Всё чаще международные наблюдатели, российские в том числе, отмечают усиление роли и места Узбекистана – не побоюсь этого слова, нового Узбекистана – в ключевых процессах не только Центральной Азии, но и в более широком масштабе. Можно сказать, что уже на этом этапе политика президента Узбекистана Шавката Мирзиёева дала свои заметные результаты.
Причём это касается не только экономики и политики, но, прежде всего, вопросов континентальной, евразийской безопасности, военно-технического сотрудничества.
И это понятно, если просто посмотреть на карту, ведь только Узбекистан, из всей центрально-азиатской «пятёрки», граничит с четырьмя остальными странами данного региона. То есть, является вполне определённым, чётко очерченным центром.
Поэтому, как отмечают те же наблюдатели, в настоящее время идёт, в хорошем смысле, соревнование между ключевыми мировыми участниками, – а кому же из них в итоге Ташкент отдаст предпочтение. Так как подряд со всеми дружить, конечно, можно, и даже, наверное, нужно, но слишком сложно – и на практике так никогда не выходит. А европейские аналитики называют это соревнование прямо: даже не борьбой, а схваткой.
Более того, Узбекистан и сам вынужден быть более разборчивым в своих международных связях, так как угрозы региону, в котором он расположен, слишком серьёзные. И это не только неконтролируемая миграция, клерикальный радикализм, терроризм, наркотрафик, но прежде всего теперь уже постоянно висящая над регионом, как топор, угроза вторжения сюда террористических армий.
По той же самой причине существенно возрастает роль и собственно узбекских экспертов, которые формируют свои рекомендации президенту страны, а также в значительной мере политическую атмосферу вокруг Узбекистана, – и одной из таких структур является ташкентский Центр изучения региональных угроз.
Российская Федерация всегда уделяла Узбекистану повышенное внимание, но сегодня это даже не просто внимание – это большой комплекс конкретной работы в рамках российско-узбекских отношений, который и близко нельзя сравнить с тем вежливым и во многом формальным характером наших взаимоотношений ещё совсем недавно.
Из самых свежих официальных визитов и встреч – переговоры председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева со своим коллегой Абдуллой Ариповым, которые внесли новую конкретику в процесс нашей интеграции. Причём, эти двусторонние связи гармонично встраиваются в те форматы, которые уже давно и активно работают в регионе: ЕАЭС, ШОС и другие. Глава российского Правительства так и сказал: «Самое главное, что от обсуждения наиболее сложных вопросов двустороннего сотрудничества мы уже перешли к стадии их непосредственной реализации»
Если опять же говорить о повышении безопасности всей Центральной Азии, то многие почему-то забыли, что именно Ташкент в своё время выступил одним из главных инициаторов создания ДКБ – военно-политической организации на постсоветском пространстве, которая явилась первой версией впоследствии возникшей ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности). И это было вполне логично, если трезво оценивать дислокацию самого Узбекистана, как об этом было сказано выше.
Тогда, в 1992 году, Ташкент был даже не просто одним из инициаторов, а более важным звеном, если вспомнить, что подписанный документ о создании общей системы безопасности, в создании которого участвовали Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, прямо так и назывался: «Ташкентский пакт» или «Ташкентский договор».
Конечно, после 1992 года прошло много лет и случилось много событий, на которые у Ташкента всегда был свой собственный, суверенный и непредвзятый взгляд, из-за которых статус формального участия самого Узбекистана в ОДКБ постоянно менялся. Однако важно отметить главное: Ташкент никогда не шёл поперёк или против интересов тех партнёров, которые близки ему не только в одном лишь узком географическом смысле.
И сегодня, в 2019 году, обновляющаяся стратегия Узбекистана наверняка будет учитывать общие изменения в мире, которые в очередной раз диктуют ему, как себя позиционировать по отношению к ключевым региональным и континентальным блокам – и прежде всего, военно-политическим. Так как без чёткой политики никакое развитие хозяйственной системы невозможно, что бы нам ни говорили на этот счёт либеральные экономисты. «Лошадь», то есть политика, должна всегда стоять впереди экономики-«телеги», а не наоборот, и такое позиционирование выглядит максимально естественным.
Не буду делать сейчас прогнозы, но обновлённое членство Узбекистана в ОДКБ может изменить очень многое. Не только в плане усиления веса страны, но и получения надёжных гарантий в случае возникновения угроз национальной безопасности, – в виде действенной и незамедлительной помощи от своих непосредственных партнёров по блоку.
Наверное, здесь есть повод для дискуссии, – но вот именно для этого и существуют такие площадки как Центр изучения региональных угроз. Самое главное, чтобы у нас ещё оставалось время для разговоров.
Но как раз этого времени у нас остаётся всё меньше, так как мы видим, с какой скоростью развиваются события в мире, причём в не самом позитивном ключе и стиле. И эти события неизбежно влияют на нас. А тем, кто в этом мире ещё не совсем определился, с кем он и зачем, придётся сложнее всего. Так как ударные механизмы в виде мобильных террористических армий, как это было ещё совсем недавно в Сирии, могут быть, при современных возможностях и технологиях, переброшены когда и куда угодно. И не только одних террористических, но и вполне регулярных.
Не исключаю того – а сегодня вообще ничего нельзя исключать, – что новая политика Узбекистана, которая демонстрируется буквально по всем направлениям работы государства, даже сможет вернуть его в центр военно-политического сотрудничества теперь уже евразийского, а не постсоветского, пространства, как это было в далёком 1992 году.
Но только это уже будет взгляд вперёд, в будущее, а не назад, в прошлое. И у современного Узбекистана для этого есть всё.
Григорий ТРОФИМЧУК, председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» (Москва, Россия)