Поговорили с директором Центра изучения региональных угроз Виктором Михайловым о том, чем занимается Центр, почему нелегальный мигрант легкая добыча для вербовщиков и как Центр противостоит вербовке мигрантов в интернете.

— Чем занимается Центр изучения региональных угроз?

— Сотрудники Центра на протяжении долгих лет изучают методы распространения идей насильственного экстремизма, ведущих к радикализации и механизмы вербовки рекрутов в международные террористические организации (МТО).

В сферу наших исследований входит также изучение каналов и маршрутов переброски рекрутов в зоны боевых конфликтов, жизнь боевиков внутри террористической группировки: подготовка к боевым действиям в специализированных лагерях, условия жизни, питание, лечение и многое другое.

— Какова цель исследований?

— Полученные данные позволяют нашим сотрудникам предлагать методики по профилактике распространяемым в Интернете идей насильственного экстремизма, призывов к молодежи отправиться в зоны боевых конфликтов на Ближний Восток и Афганистан, совершению ими террористических актов.

— Какими инструментами пользуется Центр для достижения поставленной цели?

— Сегодня запущены несколько интернет ресурсов. Как нам кажется, они являются неплохим инструментов в противодействии вербовщикам, рекрутирующих граждан Узбекистана в МТО:

У нас есть три задачи, которые мы пытаемся решить. Мы размещаем материалы, которые формируют в обществе атмосферу неприятия радикальных религиозных идей, с особым фокусом на охват молодежи и трудовых мигрантов; ответы авторитетных имамов, на вопросы, связанные с искаженными интерпретациями догм Ислама, противоречащими ханафитскому мазхабу; видео, которые противостоят популяризации и героизации «виртуального образа» участника международных террористических группировок.

Ханафи́тский мазха́б (араб. حنفية‎ — ханафия) — одна из четырёх правовых школ в суннитском исламе. Основателем является Абу Ханифа и его ученики Мухаммад аш-Шайбани, Абу Юсуф и Зуфар ибн аль-Хузайл. (Источник)

— С какими организациями вы сотрудничаете?

— Центр активно сотрудничает с МВД. В Главном управлении борьбы с терроризмом и экстремизмом сегодня создана структура, которая очень активно занимается профилактикой радикализации в обществе. Центр также реализует несколько проектов с ОБСЕ.

— Есть статистика об эффективности профилактических мероприятий, которые проводятся в стране?

— Мне о такой статистике ничего не известно, думаю таких данных и быть не может. Однако, должен сказать, что многие министерства и ведомства проводят огромную работу по профилактике распространения чуждых идей экстремизма и терроризма в обществе, по дерадикализации части наших граждан, адаптации и социализации бывших членов радикально-экстремистских организаций (РЭО) в общественную жизнь.

Доказательством успешной работы государства в этом направлении является позиция Узбекистане в международном рейтинге по террористическим угрозам, который составляют ежегодно американские и австралийские эксперты. Напомню, что в этом рейтинге Узбекистан находится в числе самых безопасных государств.

— Скажите, где вербуют рекрутов, которые имеют паспорта Узбекистана?

— Есть статистика, которая свидетельствует о том, что большинство рекрутов с паспортами Узбекистана, которые сегодня оказываются в зонах боевых конфликтов в Афганистане или Сирии были завербованы не в Узбекистане, а в странах в которых находились в трудовой миграции.

Рекруты достаточно легкая добыча для вербовщиков и тому есть множество причин:

  • Оторванность от дома;
  • Чуждая и недоброжелательная среда;
  • Рэкет, как со стороны земляков, так и криминальных структур;
  • Высокий уровень коррупции в некоторых странах в правоохранительных органах;
  • Невыплата заработной платы нечестными работодателями;
  • Скинхеды, исламофобия, мигрантофобия и т.д.

Самый главный фактор, который подталкивает мигранта превратиться в потенциального рекрута в МТО или РЭО – нелегальное положение в стране пребывания.  В таком случае нелегальный мигрант совсем уже легкая добыча для вербовщиков, переправляющих наших граждан в зоны боевых конфликтов

— В аэропортах и на вокзалах, КПП Узбекистана Агентство внешней трудовой миграции проводит профилактические беседы по защите трудовых прав мигрантов, а также по предотвращению их попадания в террористические группировки. Как вы думаете, насколько они эффективны?

— Мне кажется, что любая профилактика должна обязательно проводиться — это лучше, чем ничего не делать.

— Как вы думаете, что можно улучшить в сфере предоставления информации госорганами по теме предотвращения вербовки, противодействия насильственному экстремизму?

— К этой очень важной работе необходимо более широко привлекать институты гражданского общество. Роль СМИ в проведении такой профилактике просто неоценима. В последнее время в нашей стране началась подготовка журналистов, специализирующихся на этой тематике. Будем надеяться, что специальных и эффективных материалов по противодействию экстремизму и терроризму станет гораздо больше.

— Имеющие паспорт Узбекистана боевики, где они сейчас находятся? Что происходит с женами боевиков? С детьми боевиков?

Традиционно боевики, граждане Узбекистана воюют с правительственными войсками в Афганистане в двух МТО:

  • «Исламское движение Туркестана»;
  • «Союз исламского джихада».

С 2015 года вербовщики в МТО переправляли граждан Узбекистана в две группировки, связанные с террористической организацией ан-Нусра:

  • «Катибатуль Имам аль-Бухари»;
  • «Катибатуль Тавхид ва Джиход».

Повсеместное давление на МТО приводит к сокращению числа боевиков. В зонах боевых конфликтов остаются вдовы погибших и их дети. В Ираке некоторых жен боевиков приговаривают к лишению свободы.

Сегодня государством проводится работа по возвращению жен погибших боевиков, их детей или детей-сирот в Узбекистан. Это огромная, сложная работа, которая требует больших усилий многих структур.

Адаптация и социализация женщин и детей в общество – также сложная задача, но государство знает как ее решать.


Виктор Михайлов.
Директор Центра

 

 


 

 

Наш канал в Телеграмм