектор. — По сути, проблема деструктивных течений — это чума ХХІ века. В другие эпохи было очень много примеров религиозного экстремизма касательно других религий, однако сейчас на первый план выступают террористы-экстремисты, использующие радикальные идеи исламского толка. Это проблема еще долго будет острой в мире, в том числе и в Казахстане. Я встречал много людей у нас в стране, которые симпатизируют идеям экстремистов.
Религиоведы сформулировали 50 признаков, по которым человека можно заподозрить в принадлежности к радикальным течениям. По словам Аскара Сабдина, если выявлено 10 из этих 50, то человек с большой вероятностью является носителем радикальной идеологии. На семинаре было рассмотрено пять основных признаков.
Первое, на что стоит обратить внимание, — это отношение человека к правовой системе. Он никогда не признает государственных законов и даже международное право. Лектор привел пример, когда население Саудовской Аравии объявило джихад собственному королю за то, что тот подписал договоры с Великобританией.
— Очень странной выглядит защита салафизма со стороны его последователей в нашем информационном поле через ссылки на конституционные положения о свободе вероисповедания, — говорил Аскар Сабдин в одном из своих интервью. — Дело в том, что в салафизме сама Конституция, законы, выборы, демократия и так далее объявляются вероотступничеством (иртидад), ширком (многобожием) и лицемерием (нифак).
Второй важный признак радикализации — отношение человека к обычаям и традициям, которые доминируют в обществе. Известный ученый-исламовед, проводивший исследования в полевых условиях Таджикистана и Афганистана, Оливье Руа называл экстремистов людьми, оторванными от корней.
Еще одним важным критерием в определении радикальности считается наличие у религиозного человека политических установок. Радикалы политизируют джихад, понятие халифата, свое отношение к официальному духовенству, которое является еще одним признаком.
По словам Аскара Сабдина, в Казахстане даже имелись случаи избиения имамов представителями радикальной идеологии. Наличие криминальных элементов в джамаатах деструктивного толка тоже имеет место. Они оправдывали рэкет, грабежи, торговлю наркотиками и даже организацию казино необходимостью взимания религиозного налога с неверующих.
По мнению ведущего семинара, важно в вопросах переубеждения граждан, имеющих столь мощные деструктивные установки, не создавать когнитивного диссонанса. Под мощным потоком критики сознание начинает защищаться еще сильнее. Ярким примером отстраненности являются прихожане мечетей, которые используют наушники во время намаза, не желая слушать имама. Достучаться до каждого заблудшего — задача всех участников работы по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом.
30.05.2018
Источник: Индустриальная Караганда