Британцы стали меньше есть
Темп роста розничных продаж начал было увеличиваться перед референдумом, но голосование с небольшим лагом переломило этот тренд — в том числе потому, что курс фунта резко обвалился, и розница ответила на это повышением цен.
Прежде всего пострадали продуктовые магазины, поскольку Великобритания импортирует половину всего продовольствия, и львиная доля (60% всего импорта) завозится из ЕС.
Замедление произошло не сразу, так как физические продажи некоторое время оставались на прежнем уровне, а цены выросли, что поддержало рост в денежном выражении. Однако через полгода потребители затянули пояса, свидетельствует статистика.
Бурный рост богатства домовладельцев закончился
Общая стоимость всей жилой недвижимости в Великобритании превышает 7 триллионов фунтов, и это — основа богатства нации. И за последнее десятилетие эта цифра увеличилась на треть, несмотря на то, что большую его часть рынок недвижимости оправлялся от последствий мирового финансового кризиса.
Референдум переломил этот тренд. Как отметил Банк Англии в ноябрьском отчете, это особенно коснулось дорогого Лондона, где рынок недвижимости больше, чем в регионах, пострадал от изменений в регулировании и налогообложении, а также сокращения чистого притока мигрантов из Евросоюза, последовавшего за решением Британии выйти из ЕС.
Цены растут, доходы буксуют: люди залезают в долги
После референдума рост зарплат в реальном выражении замедлился, а в 2017 году и вовсе сменился спадом. Только к 2018 году он начал восстанавливаться благодаря отказу правительства от части планов сокращать и экономить в бюджетном секторе.
Но несмотря на это, люди не сократили потребление, а просто залезли в долги. В следующий за референдумом год британцы впервые за 30 лет потратили больше, чем заработали. Усредненная дыра в семейном бюджете составила 900 фунтов, а в целом по стране — 25 млрд фунтов.