Домой Работы Центра Имам Абу Ханифа и ханафитский мазхаб

Имам Абу Ханифа и ханафитский мазхаб

И опять возвращаясь к теме социальных сетей и темам, которые там активно обсуждаются по поводу событий, происходящего в Узбекистане.

Люди по своему собственному не знанию и не пониманию, идут на поводу у провокаторов и разжигателей фитны.
Последние же активно пытаются в вести в заблуждение, мало образованное в религиозном плане население, дабы роз жечь смуту среди мусульман и посеить не доверие к власти и президенту.

К сожаление в истории человечества такое было всегда. завистники и лицемеры пытались опорочить и обвинить в неверии праведных правителей и великих ученных мужей.

Сегодня я хотел бы затронуть тему великого имама Абу -Ханифа. Имама на основе мазхаба, которого вот уже более тысячи лет исповедуют Ислам мусульмане Узбекистана.

Ну‘ман ибн Сабит Абу Ханифа (699–767 гг.; по хиджре 80–150 гг.) — выдающийся факых и мухаддис, основатель одного из четырех суннитских мазхабов. Некоторые относят его к первому поколению после Пророка (ат-таби‘ун). Другие считают, что он относится ко второму поколению (атба‘у ат-таби‘ин) [1]. Среди его учителей были и сподвижники пророка Мухаммада. Отвергнув предложение халифа Мансура занять должность главного судьи Багдада, был заключен в тюрьму, где и скончался.

Абу -Ханиф — первый систематизатор фикха. Автор трактатов «Аль-фикх аль-акбар», «Муснад аби ханифа» и др.

Мазхаб в переводе с арабского языка означает «путь», а в юридическом смысле – юридическая «школа» шариатского права в исламе. К настоящему времени среди мусульман-суннитов распространение получили четыре мазхаба: ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Но первоначально в исламе никаких мазхабов (юридических школ) не было. Они начали складываться в VII−XII веках, когда стало бурно развиваться исламское право.

Дело в том, что Халифат (государство, основанное пророком Мухаммадом (мир ему!) стремительно расширялся, в его орбиту втягивались новые страны, культуры и цивилизации. Это было время расцвета науки, экономики. Требовалось решать новые проблемы − от бытовых до философских, политических, экономических. Необходимы были новые подходы к применению норм ислама.

Самым первым в суннизме появился Ханафитский мазхаб. Название эта правовая школа получила в честь своего основателя − имама Абу Ханифы, перса по национальности. Абу Ханифа − самый известный и признанный среди всех мусульман мира имам.

Ханафитский мазхаб отличается толерантностью, гибкостью, особенно в торговых, финансово- экономических отношениях, а также в гражданском и уголовно-процессуальном праве. Имам Абу Ханифа избрал такой метод: дискуссировать и обсуждать все вопросы в кругу многочисленных учеников. Он обозначал проблему. Каждый ученик предлагал решение и аргументировал его. Все предложения протоколировались. Из них Абу Ханифа выбирал самое оптимальное. Сам имам Абу Ханифа был еще и торговцем тканями, что тоже наложило отпечаток на развитие этой правовой школы как самой рациональной.

Абу-Ханифа вошел в историю мусульманской науки как глубочайший знаток Божьего Закона – Шариата. Однако мало кто знает, что до того, как посвятить себя изучению практических норм Ислама величайший предстоятель изучал теоретическое богословие – калам. Занявшись каламом, Абу-Ханифа познакомился с теологическими построениями различных школ и направлений. И на данном поприще, несмотря на свою молодость, начинающий ученый весьма преуспел и, как он вспоминал позднее, «достиг такой степени, что на меня показывали пальцем» [2, с. 23]. Для того чтобы закрепить успех, Абу-Ханифа принимал участие во многих богословских диспутах, проводимых среди авторитетных теологов того времени, естественно, выходя из них всякий раз неизменным победителем. Более двадцати раз он с этой целью выезжал в соседнюю Басру, проводя в этом городе достаточно много времени, но и там ему не было равных [2, с. 22-23]. Всего же Абу-Ханифа дискутировал почти с 22 богословскими сектами [2, с. 69].

Эти самые секты не однократно пытались обвинить имама в куфре , то есть в неверии. Пытались его опорочить и даже убить!

В 745 году хариджиты (что то типа современных вахабитов и такфиристов) восстали против халифа. Ирак охватила война, в результате которой города Куфа, Васит и Мосул оказались во власти смутьянов. Они утверждали, что мусульманина, совершившего тяжкий грех, а значит, впавшего в неверие, дозволено убивать. Они не щадили никого, кто был не согласен с их мнением. В то время имам Абу Ханифа был известным в Ираке учёным-законоведом. В городах, захваченных хариджитами, имам вступал с ними в диспуты.

После того как хариджиты появились в Куфе, они схватили Абу Ханифу и сказали ему: «Покайся о шейх от неверия (на котором ты)!»
Тогда Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) ответил: «Я каюсь перед Аллахом от любого проявления неверия!».
После чего они отпустили Имама. И когда Имам собрался уходить, кто-то сказал хариджитам (их главарям): «Поистине он покаялся от неверия, имея в виду те, убеждения на которых вы! Верните его и спросите!».

Тогда один из главарей хариджитов спросил Имама: «Ты покаялся от неверия, имея в виду то, на чём мы?!»
На что Абу Ханифа ответил ему: «Ты судишь (обо мне) предполагая или же согласно знанию?»
Хариджит ответил: «Предполагая».
Тогда Абу Ханифа сказал: «Поистине Всевышний Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اجْتَنِبُوا كَثِيرًا مِنَ الظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْمٌ
«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом» (сура «аль-Худжурат», 12).

Получается твоё предположение – это ошибка (грех), а грех по вашему – это неверие, поэтому, ты сперва покайся от своего неверия!»
Тогда хариджит сказал: «Ты правдив, о Шейх, и я каюсь за это неверие!»

Ещё одним ярким примером мудрости великого Имама был случай когда однажды к имаму в мечеть пришла группа хариджитов. «О Абу Ханифа, – обратились они к имаму. – Мы зададим тебе два вопроса. Если ты ответишь на них правильно, мы оставим тебя в покое, в противном случае – тебя ждет смерть». «Спрашивайте», – ответил имам. Хариджиты продолжили: «На пороге находится два трупа: один принадлежит пьянице, другой – женщине, которая умерла при рождении ребёнка, зачатого от прелюбодеяния, так и не покаявшись. Они мусульмане или неверные?» Хариджиты были готовы тут же прикончить имама, если он ответит, что они – мусульмане.

Имам задал хариджитам встречный вопрос: «Были ли эти умершие иудеями?» Нет. «Были ли они христианами?» — снова спросил Абу Ханифа. Услышав отрицательный ответ, имам снова спросил: «Они огнепоклонники?» Нет. «Они были язычниками?» Снова нет. Тогда имам спросил хариджитов, кем же они в таком случае являлись, какой общине принадлежали? Хариджиты ответили, что они были мусульманами. Тогда имам продолжил: «Вы сами ответили на свой вопрос и признали, что они были из числа мусульман».

Хариджиты спросили у имама: «Эти покойные отправятся в рай или же в ад?» «Я скажу про них то, что пророк Ибрахим (алейхиссалям) сказал про ещё худших людей, – и имам прочитал аят Корана. – А также я скажу про них то, что пророк Иса (алейхиссалям) сказал про ещё худших из людей: «Если Ты подвергнешь их наказанию, о мой Аллах, то, поистине, они рабы Твои. Если Ты простишь им грехи, то, поистине, Ты над всякой вещью мощен и во всём исходящем от Тебя заключена мудрость».Таким образом Абу Ханифа досконально объяснил им решение вопроса, используя аргументы из Корана. Хариджиты проиграв в дискуссии, покинули мечеть и оставили свое оружие.

В разные времена истории, как мы и сейчас наблюдаем, смутьяны,типа наших современных обвиняли праведных мусульманских правителей в неверии и даже пытались сделать из них евреев!

Так например всё в той же Куфе один смутьян пытался обвинить праведного правителя и третьего халифа Усмана в том что он еврей!

– Усман ибн Афван – это иудей! – грубо лгал он, преследуя свою низкую цель. Прознав об этом, Абу-Ханифа немедля отправился к хулителю.

– Я пришел сосватать твою дочь, – обратился он к нему, желая как можно быстрее угомонить сквернослова.

– За кого?

– За одного благородного человека, богатого, знающего наизусть Божье Писание, щедрого, того, кто ночь проводит в молитвенном поклоне и много плачет от богобоязненности…

– Абу-Ханифа, этого уже достаточно!

– Но я описываю лишь качества.

– Чьи же?

– Иудейские.

– Боже свят! Ты что же хочешь, чтобы моя дочь вышла замуж за иудея?

– А ты не выдашь?

– Нет!

– А вот Пророк (САВ) выдал за «иудея» двух своих дочерей[6]!

– Прости меня Боже! Я каюсь пред Тобой, – воскликнул хулитель Усмана, поняв свою ошибку [5, с. 364].

Имам Абу -Ханифа застал Табиинов, его учителями были люди которые ещё помнили пророка Мухаммада С.А. С. Многому Имам научился и у внуков Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) — Зайда бин Али и Мухаммада аль-Бакыра. Однажды, Мухаммад Бакыр, да будет к нему милостив Аллах, при встрече с Имамом Абу Ханифа сказал: «В то время, когда появятся желающие исказить религию, ты возродишь религию моего предка. Ты будешь спасителем заблудших и Аллаху Тааля поможет тебе в этом».

Именно по этой причине наши предки выбрали именно мазхаб Абу-Ханифа, а не боле поздних имамах.

Я искренни верю в то, что сегодняшние мусульмане Узбекистана не будут ввергнуты в сомнение и смуту. Примером и основой для этого будет служить мазхаб Имам Абу-Ханифа, а так-же грамотная и рассудительная религиозная политика нашего национального лидера Шавката Мирзиёева!

Алишер САДЫКОВ