Домой Лента новостей Совпадение позиций Тегерана и «Талибана» — мнение эксперта

Совпадение позиций Тегерана и «Талибана» — мнение эксперта

МИД Ирана официально объявил о состоявшейсяна минувшей неделе встрече заместителя министра иностранных дел Аббаса Аракчи с делегацией группировки «Талибан». Факт проведения обстоятельных переговоров с иранскими официальными лицами в Тегеране также подтверждается талибами.

Надо отметить, что контакты между представителями Ирана и талибами активизировались после проведения американцами серии содержательных встреч с «Талибаном» в Абу-Даби, Исламабаде и Дохе. С целью обсуждения вопроса об официальном начале мирных переговоров спецпредставитель США по афганскому примирению Залмай Халилзад посетил большинство стран региона, включая Пакистан, Индию, Россию, Узбекистан, Туркменистан, Саудовскую Аравию, ОАЭ и Катар, воздержавшись при этом от поездки в Иран. Как известно, Соединенные Штаты находятся в крайне напряженных отношениях с Ираном, имея диаметрально противоположные позиции с этой страной по большинству региональных вопросов, в том числе по ситуации в таких странах, как Сирия, Йемен, Ирак и Афганистан.

Иран уже несколько лет поддерживает контакты с «Талибаном». При этом, официальные лица Ирана неоднократно заявляли, что их отношения с талибами не означают оказание политической или военной поддержки этой группировке. Между тем, американцы обвинили Иран в снабжении «Талибана» вооружением. Недавно вашингтонские чиновники представили СМИ документы, свидетельствующие об оказании Ираном военной помощи «Талибану» в виде поставки оружия и военной техники. После гибели лидера талибов муллы Мансура в результате атаки беспилотника в приграничном районе между Афганистаном и Пакистаном американские военные заявили, что в тот момент мулла Мансур возвращался из Ирана, и в качестве доказательства предъявили СМИ его паспорт с иранской визой.

Несмотря на то, что иранцы отвергают все обвинения в свой адрес, аналитики полагают, что Иран в качестве реакции на «игнорирование роли Тегерана в переговорах об афганском примирении» пытается тем или иным образом открыть для себя путь к участию в текущем переговорном процессе. Во время своих визитов в Кабул иранские чиновники постоянно повторяют, что Иран заинтересован в межправительственных контактах с Афганистаном. Однако последние шаги Ирана демонстрируют, что Тегеран обеспокоен сложившейся ситуацией и желает любым способом занять свое место в урегулировании афганской проблемы.

По словам одного из бывших иранских дипломатов в Кабуле, наличие протяженной общей границы между двумя странами, а также расширение зоны влияния «Талибана» в Афганистане заставляет Иран предпринимать шаги, направленные на сдерживание талибов у своих границ.

В позициях Ирана и «Талибана» имеются точки соприкосновения. Исламская Республика Иран испытывает беспримерную историческую ненависть к США. «Талибан» также продолжает враждебно относиться в Америке.

Пока Вашингтон договаривается со странами региона о начале переговоров с «Талибаном», Тегеран активизирует свои контакты с талибами. Центральное место в переговорах об афганском примирении американцы отдали врагам Ирана – Саудовской Аравии и Эмиратам, что также вызывает обеспокоенность Тегерана. Сегодня в переговоры о мире в Афганистане на различных площадках вовлечены такие страны, как Пакистан, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Россия, Китай и США. Однако Иран с учетом географической близости и наличия общей границы с Афганистаном считает, что у него больше прав на участие в решении афганской проблемы, чем у арабских государств Персидского залива.

Попытки США игнорировать часть стран региона ведет к усилению региональных позиций «Талибана», так же, как в Южной Азии, где отведение Пакистану ведущей роли на переговорах по Афганистану становится провоцирующим моментом для Индии. И хотя индийские официальные лица заявляют, что переговоры США с «Талибаном» не вызывают у них озабоченности, в реальности их не может не беспокоить возможное усиление роли Пакистана в афганском вопросе.

В прошлом и Иран, и Индия негативно относились к «Талибану». Эти страны поддерживали группировки, находящиеся в оппозиции к талибам. В период пребывания у власти в Кабуле талибы не отказывались ни от одной возможности для нанесения удара по интересам Ирана в Афганистане. С религиозно-идеологической точки зрения, а также с точки зрения предпочтения политических и региональных союзников «Талибан» ничто не связывает с иранской элитой. Убийство иранских дипломатов в 90-е годы в Мазари-Шарифе и военный поход «Исламского эмирата» к границам Ирана в Герате показали, что талибы представляют собой потенциальную угрозу для Исламской Республики Иран. Однако сегодняшняя ситуация ставит Иран и «Талибан» в общую позицию.

Установление отношений между Тегераном и «Талибаном» становится новым вызовом для правительства Афганистана и антиталибских движений. Афганские власти всерьез озабочены расширением отношений талибов с государствами региона, особенно, с Россией, Ираном, странами Центральной Азии и Персидского залива. Кроме того, переговоры американцев с «Талибаном» создают своего рода натянутость и напряженность в отношениях между Кабулом и Вашингтоном.

Очевидно, что через стратегию расширения контактов со странами региона «Талибан» пытается не без успеха решить две важные для себя политические задачи: во-первых, создать предпосылки для фактического международного признания движения талибов, во-вторых, обозначить угрозу изоляции официального правительства в Кабуле, к которому готовые признать «Талибан» в качестве политической силы страны региона начинают относиться, как к слабому и неперспективному партнеру. И в этом смысле такие разные политические игроки, как Вашингтон и Тегеран, стремясь заручиться контактами с талибами, наперегонки таскают каштаны из огня для лидеров «Талибана», ожидающих своего возвращения к власти в Афганистане.

Анита Ахмади

05.01.2019

Источник: afghanistan.ru