Международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) раскритиковала власти Киргизии за «избыточно агрессивное» применение статьи о хранении экстремистских материалов и призвала их пересмотреть данную статью. Об этом говорится в докладе организации «»Мы живем в постоянном страхе». Хранение экстремистских материалов».
По сведениям организации, в Киргизии по статье 299-2 Уголовного кодекса «Хранение экстремистских материалов» с 2010 года были осуждены не меньше 258 человек. Еще несколько сотен человек ожидают суда в настоящее время. Во многих случаях, говорится в докладе, в материалах не содержалось прямых призывов к насилию, а обвиняемые не занимались распространением этих материалов и не использовали их для подстрекательства к насилию.
«Власти Кыргызстана должны возбуждать дела в связи с совершением или планированием актов насилия, но не в связи с наличием у людей видеороликов, которые они смотрят, или книг, которые они читают. Существование уголовной статьи за одно лишь хранение материалов при размытых критериях признания их экстремистскими открывает широкие возможности для несправедливого преследования политических оппонентов, активистов, журналистов, адвокатов и обычных граждан», – отмечает старший исследователь Human Rights Watch по вопросам терроризма и контртерроризма Летта Тэйлер.
Документ указывает на то, что статья 299-2 основывается на перечне деяний экстремистской направленности из закона «О противодействии экстремистской деятельности» 2005 года, куда в том числе входят «унижение национального достоинства», «хулиганское действия» и «акты вандализма». Решение, является ли материал экстремистским, выносят эксперты Государственной комиссии по делам религий, которых правозащитники подозревают в предвзятости и некомпетентности. Правительство решило передать экспертизу материалов на экстремизм в Государственную судебно-экспертную службу, однако на момент подготовки доклада этого еще не произошло, отмечают в HRW.
Авторы доклада обращают внимание на то, что, согласно обзору судебной практики Верховного суда Киргизии 2016 года, преобладающую часть лиц, осужденных за экстремистские преступления, составляют этнические узбеки с юга страны. «Human Rights Watch не имеет возможности подтвердить или опровергнуть тезис о том, что уголовное преследование по статье 299-2 осуществляется целенаправленно по этническому или религиозному признаку. Однако многие фигуранты таких дел и их родственники из числа этнических узбеков убеждены, что именно так и происходит, и это обстоятельство служит потенциальным источником межобщинной напряженности», – говорится в документе.
Правозащитники отмечают, что борьба с терроризмом и экстремизмом в Киргизии проходит на фоне подъема трансграничных вооруженных исламистских группировок, и напоминают, что выходцев из центральноазиатского региона обвиняют в причастности по меньшей мере к семи резонансным нападениям с 2016 по 2018 годы. В организации подчеркнули, что безоговорочно осуждают такие нападения и признают обязанность любого государства обеспечивать защиту всем лицам в пределах его юрисдицкии. В то же время, указывают авторы доклада, международное право требует от государств максимально четко определять состав любого уголовного преступления и уважать свободу мнений и их выражения, включая право придерживаться даже таких взглядов, которые могут восприниматься как оскорбительные или неприемлемые.
В новый Уголовный кодекс Киргизии, напоминает HRW, был возвращен ранее исключенный признак «с целью распространения», однако старт судебно-правовой реформы, в рамках который был принят новый УК, запаздывает. Правозащитники призвали руководство страны обеспечить введение в действие нового УК в предусмотренные сроки. Также организация призвала власти республики пересмотреть все приговоры по делам, в которых фигурирует только хранение экстремистских материалов.
Доклад HRW основан на исследованиях, проводившихся в июне 2017 года — мае 2018 года. При подготовке доклада правозащитники проинтервьюировали 70 человек, в том числе 11 человек, обвиненных или осужденных по статье 299-2, родственников 13 фигурантов таких дел и 17 местных правозащитников и профильных адвокатов. Кроме того, были проведены встречи с тремя чиновниками из органов безопасности и старшим сотрудником аппарата омбудсмена.
18.09.2018
Источник: МИА «Фергана»