Домой Лента новостей Мигранты: радикализация взглядов начинается на родине (на примере Кыргызстана)

Мигранты: радикализация взглядов начинается на родине (на примере Кыргызстана)

Как сообщает Национальный банк Киргизии, в прошлом году объем перечисленных мигрантами денег на родину из России вырос почти на 20% по сравнению с 2016 годом. Это связано, прежде всего, с тем, что стали давать результат правила ЕАЭС о передвижении рабочей силы. Отсутствие новых предприятий и, соответственно, рабочих мест заставляет граждан в поисках заработка отправляться в Россию. Вместе с ними перекочевывают и идеи радикального ислама, а вслед за мигрантами отправляются и проповедники радикальных и экстремистских групп.

Международная организация Search for Common Ground («Поиск точек соприкосновения»), как утверждается в ее недавно опубликованном сообщении, «в целях выявления причин радикализации мигрантской среды» в мае-октябре прошлого года провела опрос в Хабаровске, Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре, Астрахани, Краснодаре, Москве и Санкт-Петербурге. Всего было опрошено 218 респондентов из числа лидеров диаспор, имамов местных мечетей и представителей местных властей. Больше всего было опрошено представителей Киргизии – 96 человек. Как утверждается, исследование было проведено в сотрудничестве с Национальными академиями наук Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.

Несмотря на то, что в исследовании принимали участие специалисты в данной области, некоторые утверждения явно спорны. Например, одной из причин усиления религиозного фактора среди мигрантов называется радикализация граждан КР, в первую очередь молодежи и из числа узбеков, еще на родине. Так, респондент, прибывший в РФ из Ошской области, киргиз, высшее образование, 24 года, считает: «Надо оторвать узбекскую молодежь от радикальных проповедников, увлечь ее чем-то полезным, а не хождением в сомнительные мечети». Один из лидеров киргизской диаспоры в Хабаровске (выходец из Оша) также считает, что радикализация взглядов начинается на родине. По его словам, уезжают в основном ошские узбеки, когда стали чужими и для Узбекистана и для своей родины – Киргизии.

Оба респондента и авторы исследования промолчали, что причиной оттока узбеков из Киргизии является напряженность между представителями двух народов после межнационального конфликта 2010 года, унесшего тысячи жизней, и в основном узбеков. К тому же говорить, что узбеки более других подвержены радикальным идеям, неверно. Да, ислам среди узбеков имеет более сильные позиции, чем среди киргизов, но в последнее время радикальные идеи проникли и в киргизские общины. Так, стоит отметить относительно недавно появившуюся радикальную организацию «Йакын Инкар». Примерно месяц назад были задержаны 13 даватистов, то есть проповедников этой организации, которые прибыли из северной Нарынской области в южную – Баткенскую для давата, т.е. распространения своих идей, пропаганды, привлечения новых сторонников. Здесь необходимо отметить, что все они киргизской национальности и собирались проповедовать среди киргизов, а не узбеков, так как, кроме настороженности, между представителями двух народов есть еще и языковой барьер. Основная их идея состоит в отказе от всего мирского и непризнании светской власти.

Так что, несмотря на тот факт что ислам пока имеет более слабые позиции среди киргизов, чем среди узбеков, количество верующих среди титульного населения растет. И очень часто это не классический ислам, донесенный имамами, а радикальные идеи проповедников из запрещенных организаций. Также следует отметить, что «Йакын Инкар» отделилась от более крупной международной исламской организации «Джамаат таблиги», которая запрещена во многих странах, в том числе и в странах СНГ, кроме Киргизии. Мало того, сам верховный муфтий, то есть глава всех мусульман страны, состоит в этой организации.

Как утверждает теолог Дилмурод Орозов, священнослужитель, руководитель республиканского Центра исламского образования, в идеологическом плане это довольно радикальная группировка, хотя и не проповедует свержение власти насильственным путем. «Они не признают религиозную власть, то есть муфтия, не признают светскую власть, – рассказал Д. Орозов. – Сторонники «Йакын Инкар» проповедуют аскетический образ жизни, который порой переходит все границы. Например, они запрещают своим детям ходить в школу, членам своих семей обращаться к врачам, не приемлют прививки. Да и название организации можно перевести как «отрицание всего мирского». Также интересен тот факт, что их лидеры проживают в Индии, а не в арабских странах».

По мнению теолога, такие группы, как «Йакын Инкар», не прекратят проповедовать. «Освоив» Киргизию, они непременно перенесут свою деятельность в соседние страны и Россию, где очень много трудовых мигрантов-киргизов.

…В Новосибирске рядом с Хилокским рынком есть стихийная «биржа труда», где собираются мигранты из Центральной Азии в надежде получить поденную работу, чаще всего речь идет об уборке мусора, рытье канав, переноске грузов и прочем неквалифицированном труде. Один из мигрантов из Киргизии, представившийся Акматом, рассказал, что, примерно раз в неделю на «бирже» появляются люди, которые «заводят разговоры о вере». Он утверждает, что это даватисты. Сказать, насколько их деятельность эффективна, он не смог, ему не до религии – деньги зарабатывать надо. Акмат также сказал, что даватисты иногда приходят в квартиры, где живут мигранты по 8-12 человек, то есть туда, где можно сразу охватить большую «аудиторию», и находят внимательных слушателей. Хотя бывает, что мигрантам не до проповедей после тяжелого трудового дня.

В самой же Киргизии силовые структуры регулярно, как минимум раз в неделю, сообщают о задержании радикалов и экстремистов. В апреле был задержан гражданин одной из стран СНГ, как сообщает Госкомитет национальной безопасности, который нелегально прибыл в Киргизию для вербовки верующих в зону боевых действий в Сирии. Но есть проповедники-даватисты и среди граждан Киргизии. При этом тревожит тот факт, что подчас ими являются представители официального ислама. Так, 20 мая Ошский областной суд сообщил, что были осуждены двое граждан к трем годам лишения свободы за хранение экстремистских материалов. Их обвинили в том, что в течение пяти лет «они проводили уроки радикального ислама в Ноокатском районе и призывали к участию в боевых действиях в Сирии». И при этом один из осужденных является имамом одной из мечетей, а другой — даже казы Араванского района, то есть официальный духовный лидер всех мусульман района.

Отдельно следует отметить, что органы правопорядка все чаще задерживают и передают в суды дела по статьям, связанным с религиозным терроризмом и экстремизмом. Так, по сообщениям киргизской ГСИН, в 2016 году по этим статьям были осуждены 180 человек. Тогдашний заместитель главы ГСИН Жоробек Дуйшенбиев сообщил, что «категория осужденных за терроризм и экстремизм увеличивается. В 2013 году за экстремизм и терроризм осудили 81 человека, в 2014-м – 116, в 2015 году – 132». А в прошлом году за экстремизм и терроризм осудили 422 человека.

Большая часть осужденных – люди в возрасте 31-45 лет. А согласно докладу Управления ООН по наркотикам и преступности в Киргизии, каждый пятый осужденный за преступления террористического характера и экстремистской направленности – женщина. Зачастую эти люди получают небольшие сроки. Выйдя на свободу, они либо продолжают свою преступную деятельность в Киргизии, либо уезжают в страны СНГ или в зоны военных конфликтов в исламских странах.

Ринат Файзулин

16.06.2018

Источник: «Ритм Евразии»