Домой Лента новостей Моджахедат или Женское лицо террора

Моджахедат или Женское лицо террора

Террористы исламского государства в последнее время начали предавать особое значение роли женщин в составе группировки. Несмотря на то, что боевики ИГ придерживаются фундаменталистских взглядов на место женщины в исламском обществе, игиловцам удалось создать новый прототип женщины-моджахеда, пропаганда которого широко ведется как внутри самой группировки, так и за ее пределами.

«Исламское государство активно вербует женщин из поколения 2000-х годов в попытке восполнить свои потери после своего поражения на территории Сирии и Ирака». Об этом говорится в докладе, опубликованном в июле этого года на официальном портале полицейского ведомства Евросоюза.

Целью доклада Европола о пропаганде ИГИЛ, нацеленной на женщин, стало изучение способов и направлений пропагандистской деятельности боевиков, благодаря которым, такая патриархальная группировка, как ИГИЛ, стала привлекательной для женщин. Отдельно рассматривается вопрос использования ислама для обоснования роли женщин в джихаде. Авторы исследования заявляют, что с помощью активной пропаганды, будущие террористические группировки могут «проложить путь» к изменению роли женщин в джихаде.

К женщинам особенный подход

Для начала необходимо отметить, что объектом игиловской пропаганды, согласно заявлению, главы контртеррористического подразделения Европола Мануэль Наваррете, «Остаются молодые женщины в возрасте от 16 до 25 лет, которые в своем большинстве уязвимы влиянию извне, а также имеют доступ к социальным сетям».

Попытки вербовать молодых женщин пришлись на период, когда силы коалиции выбили ИГ из его так называемого «халифата» в Ираке и Сирии ранее в этом году. Сейчас боевики, очевидно, перенесли внимание на Афганистан и другие соседние страны, чтобы перегруппироваться и продолжить насилие.

Успех же пропагандистской кампании ИГИЛ кроется в их «особенном подходе к женщинам», несвойственном для других террористических группировок, придерживающихся принципов исламского фундаментализма. По словам того же Наваррете: «ИГ каким-то образом сохранили традиционную роль, отведенную женщине, но в тоже время пошли на некоторые послабления и расширили их роль в рамках группировки».

Несмотря на то, что предпочтительным характером женского джихада остаётся роль матери и верной жены, которая мотивирует мужа и прививает своим детям любовь к джихаду, игиловцы шагнули вперед, предоставив возможность женщинам самореализовываться в таких областях, как здравоохранение и образование; дали добро на совместное с мужчинами участие в деятельности моральной полиции, даже разрешили работать в СМИ. Игиловцам удалось добиться того, что зачастую в роли активных пропагандистов выступают сами женщины.

Материалы, распространяемые ИГ, в своем большинстве нейтральны в гендерном отношении, а пропаганда одинокого взывает к эмоциональной составляющей, как мужчин, так и женщин. Таким образом, женщины-джихадисты, как и мужчины, ощущают на себе причастность к общему делу создания единого исламского государства. Игиловцы не стали открыто призывать женщин взяться за оружие, тем не менее, постоянно подчеркивается их исключительность и незаменимость во время оборонительной войны. Для этого ИГ разрешило женщинам свободно передвигаться по территории так называемого халифата без сопровождения мужчин.

Беспокоит тот факт, что повышенное вовлечение женщин может проложить дорогу к более фундаментальным изменениям роли женщин-джихадисток в будущем. Иголовцы уже пытались возродить такое понятие как: Моджахедат (женщина-моджахед) — женщин, которые физически сражались вместе с пророком. Моджахедат используются в качестве символа для подражания современных женщин, в качестве идеологической основы для того, чтобы женщины играли роль в воинственном джихаде.

Стоит отметить, что феномен моджахедат наряду с сопровождающей пропагандой будет продолжать развиваться и изменяться в соответствии со стратегическими потребностями террористической организации.

16.07.2019

Источник: Polit-Asia.kz.