Домой Новости Центра Мы на конференциях Семинар в Кыргызстане

Семинар в Кыргызстане

6-8 июня, 2019 года в  селе Калмак-Ашуу, Кеминский район, Чуйская область проходил семинар на тему «Повышение потенциала представителей государственных структур, задействованных в реализации Плана мероприятий Программы Правительства КР по противодействию экстремизму и терроризму».

Целью семинара было повышение потенциала представителей государственных структур, задействованных в реализации Плана мероприятий Программы Правительства КР по противодействию экстремизму и терроризму.

Задача семинара заключалась в  необходимости :

— сформировать понимание преимуществ межведомственного и межсекторального взаимодействия и координации государственных органов  для достижения цели и задач  Программы и Плана действий и  построить взаимодействие между государственными органами;

— сформировать общее понимание применяемой терминологии в данной сфере;

— повысить аналитические и  коммуникационные навыки в сфере предотвращения и профилактики экстремизма и терроризма;

  повысить информированность о международном  опыте по предотвращению радикализации и терроризма.

В семинаре  участвовали представители Антитеррористического Центра ГКНБ КР, Министерство Внутренних Дел КР, Министерство Образования и Наук КР, Генеральный Штаб ВС КР, Государственный комитет по делам Обороны, Национальная Гвардия КР, Государственная служба Финансовой разведки, Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями, Государственная служба исполнения наказаний, Государственная судебно – экспертная служба, Государственная пограничная служба, Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений, Национальный институт стратегических исследований, Мин. Культуры и Информации, Мэрия города Бишкек – (из аппарата свердловского района) глава аппарата, Мэрия города Токмок, представители  ГКДР КР по регионам  Чуйской области, Жалал – Абадской области, Нарынской области области,Иссык-Кульской области, Ошской области и Таласской области.

Участники ознакомились  с  результатами  Исследования  Факторов, способствующих Радикализации среди трудовых мигрантов из Центральной Азии в России  с 2017 по 2019 годы, а также  обсудили опыт  противодействия экстремизму в Узбекистане и Таджикистане.

В качестве практической работы была проведена сессия сравнительного анализа  законодательства Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана в сфере противодействия терроризму и экстремизму, а также и  национальных  стратегий   по противодействию экстремизму и терроризму Таджикистана и Кыргызстана на 2017-2022 годы.

Организатором семинара выступил Государственный комитет по делам религии Республики Кыргызстан при содействии Швецарского Фонда «ПисНексус»

В результате работы участники пришли к выводу, что  в целом по региону Центральной Азии  комплекс внешних и внутренних факторов,влияющих на  религиозно-политическую ситуацию это:

  • Идейный вакуум после развала СССР
  • Идеологическое влияние мусульманских стран и попытка занять политические позиции:

Иран
Турция
Монархии Персидского залива
Афганистан
Пакистан и др.

·         Иностранное проникновение в религиозную и политическую сферу жизни в этот период отвечало интересам местных элит и настроению мусульманского населения.

Было определенно, что формат осуществления внешнего влияния осуществляется в виде:
·         Финансовой помощи при строительстве и обустройстве объектов мусульманского культа;
·         Религиозное обучение;
·         Распространение религиозно литературы;
·         Непосредственная проповедническая деятельность зарубежных миссионеров;

Внутренними факторами  считаются:

·         Последовательная исламизация общества сверху,которая стимулирует сам этот процесс;
·         Обозначение этого процесса как альтернатива коммунистической идеологии наряду с национализмом;
·         Политика исламизации предполагает формирование в массовом сознании убеждения о ценности ислама как мировоззренческой и общественной силы,способной решить все проблемы,но не стоит ,как говорили участники стимулировать этот процесс исламизации дополнительными действиями

Главная причина распространения идеологии, это:

·         Общественная потребность   определенной  части населения  в соблюдении социальной справедливости,которую им кажется можно  обеспечить путем установления Халифата,как идеального общества,свободного от коррупции и протекционизма;
·         Многие считают что истинно верующий человек не может воровать,вести себя безнравственно;
·         Вера в «справедливого исламского правителя»

Слабое знание священнослужителей на местах в некоторых районах на территории Центральной Азии  и то, что на их фоне выпускники  исламских университетов Ближнего Востока выглядят более убедительными,  проповедуя « чистый ислам » пользуются симпатией у молодежи и побеждают в конкуренции   и в противоречиях с богословами Центральной Азии.Многое из этого  порождает конфликт поколений-молодежь требует перемен. Молодежь все меньше поддается регулированию со стороны официальных институтов и стремится жить вне рамок идейных установок,которые не соответствуют реальности. Ими часто движет чуство  протеста против несправедливости.

Социальную  базу экстремизма составляют представители самых разных слоев,политически протестующих против:

·         Несправедливости
·         Коррупции
·         Усиленного налогового гнета
·         Безработица
·         Упадок культуры
·         Недоступность образования
·         Все это в целом может найти выражение  в форме радикального ислама

Политика исламизации выразилась,в том числе в некритическом отношении руководства стран к иностранно религиозно-политическому проникновению в духовную  сферу жизни общества.Невозможность полного  контроля религиозно-политической  ситуации. Священослужители часто незная арабского языка, пользуются и тиражируют непроверенные источники знания,в том числе и экстремистская литература

В результате  происходит усвоение определенной системы ценностей,которая отличается от территориальной и традиционной системы ценностей.

Влияние радикальных идей проявляется  в  результате:

·         Идеологии исламизма-политизированный ислам экстремистской направленности
·         Идеи пропагандирующие международными экстремистскими организациями
·         Этому способствовала прозрачность границ
·         Географическая близость к нестабильным странам
·         Активизация деятельности  представителей таких организаций как Ислох,Тайба,Комитет мусульман Азии и др. Под видом миссионерской деятельности

Пропагандистская активность на протяжении долгого периода времени таких групп как

·         Аль-Каида
·         Хизб-ут тахрир аль исламий
·         Исламское движение Узбекистан
·         Начиная с 2000 года  правоохранительные органы стран Ц.А.стали извлекать в огромном количестве  экстремистские материалы:

·         Произведение Саида Кутбы (идеолога Братьев Мусульман)
·         Арабский журнал Аль-Ваъя
·         Произведение Так ад-Дин ан-Набахани(основоположник Хизб ут Тахрира)
Появлении Группы Исламское Государство

Переход экстремистов от пропаганды к организационной деятельности  происходит за счет  того,что  им оказывается со стороны международных исламских экстремистских организаций

·         Финансовая поддержка

  • Материально- техническая поддержка
  • Информационная поддержка
  • Оказывается прямое морально-психологическое давление на власть,а также  и поддержка со стороны  Евросоюза и США

Усиление сепаратистских тенденций в регионе и попытки расшатать существующее положение  с использованием исламского фактора, заинтересованность США и союзников по НАТО измений ситуаций в соих интересах при опоре  на радикальные мусульманские группировки,опасение последствий вывода США из Афганистана и приход к власти Талибана,создание, запрещенной в регионе, экстремистской группы  Исламское Государство.

Дополнительным дестабилизирующим фактором может стать обострение борьбы за земельные  ресурсы: воду,границы и опасность перехода конфликта в вооруженное столкновение

Такие  дестабилизирующие факторы как:
·         Бедность
·         Бесправие
·         Отстутствие доступа к ресурсам
·         Коррупция в государстве,в системе образования,в правоохранительных органах и в среде  политиков и священнослужителей
·         Утрата доверия молодежи к « официальному » исламу в силу того,что очевидно,что его представители обеспечивают  существующий порядок

Молодежь объясняет свое недоверие к власти:

·         Отсутствием возможности для самореализации
·         Эффективного приложения своих сил
·         Удовлетворение собственных амбиций в бизнесе,у культуре и в духовной жизни

Среди молодежи,которая  стоит на позициях  исламского экстремизма много тех кто хотел бы участвовать  в общественной и политической жизни,а также   иметь возможность профессионального и карьерного роста

Привлекательность идеи Халифата для  части современной молодежи  объясняется желанием  создания мифического государства

·         где нет коррупции

·         Где нет несправедливости

·         Справедливо распределяются блага

·         Отсутствие преступности

·         Где правит справедливый закон Шаритата

К недостаткам  политики противодействия экстремизму относятся:

·         Недифференцированный подход к оценке исламистских  организаций

·         Низкий уровень работы по идейному противостоянию

·         Отсутствие эффективной госудпарственной идеологии

·         Неэффективность  политических и экономических реформ,а также изменений в социальной сфере

Прогресирующая бедность  и рост недовольства населения,что их склоняет к решению проблем через ислам.

Для  нейтрализация идейного влияния экстремистов необходима:

·         Поддердка традиционной формы ислама .как части национальной традиции

·         Поддержка неисламских религиозных объединений

·         Поддержка деятельности христианских конфессий(православия,католицизм.протестанство)  и демонтсрация,таким образом, религиозной толерантности (В Узбекистане любой  прозелитизм запрещен)

·         Необходимы реформы

Саида Арифханова