29 июня с. г. со ссылкой на военное ведомство Узбекистана СМИ сообщили о том, что накануне в Национальном пресс-центре состоялась пресс-конференция, посвященная проводимым Министерством обороны РУз масштабным реформам в вооруженных силах, а также намеченным на ближайшее будущее целям. Заместитель министра обороны генерал-майор А. Икрамов доложил присутствующим журналистам о выполнении приоритетных задач по реформированию национальной армии, которые определил глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев как Верховный главнокомандующий на состоявшемся в конце 2018 года расширенном заседании Совета безопасности при президенте РУз.
Речь шла о вопросах дальнейшего укрепления обороноспособности государства, развития оборонной промышленности и военного образования, модернизации вооружения и военной техники, усовершенствовании системы управления войсками через внедрение новых достижений информационно-коммуникационных технологий, укреплении у молодежи военно-патриотического духа.
«Ритм Евразии» уже неоднократно писал, что после транзита власти в Узбекистане начавшиеся в республике масштабные реформы затронули и военную сферу. Укрепление оборонного потенциала страны стало одним из пяти приоритетных направлений предложенной новым руководителем страны Стратегии действий по дальнейшему развитию Узбекистана в 2017-2021 годы. В своем последнем поздравлении по случаю Дня защитников Родины, отмечаемом в Узбекистане 14 января, Ш. Мирзиёев отметил, что в результате проводимых в стране кардинальных реформ национальная армия становится все более мобильной, компактной и мощной, способной достойно отразить любую угрозу.
По данным на 2019 год, в рейтинге сильнейших армий мира Military Strength Ranking Узбекистан занимает 39-е место, его армия считается сильнейшей в Центральной Азии. По этому показателю он опережает Казахстан (54), Туркменистан (75), Кыргызстан (91) и Таджикистан (94 место). По официальным данным, в 2018 году правительство Узбекистана потратило на оборону до 4% ВВП, что составляет около $1,4 млрд.
Согласно государственной программе на 2019 год, в ближайшее время в стране будет создан Национальный центр по управлению обороной, что входит в комплекс мер, направленных на укрепление обороноспособности и повышение боеспособности ВС республики. Также в феврале с. г. был назначен новый руководитель министерства обороны. Вместо перешедшего в Службу государственной безопасности (бывшая СНБ) генерал-лейтенанта Абдусалома Азизова новым министром обороны назначен генерал-майор Баходир Курбанов, который с февраля 2018 года служил командующим войсками Ташкентского военного округа, включающего территории Ташкента, столичной и Сырдарьинской областей. Он, как и предыдущий руководитель МО, – выходец из системы МВД, до перехода в военное ведомство с декабря 2015 года занимал пост главы столичного ГУВД.
Кроме того, в феврале текущего года утверждена концепция морально-психологического обеспечения Вооруженных сил РУз, которая направлена на повышение боевой готовности и боеспособности войск в условиях информационных войн. Как указывается в сообщении узбекского военного ведомства, «в концепции отражены возможные условия в Центрально-Азиатском регионе, которые могут способствовать возникновению кризисных ситуаций и повышению угроз устойчивости внутренней политики, пути борьбы с условными идеологическими и психологическими действиями в информационно-коммуникационном пространстве, направленные против суверенитета, независимости, целостности Республики Узбекистан и угрожающие мирной жизни его населения».
Концепция отражает систему взглядов, основные понятия, цели и задачи, направления, формы и методы в сфере морально-психологического обеспечения боевых действий. В этой связи на базе пресс-службы министерства обороны, объединенной редакции газеты военного ведомства «Ватанпарвар», медиацентра вооруженных сил организован новый департамент информации и массовых коммуникаций МО РУз. Кроме этого, разработан проект мобильного медиацентра, а также запущены официальные веб-сайты военных округов. В местном университете журналистики и массовых коммуникаций организованы четырехмесячные курсы переподготовки и повышения квалификации военных журналистов.
Одним из приоритетов повышения боеспособности национальной армии остается боевая подготовка частей и подразделений ВС. Согласно заявлениям ответственных лиц МО РУз, за период 2018 г. – первой половины 2019 г. в войсках были проведены свыше 230 тактико-специальных учений и занятий, около 45 совместных с другими силовыми ведомствами и представителями иностранных армий мероприятий. В результате боевая эффективность частей и подразделений выросла на 10-12%, а боевая мощь ВС в целом – почти в 2 раза. А проведенные на операционных направлениях проверки войск подтвердили их готовность к выполнению задач.
Так, в конце марта с. г., в соответствии с планом проведения внезапных проверок боевой готовности ВС РУз, состоялась проверка боеготовности войск Юго-западного особого военного округа, которая осуществлялась под руководством первого заместителя министра обороны – начальника Генерального штаба генерал-майора П. Эргашева. Её главными целями являлись анализ и оценка боеготовности и слаженности подразделений, проверка подготовки воинских частей, техники и вооружения к выполнению учебно-боевых задач. Практическая отработка последних с привлечением армейских подразделений проводилась в период с 26 по 29 марта на полигонах «Муборак» и «Нуристан», расположенных в Кашкадарьинской области, а также в другой местности на территории военного округа. В частности, отрабатывались вопросы выдвижения и переброски войск с помощью военно-транспортной авиации. Некоторые подразделения совершили марши на штатной военной технике на дальние дистанции. Особое внимание обращалось на организацию, поддержание непрерывного и устойчивого управления частями, а также взаимодействия между ними.
Примером еще одного масштабного мероприятия, состоявшегося в апреле текущего года, явились совместные командно-штабные учения (КШУ) силовых структур РУз, в рамках которых учебно-боевые занятия проводились на стыках границ Узбекистана с Туркменистаном, Афганистаном и Таджикистаном, а также на мосту Хайратон, соединяющим узбекский и афганский берега Аму-Дарьи.
Согласно сценарию учений, отрабатывались задачи по недопущению незаконного нарушения госграницы условным противником. Оперативными действиями подразделений Пограничных войск СГБ РУз были организованы мероприятия по предотвращению нарушений, организации оповещения и взаимодействия с частями и подразделениями национальных Вооруженных сил, Национальной гвардии и МВД РУз. Региональные подразделения силовых структур были приведены в высшие степени боевой готовности, и после переброски совместными действиями с пограничниками они предотвратили условный прорыв с сопредельной территории. Боевые катера речной флотилии погранвойск при этом отрабатывали артиллерийские стрельбы по наземным целям условного противника, а специальные подразделения ВС, переброшенные на вертолетах в район боевых действий, провели зачистку местности.
Непосредственно учебно-боевые задачи решались под руководством начальника Генерального штаба генерал-майора П. Эргашева и заместителя председателя Службы государственной безопасности – командующего Пограничными войсками генерал-майора Р. Мирзаева. В учениях было задействовано более 1000 военнослужащих, более 100 единиц боевой техники, самолеты и вертолеты войск ПВО и ВВС.
Следует особо подчеркнуть, что маневры проводились на фоне резко обострившейся ситуации на севере Афганистана, обусловленной началом весенне-летнего наступления формирований движения «Талибан» против афганских правительственных войск и коалиционных сил НАТО, о чем талибы заранее, 12 апреля, заявили в своем послании на пяти языках.
Особое внимание в её боевой подготовке уделяется проведению совместных мероприятий с военнослужащими иностранных государств, что дает возможность изучать приемы и навыки зарубежных армий.
Так, в феврале с. г. на военном полигоне «Мубарак» в Кашкадарьинской области на юге республики состоялись четырехдневные тактико-специальные сборы офицерского состава вооруженных сил РУз и России, на которых изучались и отрабатывались вопросы организации боевой подготовки с учетом новых форм и методов боевого применения подразделений на незнакомой местности.
23-26 апреля на таджикистанском полигоне «Фахрабад» проведен совместный тренинг военнослужащих разведывательных подразделений оборонных ведомств Узбекистана и Таджикистана. На местности с различным ландшафтом, в том числе и в учебном населенном пункте, военнослужащие двух государств обменялись опытом и на практике отработали варианты совместных действий по выявлению и ликвидации условных угроз прорыва формирований террористических организаций с территории соседнего Афганистана. Напомним, что в сентябре 2018 года на территории Таджикистана впервые проведены совместные военные учения спецподразделений РУз и РТ под названием «Боевое содружество – 2018».
Практически в этот же период на узбекском полигоне «Фориш» в Джизакской области состоялись трехсторонние учения «Щит содружества – 2019» с участием военнослужащих Узбекистана, Пакистана и Турции. В ходе них подразделения объединенных оперативных сил отрабатывали вопросы по разведке местности, блокированию и ликвидации условных незаконных вооруженных группировок в горном районе, в том числе с использованием вертолетов армейской авиации. После практической части учений военнослужащим трех государств были продемонстрированы удобные и простые способы и механизмы выживания в экстремальных условиях.
В мае с. г. в Наманганской области РУз успешно прошли совместные узбекско-белорусские тактико-специальные учения «Боевое содружество – 2019» с участием спецподразделений. Наряду с практической отработкой приемов по обнаружению и ликвидации в труднодоступных районах условного противника было осуществлено десантирование оперативных групп с вертолетов Ми-8.
Узбекистан продолжает также последовательно развивать военное сотрудничество с Китаем. На днях артиллерийские соединения его ВС провели испытания китайских снарядов на полигоне «Каттакурган» Центрального военного округа. В стрельбах использовались 122-миллиметровые и 152-миллиметровые осколочно-фугасные снаряды марки PL66-1. Для испытания боеприпасов на пригодность артиллеристы отстреляли по 20 снарядов из гаубиц Д-20 и Д-30. Испытания были признаны успешными. Подробности об объемах поставок вооружения и стоимости контракта не приводятся.
В марте с. г. сообщалось, что на вооружение пяти военных округов Вооруженных сил РУз уже были переданы 120-миллиметровые минометы китайского производства. В 2018 году на учениях противовоздушных сил в республике впервые были задействованы зенитные ракетные системы FD-2000, закупленные у Китая. Между странами также действует соглашение об обучении узбекских курсантов в китайских военных учебных заведениях.
Остается добавить, что уже в августе военнослужащие узбекских ВС примут участие по 14 направлениям в «Международных армейских играх – 2019», которые пройдут на территории России, Белоруссии, Казахстана, Индии, Ирана и Китая.
Одной из важнейших задач по укреплению боеспособности узбекской армии продолжает оставаться и обеспечение войск современным оружием и техникой. Нужно признать, что на сегодняшний день основу парка боевой техники национальных ВС по-прежнему составляют образцы еще советского вооружения. Поэтому Ташкент проявляет крайнюю заинтересованность в приобретении новейших образцов вооружения и техники, в первую очередь в Российской Федерации.
По сообщениям СМИ со ссылкой на Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству РФ, в начале этого лета активированы 12 узбекско-российских контрактов, заключенных в рамках нового кредита, выданного правительству Узбекистана (соглашение было подписано в октябре 2018 года). Уже в течение ближайших двух лет республика получит из России новые ударные вертолеты Ми-35М, которые идеально приспособлены для эксплуатации в суровых условиях пустынной и горной местности, сверхманевренные истребители Су-30СМ, бронетранспортеры (БТР-82А), трассовые радиолокационные комплексы «Сопка-2». Причем партию тяжелых многоцелевых истребителей Су-30СМ поколения 4++ Узбекистан планирует приобрести за счет российского государственного экспортного кредита.
Он также ведет переговоры с Россией о покупке учебно-боевых самолетов Як-130, предназначенных для обучения и боевой подготовки летчиков, а также применения по воздушным и наземным целям. Кроме того, Ташкент направил в Москву заявку на модернизацию своего парка истребителей МиГ-29, всего около 30 машин.
Большинство данных закупок будет проведено за счет кредитов в рамках стратегического сотрудничества между двумя нашими странами. Программа предусматривает модернизацию и переоснащение ВС Узбекистана современным вооружением и военной техникой до 2025 года. Такое решение было принято на 15-м заседании межправительственной российско-узбекской комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Необходимо особо подчеркнуть, что Москва и Ташкент еще в 2016 году подписали соглашение, обеспечивающее поставки вооружений по внутрироссийским ценам. Узбекистан стал единственной страной СНГ вне зоны ОДКБ и Таможенного союза с подобными привилегиями. Это позволяет республике с оборонным бюджетом около 1,5 млрд. долларов ускоренно модернизировать вооруженные силы и значительно повысить их боеспособность.
В этой связи следует отметить, что недавно американский исследовательский центр Jamestown Foundation, специализирующийся на стратегическом прогнозировании рисков для США, обратил внимание на растущее военное и военно-техническое сотрудничество между Узбекистаном и Россией, которое в последнее время становится все актуальнее для Ташкента, так как США серьезно намерены выводить свои войска из Афганистана.
Как считают эксперты исследовательского центра, уход иностранных солдат с афганской территории приведет к тому, что узбекским властям придется серьезнее обеспокоиться охраной своей южной границы. «Большая часть закупаемых Узбекистаном у России вооружений представляют собой версии систем следующего поколения. Тот факт, что контракты на их поставку были заключены после интенсивных мирных переговоров в Афганистане, которые были одобрены Ташкентом, не является простым совпадением. При условии последующего краткосрочного или среднесрочного вывода американских войск из региона бремя защиты афгано-узбекской границы теперь будет лежать исключительно на Узбекистане. Таким образом, эти политические изменения побуждают Узбекистан двигаться быстрее, чтобы приобретать военную технику у страны, чье оружие уже используется», – отмечается в публикации Jamestown Foundation.
При этом Ташкент стремится к диверсификации военных поставок, чему способствует позиция Вашингтона. В условиях нынешнего острого геополитического противостояния в мире совершенно очевидным представляется, что Соединенные Штаты стремятся к тому, чтобы страны Центральной Азии, в том числе и Узбекистан, отказывались от военных закупок из России и переключались на контракты с США. Об этом еще в феврале с. г. на слушаниях в Комитете по делам вооруженных сил Сената США заявил глава Центрального командования ВС США (СЕНТКОМ) генерал Джозеф Вотел. В своем выступлении он, в частности, заявил что «Узбекистан выражает интерес в диверсификации своих военных поставок, и уже предоставил список американских систем и оборудования, в покупке которых он заинтересован. Такая заинтересованность представляет уникальную возможность увести Узбекистан в сторону от военных закупок из России и углубить наши отношения».
Таким образом, нынешние узбекские власти в условиях перманентности развития военно-политической обстановки в соседнем Афганистане достаточно последовательно и системно продолжают широкомасштабные реформы по укреплению обороноспособности национальных ВС, уделяя первостепенное значение поддержанию их боевой готовности, развитию и оснащению современным вооружением. При этом Ташкент, исходя в первую очередь из своих национальных интересов, намерен активно использовать для достижения поставленных целей многосторонние связи и, играя на различных направлениях, старается извлечь из складывающейся ситуации максимальную для себя выгоду. Несмотря на активизацию в последнее время узбекско-американского военного сотрудничества, которое в реальности в большей степени носит декларативный характер, конкретные примеры свидетельствуют о приоритете на сегодняшний день именно узбекско-российского вектора сотрудничества.
Олег Столповский
08.08.2019
Источник: «Ритм Евразии»