16 июня президент Афганистана Мохаммад Ашраф Гани Ахмадзай объявил о продлении режима прекращения огня с радикальным движением «Талибан». Данное предложение было встречено решительным одобрением во всех мировых столицах – Москве, Вашингтоне и Брюсселе, а также в региональных центрах силы. Действия Гани поддержали также руководители ООН и НАТО.
Напомним, что ранее глава Арга сообщил о прекращении антиталибских операций в период с 12 по 19 июня по случаю мусульманского праздника Ид аль-Фитр (Ураза -байрам). «Президент Ашраф Гани в обращении к нации заявил, что перемирие между правительством и «Талибан» будет продлено», — сообщил афганский телеканал Tolo News.
После этого радикалы ответили симметрично, объявив о прекращении огня на трое суток, на время мусульманского праздника. При этом повстанческое движение заявило, что данная мера принимается по собственной инициативе «Талибана», чтобы «обеспечить гражданам мирное празднование». Кроме того в нескольких афганских провинциях было объявлено о присоединении к праздничным мероприятиям. По данным прессы, речь может идти о бессрочном перемирии, в случае если талибы также прекратят огонь. В свою очередь, афганское агентство Pajhwok со ссылкой на правительственные источники сообщило, что афганское правительство освободило 46 заключенных талибов. В разговоре с автором данной статьи представители пресс-службы талибов, как и ожидалось, опровергли данное сообщение, заявив о продолжении «борьбы с захватчиками и иностранными оккупантами и их марионетками в Кабуле».
Особенно интересна в этой связи позиция России. Официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова поприветствовала заявление президента Афганистана. «Выражаем надежду, что новая инициатива Кабула придаст импульс прекращению братоубийственной войны на многострадальной афганской земле, будет способствовать началу мирного диалога и процесса национального примирения», – отмечается в официальном комментарии российского внешнеполитического ведомства. При этом представители МИД отметили значимость того, что прекращение огня по-прежнему не будет распространяться на международные террористические группировки, в частности, запрещенное в России «Исламское государство».
Продление одностороннего перемирия поприветствовал и в МИД Исламской Республики Иран. Представитель внешнеполитического ведомства Ирана Бахрам Касеми заявил, что данный шаг позволит «создать необходимые предпосылки для мирных переговоров с вооруженной оппозицией и стабилизации ситуации в стране». Несмотря на «мирную дипломатию», афганские террористы продолжают боевые действия. Так накануне жертвами взрыва в Нангархаре стали десятки людей, собравшихся отметить религиозный праздник. По последним данным, в результате атаки погибли 36 человек и еще 65 получили ранения. Ответственность на себя взяла группировка «ИГ-Хоросан».
В этой связи обратить внимание на четыре фактора, которые влияют на переговорный процесс с «Талибаном». Во-первых, президент Афганистана и весь его аппарат с многочисленными министерствами, дипломатическими представительствами, абсолютным большинством государственных учреждений и СМИ прикладывают колоссальные усилия и ресурсы на продолжения начатого процесса. Афганские СМИ, в частности такие влиятельные ресурсы, как агентство Khaama Press, Pajhwok и телеканал Ariana всячески поддерживают президента Ашрафа Гани. Телеканал Tolo News придерживается в целом более нейтральной позиции, однако в силу политического влияния Запада и США также занимает в целом пропрезидентскую позицию. Одним словом афганский официоз всячески поддерживает и способствует примирению и диалогу с талибами.
Во-вторых, мы видим очевидную и неприкрытую поддержку процессу перемирия со стороны иностранных держав – США, России, Ирана, Саудовской Аравии, стран ЕС, а также Индии и Пакистана. Одним словом, крупные игроки, которые редко в чем-то сходятся, на данном этапе поддерживают усилия Ашрафа Гани. Этот процесс по нашим прогнозам, будет эволюционировать, так как невозможно в дальнейшем учесть интересы всех вышеназванных акторов.
В-третьих, движение «Талибан», по крайней мере, его мэйстримная часть (то есть сторонники лидера движение — амира моулави Хайбатуллы Ахундзады), поддерживает идею переговоров с Кабулом. «Движение оставило двери понимания и переговоров открытыми. Движение верит в возможность мирного урегулирования, тогда они должны урегулировать конфликт посредством диалога», — заявил ранее Ахундзада, сообщает телеканал Tolo News.
И в-четвертых, часть наиболее радикальных талибов, в основном это сторонники и последователи Джалалудиина Хаккани, лидера террористической организации «Сеть Хаккани», не видят смысла в переговорном процессе и выступают за продолжение «джихада». Здесь речь идет о многовекторной конкуренции среди пуштунов (южные и восточные), а также идеологических противоречиях. Кроме того, не следует недооценивать и пакистанский фактор, который играет на всех полях в афганской внутриполитической игре. Исламабад поддерживает включение «Талибана» в легальную политическую жизнь Афганистана, так как видит в этом усиление своего влияния. В то же время пакистанцы понимают, что этот процесс может ослабить их влияние уже на само движение, которое станет более легализованной организацией. В этой связи пакистанцы используют и усиливают время от времени и радикальную часть талибов. Напомним, что «Сеть Хаккани» является частью движения «Талибан».
Г.Асатрян
22.08.2018
Источник: Институт Ближнего Востока