Домой Наши работы «Безопасность журналистов и борьба с безнаказанностью в средствах массовой информации Узбекистана»

«Безопасность журналистов и борьба с безнаказанностью в средствах массовой информации Узбекистана»

Отчет выполнен по просьбе Представительство ЮНЕСКО в Узбекистане

  1. Методология, используемая при анализ зарегистрированных в Республике Узбекистан СМИ

Подсчет и анализ СМИ, осуществляющих свою деятельность в Республике Узбекистан проводился на основании прямых и косвенных показателей, а так же прямых интервью.

  1. Перед празднованием очередной годовщины Дня работников печати и средств массовой информации 26 июня Президент Республики Узбекистан заявил: «В годы независимости количество средств массовой информации увеличилось в стране почти в 4 раза и достигло 1500, что свидетельствует о последовательном продолжении преобразований в сфере».
  2. На сайте Узбекской почты (http://pochta.uz/ru/podpisnye-katalogi.html) размещен подписной КАТАЛОГ на все печатные периодические издания, распространяемые в Республике Узбекистан.
  3. На сайте издания GOLDENPAGES (https://www.goldenpages.uz/rubrics/?Id=22) размещены юридические адреса всех печатных периодических изданий, телерадиокомпаний и студий кабельного, спутникового и цифрового телевидения.
  4. На сайте www.uz (https://www.uz/ru?cat_id=359) размещена статистика по посещению всех интернет изданий, расположенных в доменной зоне UZ. При этом необходимо отметить, что многие печатные издания также размещают во всемирной паутине и интернет версии изданий.
  5. Также были использованы прямые интервью с 30 руководителями интернет изданий, газет и журналов. В интервью вопросы задавали 21 главному редактору, 7 заместителю главного редактора и 2 ответственным в издании за кадры.
  6. Законодательство в области средств массовой информации

В Республике Узбекистан всё, что связано с деятельностью средств массовой информации (СМИ) регулируется следующими государственными документами:

  1. Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации», принятый 26 декабря 1997 года.

В данный Закон многократно вводились изменения. Наиболее крупные изменения были приняты узбекским парламентом (Олий Мажлис) 15 января 2007 года. Последние дополнения в Закон были внесены в 2018 году.

Необходимо обратить внимание на то, что ВСЕ изменения, внесенные в данный Закон за последний год, носят абсолютно демократический характер и направлены на либерализацию деятельности СМИ.

  1. Приложение к данному Закону — «ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА, регулирующие профессиональную деятельность корреспондентов средств массовой информации иностранных государств на территории Республики Узбекистан».
  2. Закон Республики Узбекистан «О защите профессиональной деятельности журналиста», принятый 24 апреля 1997 года. В данный закон также многократно вносились изменения, последние в 2018 году.

Необходимо обратить внимание на то, что ВСЕ изменения, внесенные в данный Закон за последний год, носят абсолютно демократический характер и направлены на либерализацию профессиональной работы редакций СМИ.

  1. Закон об «Издательской деятельности» от 30 августа 1996 года.
  2. Положение об Узбекском агентстве по печати и информации (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 30.12.2017 г. N 1038).
  3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30.12.2017 г. N 1038 «Об утверждении Положения об Узбекском агентстве по печати и информации, а также совершенствовании его деятельности».
  4. Постановление от 19.05.2008 г. Узбекского агентства связи и информатизации N 10-8/1493 и Узбекского агентства по печати и информации N 04-01 «Об утверждении Правил распространения периодических печатных изданий в Республике Узбекистан» (Зарегистрировано МЮ 18.06.2008 г. N 1826).
  5. Правила распространения периодических печатных изданий в Республике Узбекистан (Утверждены Постановлением от 19.05.2008 г. УзАСИ N 10-8/1493 и УзАПИ N 04-01, зарегистрированным МЮ 18.06.2008 г. N 1826).
  6. Положение о порядке осуществления мониторинга за соблюдением законодательства в сфере выпуска и распространения печатной и книжной, телерадио-, аудиовизуальной продукции и информационных ресурсов сети Интернет в Республике Узбекистан (Приложение к Постановлению КМ РУз от 28.06.2007 г. N 132).
  7. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28.06.2007 г. N 132 «О мерах по совершенствованию мониторинга за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций».
  8. Положение о порядке государственной регистрации средств массовой информации в Республике Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 11.10.2006 г. N 214)
  9. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11.10.2006 г. N 214 «О дальнейшем совершенствовании порядка государственной регистрации средств массовой информации в Республике Узбекистан».
  10. Правила печатания изданий (Утверждены Приказом гендиректора УзАПИ от 15.03.2006 г. N 29, зарегистрированным МЮ 14.04.2006 г. N 1561).
  11. Положение о лицензировании издательской деятельности (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 11.06.2004 г. N 275).
  12. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11.06.2004 г. N 275 «Об утверждении Положения о лицензировании издательской деятельности».
  13. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27.12.2002 г. N 454 «Об утверждении Положения о порядке регистрации и постановки на учет полиграфических предприятий».
  • Анализ зарегистрированных в Республике Узбекистан СМИ

В соответствии с Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, выдвинутой президентом, усовершенствовано национальное законодательство, касающееся СМИ принят Закон Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», который дает больше возможностей СМИ получать необходимую информацию для более широкого освещения их деятельности, что, в свою очередь, приводит к усилению ответственности госструктур за качество принимаемых ими решений.

После принятия этого Закона все без исключения государственные органы отвечают на все запросы СМИ в течение 10 рабочих дней.

Внесение в Закон «О средствах массовой информации» положения о запрете цензуры привело только к символическим изменениям при подготовке публикуемых материалов. Такое происходит по следующим причинам:

  1. При Агентстве была создана специальная структура «осуществляющая мониторинг за соблюдением законодательства в сфере выпуска и распространения печатной и книжной, телерадио-, аудиовизуальной продукции и информационных ресурсов сети Интернет в Республике Узбекистан».

Эта структура наделена полномочиями обращаться в суд с иском о лишении лицензий СМИ за публикацию материалов, которые считает нарушающими законодательство в данной сфере.

За время работы такой структуры несколько десятков СМИ в судебном порядке были лишены лицензий на свою деятельность.

  1. Поскольку учредители, а не только редакции СМИ несут ответственность за соблюдение вышеуказанного законодательства, то и у учредителей, и у редакторов с журналистами выработана высокая самоцензура.
  2. Несколько изданий, специализирующихся на информации о Узбекистане заблокированы местными интернет провайдерами по требованию властей.

В Республике Узбекистан деятельность СМИ регулирует специализированное Агентство по печати и информации (далее Агентство). Подчиняется Агентство непосредственно Кабинету Министров.

Агентство ответственно за реализацию государственной политики в области СМИ, информационного обмена, печати, издательской, полиграфической деятельности и распространения периодических изданий в стране.

Агентство также отвечает за мониторинг по соблюдению конституционных прав СМИ, гарантий свободы слова и печати, оказывает содействие развитию СМИ, издательского дела и полиграфии, а также осуществляет государственную регистрацию (лицензирование) издательской деятельности.

Кроме того, осуществляет мониторинг за соблюдением издательствами, СМИ действующего законодательства в области информации, а также участвует в разработке и реализации государственной политики в области производства рекламы и ее распространения через СМИ.

Агентство владеет точными данными о количестве зарегистрированных (получивших лицензию для осуществления деятельности в рамках закона) СМИ – газетами, журналами, телевидением, радио и интернет изданиями.

Однако на сайте Агентства не содержатся информации о количестве СМИ, прошедших государственную регистрацию и получивших лицензию для осуществления своей деятельности.

Все средства массовой информации по указанным источникам на август 2018 года составили:

Средства массовой информации Узбекистана
Газеты 690
Журналы 309
Интернет сайты СМИ 211
Телевидение 65
Радиокомпании 35
Кабельное ТВ 21
Бюллетени 15
Информ агентства 4

 

Для Узбекистана характерны процессы в развитии СМИ, аналогичные с теми, которые протекают в мировом информационном пространстве. За последние несколько лет число печатных изданий сокращается, в первую очередь газетных. Развитие Интернета, его популярность, особенно у молодежи, привели к резкому росту популярности веб-сайтов и распространению новостей с этих источников в социальных сетях: в «ФБ», «Одноклассниках», «Телеграм», «Вотсап», «Инстаграм», «ВКонтакте» и др.

Более того, большая свобода журналистов, публикующих свои материалы в Интернете, способствует интересу для читательской аудитории.

В настоящий момент на сайте www.uz зафиксировано 1893 сайта, зарегистрированных в зоне UZ. По областям они расположены следующим образом:

 

Область веб-сайтов число сайтов
Бизнес 587
Образование 352
СМИ 211
Развлечения 210
Госорганы 186
ИТ Индустрия 173
Общество 115
Дом 108
Органы хоз управления 103
Е-коммерция 82
Культура 67
Наука 63
Туризм 62
Спорт 48
медицина 16

 

Веб-сайты, осуществляющие свою деятельность как СМИ в доменной зоне UZ, разделены следующим образом.

 

Веб-сайты СМИ число сайтов
новостные сайты 72
газеты 55
блоги 46
журналы 19
радио 10
телевидение 9

Не все указанные в списке веб-сайты прошли регистрацию в Агентстве, которое выдает лицензии на их деятельность. При этом надо иметь ввиду, что формы периодического распространения средства массовой информации, не зарегистрированные в установленном порядке, в качестве СМИ не признаются.

Журналисты обязаны помнить, что в таком случае гарантии, предусмотренные в законах «О средствах массовой информации» и «О защите профессиональной деятельности журналистов», на них не распространяются.

О положениях Закона «О защите профессиональной деятельности журналистов», в частности разъяснения понятия «журналист», следует сказать несколько слов.

 Во-первых, журналистом признается не только лицо, состоящее в трудовых отношениях со СМИ (т.е. имеется трудовой договор и запись в трудовой книжке), но и сотрудничающее с ним на основе гражданско-правового договора (свободный корреспондент).

Во-вторых, функции, выполняемые журналистами, расширены. Раньше ими считались лица, собирающие, анализирующие и распространяющие информацию. Теперь в ряды журналистов добавляются работники, осуществляющие редактирование, распространение и подготовку сообщений и материалов для СМИ.

Соответственно на главных редакторов и сотрудников редакций распространятся обязанности журналистов, в т.ч. и вводимая обязанность соблюдать правила профессиональной этики.

Среди 10 самых популярных веб-сайтов в доменной зоне UZ четыре сайта – традиционные СМИ, четыре посвящены спорту, один – бизнес проект и один сайт развлекательный.

1 Daryo СМИ
2 OLX Бизнес
3 Stadion Спорт
4 Mover Развлечение
5 Championat.asia Спорт
6 Tribuna Спорт
7 Gazeta СМИ
8 Qalampir СМИ
9 Olamspot Спорт
10 Podrobno СМИ

 

Гендерные составляющих в штате редакций. Ни в одном из источников не встречаются статистические данные о соотношении в составе редакций между женщинами и мужчинами. Данные получены посредством интервью.

В редакциях 10 ведущих интернет СМИ соотношение женщин/мужчин составляет 35/65 процентов.

В редакциях 10 ведущих печатных СМИ (газеты) соотношение женщин/мужчин составляет 50/50 процентов.

В редакциях 10 ведущих печатных СМИ (журналы) соотношение женщин/мужчин составляет 65/35 процентов.

На телевидении в целом соотношение женщин/мужчин составляет 30/70 процентов. Такое большое количество мужчин связано с большим числом технического персонала. В редакциях, среди журналистов и ведущих такое соотношение составляет 55/45 процентов.

Ежегодно в Узбекистане проводится конкурс среди журналистов «Олин калам» (Золотое перо) на котором Комитет женщин Узбекистана награждает участников собственной наградой в номинации национальных и международных партнеров«За лучший материал, посвященный освещению в средствах массовой информации деятельности женщин».

  1. Сотрудничество СМИ Узбекистана с правоохранительными органами и судебной системой.

Сотрудничество представителей СМИ и судебных органов регламентируется следующими документами:

  1. Кодекс Республики Узбекистан об административном судопроизводстве.
  2. Правила поведения граждан в здании судов

Необходимо заметить, что либерализация основных законодательных актов, принятых в Узбекистане с начала 2017 года привели к структурным изменениям в подачи информации СМИ (в большей части частными интернет СМИ и некоторыми телеканалами). Информированность общества изменилась и журналисты, почувствовав большую свободу, а самое главное потребность у граждан в более справедливой информации стали более профессионально относится к подготовке материалов.

Большую уверенность узбекским журналистам придала проводимая в Узбекистане за последние два года практика освобождения из мест заключения журналисты: С.Абдурахманов, М.Бекджанов, Б.Эшкузиев, Б.Ибрагимов, Д.Кабилов, Ю.Рузимурадов, Д.Саидов, Д.Тоджиев, Р.Вафоев, Д.Каримов, Б.Абдуллаева, отбывавшие наказания, в том числе, и по надуманным предлогам. Некоторые из них продолжают свою профессиональную деятельность. Например, журналист Хайрулло Хамидов, пять лет проведший за решеткой по обвинениям в экстремизме, назначен главным редактором культурно-художественных программ на государственном телеканале «Культура и просвещение».

Также внесение изменений в указанные выше законы изменили отношение представителей судебной власти к журналистам, их желанию участвовать во время судебных разбирательств, проводить аудио- или видео съемку. Правда, такая практика касается лишь открытых заседаний судов.

При этом необходимо иметь ввиду, что в Узбекистане за эти два года появилась практика оправдательных приговоров. Например, по итогам 2017 года судами было рассмотрено 59 135 уголовных дел в отношении 77 401 лица, 217 314 административных дел в отношении 272 485 лиц, 286 862 гражданских дела, 347 479 экономических дел и вынесены 806 170 судебных приказов.

За прошлый год количество осужденных составило 54 687 лиц, из них в отношении 15 856 лиц применены наказания в виде лишения свободы и 38 831 лица другие виды наказаний.

Также 262 человека оправданы, 4 389 освобождены из зала суда, 18 655 условно-досрочно освобождены от отбывания наказания, 9 367 лицам назначенное наказание заменено на более мягкое, из обвинения 5 841 человек исключены статьи, необоснованно вменённые органами предварительного следствия.

Такие изменения свидетельствуют о благоприятном климате в судебной системе и совершенно иным возможностям для журналистов осуществлять свою профессиональную деятельность.

Необходимо отметить, что одним из факторов высокой популярности у читателей, особенно у молодежи, явились репортажи о резонансных судебных разбирательствах, которые освещались интернет изданиями и некоторыми ТВ каналами.

 О том, что либеральные дополнения в законодательные документы (указанные выше) реально изменили ситуацию сотрудничества между СМИ и судебной системой коренным образом изменилась свидетельствует 26 сентября 2017 года. В этот день в Мирабадском районном суде по уголовным делам состоялось первое слушание по делу об убийстве учащегося медицинского колледжа им.Боровского Жасурбека Ибрагимова. Информация об убийстве Ж.Ибрагимова впервые появилась в ФБ, его подробности были подхвачены всеми ведущими интернет СМИ. Расследование превратилось в резонансное, приведшее к тому, что на судебное разбирательство были допущены журналисты изданий из первой десятки. Каждое судебное заседание сопровождалось материалами, публикуемыми 28 местными изданиями. Термин резонансный – полностью оправдан, так как широкое освещения суда в СМИ привела к расследованию массы нарушений в медицинском колледже им.Боровского, которые привели к его закрытию. Публичность в СМИ привела к тому, что дело, которое пытались «замять» в начале расследования было доведено до справедливого наказания.

Вторым существенным доказательством такого посыла журналисты считают открытое для посещения представителями СМИ судебное разбирательство по делу журналиста Бобомурода Абдуллаева. 7 марта этого года в Ташкентском городском суде по уголовным делам начался процесс по делу журналиста Б.Абдуллаева, блогера Х.Насреддинова, а также местных предпринимателей Р.Салаева и Ш.Оллоерова, обвиняемых в антиконституционной деятельности. Судья по данному процессу Зафар Нурматов сам обратился к СМИ с предложением присутствовать на судебных разбирательствах. Ход судебного следствия освещали 9 узбекских СМИ.

В настоящее время все без исключения судьи готовы допускать представителей СМИ на судебные разбирательства, если они проводятся в открытом режиме. Однако представители СМИ сегодня не готовы освещать судебные процессы. Также хочу привести пример из собственной практики автора данного доклада посещения судебных процессов. В число исследований автора входит изучение деятельности религиозно-экстремистских организаций (РЭО), в рамках которых было посещено более 30 судебных процессов. На одном из них рассматривали дело о членах одной из РЭО. Двое обвиняемых были осуждены заочно, так как в тот момент находились в Швеции. Один из них гражданин Узбекистана С. попросил политическое убежище в Швеции на основании преследования в Узбекистане по мотивам религиозного преследования и на основании того, что он является геем и это угрожает его безопасности в Узбекистане. Публикация этого факта вызвала бурный протест со стороны родственников С., которые обвинили журналиста в оскорблении обвиняемого и сложностей в их жизни, к которым привела публикация данного факта. Хотя сам С. говорил о своей нетрадиционной ориентации открыто и свободно.

Еще один немаловажный факт, который необходимо упомянуть – отсутствие интереса к судебным разбирательствам со стороны СМИ, принадлежащим государственным организациям или ведомствам. Это можно объяснить тремя причинами:

  1. Минимальным количеством среди таких СМИ, которые из-за своей ведомственной принадлежности вообще не публикуют материалы, связанные, с жизнью общества.
  2. Высоким уровнем самоцензуры, который предполагает готовить по принципу «как бы чего не вышло».
  3. Боязнью оказаться обвиненными в попытках оказать давление на суд со стороны адвокатов либо истца, либо ответчика.

Необходимо отметить, что изменения в указанных законах изменили и работу пресс-служб правоохранительных органов. Открытость и оперативность в освещении тех или иных происшествий и событий, с высокой периодичностью проводимые пресс-конференции упростили работу представителям СМИ. Особенно это касается работы пресс-службы городского управления внутренних дел (ГУВД) и Генеральной Прокуратуры.

Кроме того, ГУВД Ташкента незамедлительно комментируют по телефону представителям СМИ те или иные события, что безусловно способствует их своевременному и точному освещению.

  1. Выводы:
  • За последние два года в результате активных реформ, проводимых в законодательной базе Узбекистана, касающихся профессиональной деятельности журналистов и роста использования интернета, медийная сфера переживает резкий подъем интереса и конкуренции.В этот период появилось множество новых информационных ресурсов на узбекском и русском языках.
  • Одновременно развиваются в новых условиях и уже действующие СМИ. Теперь СМИ могут писать на политически чувствительные.
  • С изменениями в законодательной базе, связанной со СМИ, журналисты гораздо сильнее критикуют властные структуры и общество. Президент призывает чиновников, включая высокого уровня, к большей открытости для прессы и общению с гражданами через соцсети. Антикоррупционные публикации, журналистские расследования, материалы с резонансных судебных разбирательств – придали уверенность местным журналистам.
  • Регулярная работа пресс-клубов, пресс-коференции руководителей правительства, министерств, ведомств – создают атмосферу уверенности в открытости узбекского общества.
  • Все эти процессы проходят на фоне постоянных требований президента Ш.Мирзиёева к журналистам быть более профессиональными: «Хочу отметить, что настоящими журналистами я считаю тех представителей этой профессии, которые смело поднимают вопросы устранения различных преград напути нашего развития, прежде всего таких негативных проявлений, как бюрократизм, равнодушие, вымогательство, коррупция, для кого долгом и смыслом жизни является формирование общественного мнения, непримиримого к подобным порокам».

 Рекомендации

Рекомендации журналистам

  1. Журналистов необходимо научить правилам поведения в судах. Основой таких знаний должны быть — Кодекс Республики Узбекистан об административном судопроизводстве и Правила поведения граждан в здании судов. Очень важно рассказать узбекистанским журналистам как такие репортажи делают коллеги в других странах.
  2. Журналистов необходимо научить правилам обращений в судебные инстанции и взаимоотношениям с руководителями судов при освещение судебных разбирательств. Как получать разрешения на использование аудио- и видео аппаратуры во время судебных слушаний.
  3. Журналисты нуждаются в обучении правильного использования полученных материалы в ходе судебных разбирательств таким образом, чтобы не дать возможность адвокатам или сотрудникам прокуратуры обвинить журналистов и представляемых ими СМИ в давлении на судей.
  4. Журналистов необходимо научить правилам хроникерского изложения судебных разбирательств, не допуская при этом собственных комментарий, которые могут навредить сторонам судебного процесса.
  5. Журналистов необходимо научить предварительной работе (собеседованию) с адвокатами и сотрудниками прокуратуры по изучаемому судебному разбирательству.
  6. Журналистам необходимо тщательно разъяснить положения Закон «О профессиональной деятельности журналистов», помнить при этом статью 15 данного Закона «Журналист несет ответственность за достоверность подготавливаемых и распространяемых им сообщений и материалов в порядке, установленном законодательством». Однако максимально широко использовать возможности, предоставляемые указанным Законом. Журналистам представители власти должны рассказать о последствиях нарушения данного Закона и прецеденты по нарушению данного Закона, которые имеются у представителей власти.
  7. Журналисты нуждаются в понимании основных принципов собственного журналистского расследования параллельному судебному. Журналистов необходимо научить важности многократной проверки использованных фактов и быть готовым предоставить их в судебном разбирательстве. Журналисты нуждаются в мировом опыте по проведению журналистских расследований.

Рекомендации судьям/сотрудникам прокуратуры/правоохранительным органам.

  1. Представителям правоохранительных органов (ПО), ответственных за общение с журналистами, необходимо разъяснить преимущества открытости во взаимоотношениях со СМИ. Представителям ПО необходимо донести посыл, принятый в международной практике —  чем больше передано информации представителям СМИ, тем больше справедливости в обществе, тем больше доверия к системе государственной власти.
  2. Представителям ПО необходимо рассказать: как стремление к открытому, честному и справедливому общению с журналистами может изменить представление в обществе имидж правоохранительных органов в положительную сторону.
  3. Представителям ПО необходимо объяснить, что ответы на происходящие события должны быть молниеносными, журналисты, в сложившихся условиях должны получать информацию не только на пресс-конференциях, а сразу после события — по телефону. Примером может в данном случае служить ГУВД Ташкента.
  4. Представителям ПО необходимо объяснить важность активного использования социальных сетей для распространения подготовленной информации, необходимой для распространения среди населения, особенно среди молодежи. При этом они должны понимать, что интернет СМИ владеют гораздо большими возможностями для более широкого освещения происшествий или ситуации, чем собственные медиа ресурсы (медиа центры) ПО.
  5. Необходимо научить представителей ПО готовить совместно со СМИ материалы о своей работе в более популярной у молодежи форме – инфографика, короткие видео ролики и др.
  6. Научить представителей ПО использовать СМИ (не только государственные, но и частные в большей степени), как инструмент проведения широких и масштабных профилактических мероприятий по недопущению совершения уголовных преступлений, распространению идей насильственного экстремизма, радикализации, ведущими к терроризму.

 

Виктор МИХАЙЛОВ