Домой Лента новостей В ЦА может появиться база данных приверженцев экстремистских течений

В ЦА может появиться база данных приверженцев экстремистских течений

Казахстан тестирует единую базу данных по приверженцам радикальных религиозных течений разных конфессий и технологию их дерадикализации, которая может стать общереспубликанской, сообщает центральноазиатский информационный портал News-Asia.

Данный опыт сможет быть перенят в двустороннем и многостороннем формате  партнерами Казахстана на мировом уровне при условии его эффективности. Об этом заявил руководитель  РОО «Контртеррористический комитет» Аманжол Уразбаев,  выступая на симпозиуме в Бишкеке, посвященном противодействию экстремизму онлайн.

По словам Уразбаева, в Казахстане уделяется достаточное внимание борьбе с радикализацией, терроризмом и экстремизмом.

«Каждая из стран Центральной Азии после обретения независимости начала совершенствовать законодательную систему, не исключение и Казахстан. Были внесены изменения в уголовный кодекс Казахстана, в систему по противодействию терроризму и экстремизму. В Казахстане программа по противодействию работает с начала 2000-х годов и большая часть средств шла на укрепление спецподразделений КНБ. Новая же программа на 2018-2022 год сделала акцент на профилактику распространения радикализма в стране и на нее будет выделено около миллиарда долларов США», — отмечает Уразбаев.

Кроме того, была создана Ассамблея народов Казахстана, которая работает на консолидацию всех народностей, проживающих в республике. С 2008 года работает комитет по делам религий, преобразованный в министерство по делам религий и гражданского общества, а затем в министерство общественного развития.

«Активно подключились к этой теме и наши высшие учебные заведения и школы. В стороне не остались и местные исполнительные органы – во всех акиматах работают управления по делам религии, которые в контакте с рядом структур проводят мероприятия по предупреждению насильственного экстремизма. А для связки между государствами и НПО появился центр поддержки гражданских инициатив, через который НПО могут получать гранты, одно из направлений которых – дерадикализация и формирование согласия в казахстанском обществе. На эти цели было выделено более 600 тысяч долларов США, в 2019 году сумму планируют удвоить», — добавил руководитель комитета.

В работу включены и две категории населения, которые легко могут оказаться в паутине положений, выдвигаемых  МТО. Это женщины и дети – не только оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации или те, в чьей семье есть родственники, примкнувшие к экстремистским течениям, но и кто вернулся из зоны боевых действий на Ближнем Востоке.

«В рамках этих проектов по ряду линий ведомств ведется так же активная работа с женскими джамаатами. Идет акцент на обучение его участниц основам ислама, кроме того, ведется их социальная адаптация, девушки и женщины получают  ряд специальностей  и работу – например, обучаются швейному делу и много другому. Что касается возвращения из Сирии женщин и детей, в Казахстан из Сирии был возвращен 81 ребенок, не достигший 16 лет. Решением главы государства был проведено заседание Совета безопасности, где было принято решение в 2018 году выделить 200 млн тенге на открытие в 9 регионах республики реабилитационных центров для детей, вернувшихся из зон контртеррористической активности,  и сейчас эта работа в активной стадии, — отметил Уразбаев.

Также озвучен опыт работы нововведения, которое при условии эффективности охватит не только Казахстан, но и Кыргызстан, и, возможно, другие страны. Речь идет о создании единой базы данных учета членов религиозных деструктивных объединений и работе по их возвращению в лоно традиционной религии.

«Учебно-практический центр по противодействию глобальным угрозам современности уже запустил пилотный проект в Астане, в числе его задач – систематизация работы противодействию религиозному экстремизму. В наших государствах силовики и другие органы проводят большую работу по выявлению и учету членов религиозных деструктивных объединений, но, когда речь заходит о статистике, то цифры начинают плавать. Например, Казахстан в 2017 году, по данным  Министерство по делам религий и гражданского общества, насчитывал 23 457 членов экстремистских объединений исламского и христианского толка, оказалось, что не на всех них есть реальные данные. Мы разработали методику по выявлению уровня радикализации,  и на базе Астаны мы проводим опрос всех предполагаемых членов деструктивных объединений. Выяснилась интересная цифра – порядка половины тех, кто носит религиозную атрибутику, имеет поверхностное знание основ религии – например, человек выучил несколько сур и считает, что знает Коран», — пояснил  руководитель РОО «Контртеррористический комитет».

После того, как пилотный проект заработает в Астане, этот опыт планируют распространить по всему Казахстану.

«Планируем создать единую базу данных по членам религиозных деструктивных объединений, образно говоря, «поставить бол.ьному диагноз». И составить для них типовой план разубеждения  и социальной адаптации – большая часть тех, кто уходит в деструктивные секты, делает это из социального протеста. Так же после индивидуальной  работы – «лечения» можно будет на основе методики дерадикализации сказать – вернулись ли эти люди в лоно традиционной религии, или же остались верны своим заблуждениям? Если остался, то   работа с ними будет вестись в другом русле. Такая база данных и методика будет не только у Казахстана, но и на международных площадках мы будем делиться этим опытом как в масштабе многоформатном, так и в двустороннем порядке», — заключил Уразбаев.

14.09.2018