Домой Мир Терроризма. База данных Борьба с терроризмом О работе с трудовыми мигрантами для противодействия терроризму

О работе с трудовыми мигрантами для противодействия терроризму

О работе с трудовыми мигрантами для противодействия терроризму

Как известно, более половины (примерно 60%) населения Узбекистана составляет молодежь, поэтому в нашей стране реализация молодежной политики выведена на общегосударственный уровень. При этом анализ проявлений международного терроризма последнего десятилетия показывает растущее стремление экстремистов вовлечь в его преступную орбиту молодежь в различных странах мира. К сожалению, одной из наиболее тревожных тенденций последнего времени становятся попытки радикально настроенных преступных лиц путем обмана и предложения различных «благ» вербовать в свои ряды новых сторонников из числа мигрантов из Узбекистана, временно выехавших на заработки за пределы нашей страны.

В составе террористических ячеек, например, на территории Российской Федерации, все чаще встречаются выходцы из Центральной Азии. Зачастую это рядовые граждан стран региона, занимающиеся низкоквалифицированной работой. Так, глава Следственного комитета России А.Бастрыкин заявлял, что «террористы ИГ вербуют граждан ближнего зарубежья, которые не смогли адаптироваться в России. Вербовщики стремятся создать «спящие» ячейки, которые можно мобилизовать на теракты» . Секретарь Совета Безопасности РФ Н.Патрушев отмечал, что «Исламское государство» пытается вербовать в свои ряды трудовых мигрантов, которые работают в Дальневосточном федеральном округе» .

Бытует ошибочное мнение, что мигранты прибывают в Россию уже завербованными. Значительное количество трудовых мигрантов — это добросовестные люди, приехавшие в РФ, чтобы заработать денег и помочь своим семьям, готовые вернуться назад. «Большая часть трудовых мигрантов вербуется на территории России. Об этом свидетельствуют материалы уголовных дел. Как правило, речь идет о совсем небольшом количестве приезжих», — подчеркивал генерал-полковник полиции, руководитель Антитеррористического центра государств-участников СНГ Андрей Новиков.

Молодежь поддается на популистские лозунги религиозных экстремистов, не разбираясь, что реально стоит за подобными призывами.

В социальных сетях активно распространяются видеоролики пропагандистского содержания, грамотно смонтированные с точки зрения пиара и психологии. Задача провокаторов повернуть вектор вероисповедания мигрантов в сторону радикализма, агрессии и действий экстремистского характера. При этом, если первоначально вербовщики призывали своих последователей совершить «хиджру», то есть, переселяться на территорию Ближнего Востока, то в последние годы они призывают к совершению терактов в стране своего проживания.

По мнению ряда социологов, многие мигранты во время пребывания в России стали практикующими мусульманами. Эта религиозная идентичность сформировалась как на основе прямого контакта с другими мусульманами, так и информационного влияния сети Интернет . Трудовым мигрантам приходится заново социализироваться, так как их религиозные взгляды формировались под крышей мечети, где почти все люди знают друг друга. Однако в зарубежном городе вера индивидуализирована, и прежние локальные стабилизаторы остаются в прошлом.

Сегодня российские мечети неофициально оказывают мигрантам помощь в трудоустройстве, регистрации, поиске жилья. Кроме того, в мечетях формируется идентичность, которая способствует включению мигрантов в российское общество. Как показал анализ практик вовлечения мусульман-мигрантов, этими обстоятельствами активно пользовались вербовщики. Некоторых мусульман вербовали во время посещения мечетей, халяльных кафе, на рынках и базарах, где наблюдается большая концентрация приезжих.

Вербовщики заводят с мигрантами разговор, предлагают помощь. Установив с таким гражданином контакт, они постепенно начинают пропагандировать, дают читать определенный набор книг, предлагают не ходить в мечеть, а посещать собрания на квартире, в «неофициальных» мечетях и молельных комнатах. Вербовка мигрантов также все активнее осуществляется через Интернет и социальные сети. Привлекательными для приезжих граждан оказываются не только идеи построения «справедливого государства», которыми заманивают в экстремистские сети, но и обещания высокой заработной платы . Однако мигранту не рассказывают, что расплатятся с ним фальшивыми купюрами, а средняя продолжительность жизни боевиков не превышает нескольких месяцев.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости разработки целого комплекса мер, направленных не только на силовую нейтрализацию террористических ячеек, но и на всестороннее предотвращение
и профилактику распространения идеологии экстремизма и терроризма среди трудовых мигрантов.

В настоящее время большинством государств мира приняты: 13 документов ООН, направленных на противодействие терроризму (11 конвенций и два протокола ). Следует подчеркнуть, что Узбекистан является участником всех действующих конвенций и протоколов ООН по борьбе с терроризмом. Узбекистан участвует в деятельности Комитета по борьбе с терроризмом при Совете Безопасности ООН, Антитеррористического центра СНГ, проводит соответствующую работу в рамках Шанхайской организации сотрудничества, активно содействует усилиям Международной коалиции антитеррористических сил в Афганистане и Сирии.

Говоря о внутренней политике страны, хочется отметить, что на сегодня в Узбекистане концептуально пересмотрены подходы к реализации мер по противодействию терроризму и экстремизму. В первую очередь, делается ставка на формирование гуманистического мировоззрения, в первую очередь, молодежи, путем повышения правовой культуры и духовно-религиозного просветительства .

В стране действует такая специализированная структура как Агентство по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан. К его основным задачам относится оказание содействия гражданам страны в реализации их прав на трудовую деятельность за рубежом, осуществление комплексного анализа внешней трудовой миграции, участие в разработке и реализации проектов международного сотрудничества в области трудовой миграции и т.д .

Продолжается целенаправленная работа по возвращению в Узбекистан граждан, которые находятся в центрах временного содержания территориальных органов МВД России. С октября 2018 года в Узбекистан вернули 950 человек. При этом государство берет на себя все расходы, связанные с возвращением сограждан на Родину из центров временного содержания по всей территории РФ. Процедура осуществляется на основании сертификата, который получает мигрант. Если раньше выдача такого документа была платной, то теперь она осуществляется на безвозмездной основе.

Активно функционирует Союз молодежи Узбекистана (СМУ), который объединяет более 10 миллионов молодых людей. СМУ в сотрудничестве с другими общественными организациями ведет планомерную работу по оказанию поддержки детям, чьи родители попали под влияние религиозно-экстремистских течений.

В стране реализуются комплексные меры по распространению, особенно среди молодежи, истинных ценностей ислама, укоренению в их сознании традиционной исламской культуры и мировоззрения под лозунгом — «просвещение против невежества». Важную роль в этом направлении играют Международный научно-исследовательский центр Имама аль-Бухари в Самарканде, Центр исламской цивилизации и Исламская академия в Ташкенте, созданные по инициативе Главы государства. Данные структуры разъясняют молодежи истинную суть исламской религии, знакомят
с богатым наследием великих богословов и ученых прошлого, заложивших основы просвещенного ислама .
Уже сегодня такие механизмы борьбы Узбекистана с угрозами экстремизма и терроризма привлекают внимание многих зарубежных специалистов. Наша страна закладывает основы беспрецедентно важного
и нового направления / модели поведения для мусульманского мира — идеи «Просвещенного ислама».

Так, в опубликованном в 2018 г. докладе «Human Rights Watch» отмечается значимость для обеспечения устойчивой социальной политики принятого решения об исключении из «специальных списков» правоохранительных органов страны около 17 тыс. человек, попавших под влияние религиозных экстремистских течений, но раскаявшихся и признавших вину, а также необходимости их возвращения к нормальной жизни .

В системе исполнительной власти Республики Узбекистан введена должность заместителей глав областей, городов и районов по вопросам социальной сферы, духовного просвещения и молодежи, в системе правоохранительных органов — заместителя начальника управления/отдела внутренних дел по вопросам молодежи. В каждой махалле работают советники аксакалов по вопросам молодежи.

Это касается и системной работы по социальной реабилитации, возвращению к нормальной жизни тех, кто попал под влияние экстремистских идей и осознал свои ошибки. Заметный положительный резонанс вызвало возвращение по поручению президента Шавката Мирзиёева 156 граждан Узбекистана, в основном женщин и детей, на Родину из зоны вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке. Этим людям, по заблуждению покинувшим нашу страну, пережившим тяжелый жизненный период, правительством оказана медицинская, психологическая, материальная и моральная помощь. Вернувшимся созданы условия для возвращения к мирной жизни и интеграции в общество, предоставлен доступ к образовательным и другим социальным программам, в том числе путем обеспечения жильем и трудоустройства .

В целом, реализуемая в Узбекистане модель противодействия распространению экстремизма среди молодежи дает свои определенные результаты. Так, количество зарегистрированных преступлений террористической направленности в Узбекистане за шесть месяцев 2018 года среди лиц в возрасте до 30 лет снизилось более чем на 65,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года . В то же время появление совершенно новых форм вербовки и попыток вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность требует постоянного повышения эффективности работы государства в этом направлении.

Основными мерами по предупреждению экстремизма среди населения должны и далее быть проведение разъяснительной работы, организация правового воспитания и образования, разработка учебно-методической
и научной литературы по вопросам противодействия экстремизму, укрепление культурных традиций, духовного, нравственного и патриотического воспитания, совершенствование образовательных программ и проведение научно-практических мероприятий.

В качестве практических мер в сфере трудовой миграции выделяется важность снижения до 2021 года уровня безработицы с 9,3% экономически активного населения (1,35 миллиона человек на 1 июля 2018 года) до 6,5% (около одного миллиона человек) в 2021 году . В числе главных мер обозначены ежегодный госзаказ на создание 400 тысяч постоянных рабочих мест, повышение экспорта рабочей силы, особенно в страны Европы, Турцию, Южную Корею, Японию до 100-150 тысяч человек и т.д.

Существенного улучшения требует работа по задействованию потенциала структур, которые заняты проблемами содействия в трудоустройстве граждан страны за рубежом. В этом случае молодые мигранты не остаются в одиночестве, постоянно чувствуя поддержку со стороны Родины. Так, за пять месяцев 2019 года частные агентства трудоустроили в РФ всего 398 граждан Узбекистана, а по линии Агентства по внешней трудовой миграции на работу выехали 74 человека. Упорядочение и легализация процесса трудоустройства мигрантов должны вызвать существенный рост показателей .

Вместе с тем на международном уровне, как представляется, Узбекистану необходимо строить взаимодействие на основе укрепления коллективных механизмов международного сотрудничества, принятия последовательных мер, исключающих возможность применения двойных стандартов и основанных на неукоснительном соблюдении международного права, а также борьбе с причинами современных угроз, а не только с их последствиями, активизировать борьбу с многочисленными радикальными и экстремистскими центрами, которые культивируют идеологию ненависти, создают конвейер формирования будущих террористов.

Литература:
1. Глава Следственного комитета России предлагает ужесточить контроль миграционных потоков. // Электронный ресурс — https://uz.sputniknews.ru/migration/20170725/5890682/bastrikin-migranti-kontrol.html
2. Вербует трудовых мигрантов. // Электронный ресурс — http://www.1sn.ru/147241.html
3. Предрасположенных к вербовке находят на стройках, рынках
и среди студентов. // Электронный ресурс — https://ru.sputniknews.kz/analytics/20170429/2134167/kak-verbuyut-v-terroristy-i-vozmozhna-li-razverbovka.html
4. Старостин А. Религиозные практики мигрантов из Центральной Азии в Уральском мегаполисе (результаты социологического исследования) // «Евразийский перекресток». Сборник материалов научно-практических мероприятий. Выпуск четвертый. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2016. С. 32-50.
5. Старостин А. На службе у террористов: причины радикализации мигрантов из Средней Азии. // Электронный ресурс — https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/na-sluzhbe-u-terroristov-prichiny-radikalizatsii-migrantov-iz-sredney-azii/
6. Деятельность Узбекистана в области борьбы с международным терроризмом. // Электронный ресурс — https://mfa.uz/ru/cooperation/security/54/
7. Эксперт рассказал, как в Узбекистане борются с терроризмом
и экстремизмом. // Электронный ресурс — https://podrobno.uz/cat/politic/ekspert-rasskazal-kak-v-uzbekis/
8. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан
«О мерах по дальнейшему совершенствованию и коренному пересмотру системы организованного трудоустройства граждан Республики Узбекистан за рубежом» от 12 сентября 2018 г., № 725 // Электронный ресурс — http://www.lex.uz/ru/docs/3903309
9. Узбекистан закладывает основы нового направления и модели для мусульманского мира – идеи «Просвещенного ислама». // Электронный ресурс: http://muslim.uz/index.php/rus/mir/item/11361
10. 155 женщин и детей Узбекистана возвращены из Сирии. // Электронный ресурс — https://www.gazeta.uz/ru/2019/05/30/mehr/
11. Сеитов А.П. О теоретических аспектах политической социологии. // Электронный ресурс — Социологические науки. 2018. №2 // http://tadqiqot.uz/ru/jurnali/soci
12. В Узбекистане заявляют, что молодежь страны меньше привержена терроризму. // Электронный ресурс — https://regnum.ru/news/society/2512299.html
13. Власти дали прогноз по уровню трудовой миграции
в Узбекистане. // Электронный ресурс — https://uz.sputniknews.ru/economy/20190722/12061878/Vlasti-dali-prognoz-po-urovnyu-trudovoy-migratsii-v-Uzbekistane.html
14. Глава Минтруда: «Россия – основное направление трудовой миграции граждан Узбекистана». // Электронный ресурс — https://nuz.uz/obschestvo/41334-glava-mintruda-rossiya-osnovnoe-napravlenie-trudovoy-migracii-grazhdan-uzbekistana.html

Бахтияр Машарипов,
Руководитель подразделения НИМФОГО