Домой Наши работы Статьи сотрудников Центра Произошел ли кардинальный прорыв в экономических отношениях Узбекистана и США?

Произошел ли кардинальный прорыв в экономических отношениях Узбекистана и США?

В последнее время в узбекских СМИ с достаточной регулярностью стала появляться информация о тех или иных совместных с американцами новых экономических проектах, что свидетельствует о внимании местных кругов к возрастающей динамике отношений Узбекистана с Соединенными Штатами. Тем более что интенсивность диалога двух стран после первого официального визита президента Шавката Мирзиёева в мае 2018 года за океан значительно повысилась. И хотя итоги поездки узбекского лидера в Вашингтон тогда вызвали неоднозначную оценку в экспертной среде, тем не менее она стала своего рода точкой отсчета в отношениях между Ташкентом и Вашингтоном, которую даже обозначили как «новую эру стратегического партнёрства».

Наряду с ростом политических контактов между РУз и США, а также расширением связей по линии оборонных ведомств в повестке сегодняшнего дня также стоит интенсификация торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, в чем крайне заинтересован Узбекистан, нацеленный на привлечение новых масштабных инвестиций из-за рубежа. Напомним, что во время прошлогоднего визита в США в ходе достигнутых договоренностей и подписанных меморандумов была обозначена сумма возможных сделок в пределах от 4,5 до 6 млрд. долларов (энергетика, нефтегазодобыча, аграрный сектор). Тем более и Вашингтон, исходя, естественно, из своих геополитических интересов, стал прикладывать встречные усилия по восстановлению прежнего уровня отношений с Ташкентом, свидетельством чему являются шаги, предпринимаемые американской стороной, а также участившиеся в последнее время визиты в столицы обеих государств делегаций различного уровня.

Показательными в этом плане стали рабочая поездка в Ташкент осенью минувшего года министра торговли США Уилбура Росса и проведение впервые (приуроченной к его визиту) недели американского бизнеса в Узбекистане, организаторами которой выступили Агентство США по международному развитию (USAID) и Министерство внешней торговли Узбекистана. По заявлению главы Американо-Узбекской торговой палаты Кэролин Лэмм, в общей сложности на данном форуме было подписано 13 соглашений на сумму $2,5 млрд.

Американский чиновник был принят лично президентом Ш. Мирзиёевым, который в ходе переговоров отметил имеющийся большой потенциал для наращивания объемов взаимной торговли, реализации перспективных проектов в разных отраслях экономики на основе привлечения прямых инвестиций, передовых технологий и опыта ведущих американских компаний, а также расширения сотрудничества в банковско-финансовой сфере. Большое внимание также было уделено вопросам формирования благоприятных условий для расширения деятельности американских компаний на рынке Узбекистана, включая вопросы финансирования совместных проектов.

А уже в апреле текущего года с ответным визитом в Вашингтоне побывала узбекская делегация во главе с заместителем премьер-министра Эльёром Ганиевым, которую принимал министр торговли США У. Росс. Стороны рассмотрели расширение сотрудничества по использованию финансовых инструментов и льготных кредитов Эксимбанка и ОПИК (Корпорация частных зарубежных инвестиций), а также вновь создаваемой Финансовой корпорации международного развития США, которая будет уделять Узбекистану приоритетное внимание. Обсуждалась также и подготовка узбекско-американского бизнес-форума, который намечено провести в Вашингтоне 21-22 октября с. г.

С заместителем помощника министра финансов США Уильямом Лари Макдональдом узбекская делегация также обсудила возможность привлечения американских высококвалифицированных консультантов для содействия в выработке предложений по развитию фискальной политики, системы управления госдолгом и инвестициями, повышению эффективности бюджетного процесса и укреплению банковского сектора.

В ходе состоявшегося в июле с. г. очередного визита в Вашингтон высокопоставленной узбекской делегации во главе с министром иностранных дел Абдулазизом Камиловым, был уже подписан официальный меморандум между Министерством финансов Узбекистана и департаментом Казначейства США о техническом сотрудничестве в финансовом секторе. Достигнута договоренность об организации в ближайшее время серии визитов в Узбекистан целевых групп Казначейства США с целью выработки технических заданий и планов взаимодействия для реализации обозначенных сфер сотрудничества. По мере согласования указанных планов взаимодействия американское финансовое ведомство намерено назначить трех консультантов в Министерство финансов, Государственный налоговый комитет и Агентство по развитию рынка ценных бумаг РУз на долгосрочной основе (от 1 до 3 лет), а также привлечь экспертов из других американских профильных учреждений.

По итогам переговоров в Вашингтоне были достигнуты договоренности, подкрепленные подписанием соответствующих документов и предусматривающие взаимодействие сторон в реализации программ наращивания финансового потенциала в таких сферах, как развитие местного рынка капитала для корпоративных и государственных ценных бумаг, управление портфелем облигаций, выдача госгарантий для проектов государственно-частного партнерства, прогнозирование макроэкономических и налоговых рисков, бюджетное планирование, соблюдение налоговой дисциплины, банковское дело, противодействие экономическим преступлениям.

Достаточно показательным в стремлении Ташкента значительно интенсифицировать узбекско-американское экономическое сотрудничество является его решение сократить долю золота в своих валютных резервах (по данным ЦБ РУз на 1 января 2019 г., объем чистых золотовалютных резервов составляет 26,4 млрд. долларов) за счет покупки казначейских обязательств США. Как ранее отмечало агентство Reuters, согласно заявлению министра финансов республики Джамшида Кучкарова, с начала текущего года Центральный банк РУз собирался диверсифицировать способы управления своими резервами и покупать некоторые казначейские обязательства США. Он также сообщил, что правительство будет ежегодно задействовать международные долговые рынки и что два банка республики (среди возможных участников рассматриваются коммерческий банк «Асака», «Узпромстройбанк», «Ипотека-банк» и Национальный банк Узбекистана) могут начать там операции уже к концу 2019 года.

Следует отметить, что еще в феврале с. г. Узбекистан впервые продал облигации на 1 млрд. долларов в ходе дебютного их размещения на Лондонской фондовой бирже. Большую их часть приобрели инвесторы из США, а также Великобритании. Выпуск еврооблигаций стал возможен после получения страной суверенного рейтинга от агентств «большой тройки» – Moody’s, Fitch и Standard & Poor’s.

В этой связи уже достигнута взаимная договоренность о том, что Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) и биржа Nasdaq окажут содействие Узбекистану в развитии фондового рынка, а также помогут предприятиям республики выйти на международные рынки капитала. Об этом сообщили в пресс-службе МИД по итогам состоявшихся в июле с. г. переговоров в Нью-Йорке, в которых приняли участие представители Узбекистана, заместитель председателя Nasdaq Мейер Фручер и вице-президент площадки Джоел Казис. Представители американской фондовой биржи, в частности, выразили готовность содействовать внедрению смарт-технологий наблюдения и изучения состояния фондовых рынков, модернизации технологического потенциала бирж Узбекистана. Представители NYSE выразили готовность принять активное участие в преобразованиях узбекского фондового рынка и содействовать выходу акций узбекских компаний на американские фондовые площадки.

Существенную поддержку США обещали оказать Узбекистану и при вступлении во Всемирную торговую организацию, куда республика подала заявку еще в 1994 году. Для этого Министерство внешней торговли Узбекистана и Агентство США по международному развитию подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве по поддержке вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию.

Отмечается проявляемый американской стороной интерес и к отдельным отраслям национальной экономики Узбекистана. Так, сразу несколько проектов в области газопереработки, включая производство промышленных газов на сумму 2 млрд. долларов планируют реализовать в рамках партнерского соглашения американская компания Air Products и госкорпорация «Узбекнефтегаз». В ходе визита в Ташкент в марте с. г. вице-президента Air Products Самира Серхана достигнута договоренность о создании совместного предприятия по производству и дистрибуции технических и редких газов.

Между совместным предприятием «Джизак Петролиум» и компанией из США Honeywell UOP подписано соглашение по реализации проекта строительства в Джизакской области РУз современного нефтеперерабатывающего комплекса.

Намерение о налаживании долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества с полноценным присутствием в Узбекистане выражает и американская компания Halliburton, которая намеревается открыть в Ташкенте свой постоянный офис. С её участием будет продолжена работа по определению схемы взаимодействия в увеличении добычи жидких углеводородов из низкодебитных скважин. Также она планирует совместно с «Узбекнефтегазом» реализовывать проекты на зарубежных рынках.

Американская Epsilon Development Company в партнерстве с австрийской Oberhofer Projektmanagement GmbH намерена инвестировать 100 млн. евро в строительство в свободной экономической зоне «Ангрен» нового завода, который займется оцинковкой металла и производством различных металлоконструкций. Его проектная мощность – 50 тыс. тонн стали в год. Американцы планируют производить продукцию для автомобильной промышленности, в том числе производства двигателей, строительства мостов и опор электропередач, различных заграждений, производственных цехов и высотных зданий, а также для нефтегазового сектора. Для реализации этого проекта указанные компании уже создали в республике иностранное предприятие «Стальные инновационные системы».

В начале  года Министерство энергетики Узбекистана и Агентство США по международному развитию подписали меморандум с целью сотрудничества для поддержки отечественного энергетического сектора. Партнерство сторон, согласно меморандуму, нацелено на реализацию проектов по повышению энергоэффективности, использованию возобновляемой энергетики и участие Узбекистана в Центральноазиатском энергетическом рынке.

В числе других заметных совместных проектов можно отметить и ранее достигнутое соглашение между АО «Узбекэнерго» и компанией General Electric Gas Power Services. Эксперты обращают особое внимание на соглашении о сотрудничестве по изучению возможности локализации работ по регламентному обслуживанию и ремонту турбо-машинного оборудования General Electric в рамках создания единого сервисного центра в Узбекистане. Стороны также договорились о строительстве нового парогазового блока на Ташкентской ТЭС мощностью более 660 МВт на базе американской газовой турбины GE H-класса.

В середине текущего года в Узбекистане было создано совместное предприятие по внедрению системы регистрации мобильных устройств по IMEI-кодам (International Mobile Equipment Identity) Informational technology center. Его учредителями выступили американская компания Delta Telecom International и Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций РУз. Данное СП также займется в республике аутсорсинговыми услугами по обслуживанию информационных систем, баз данных, серверного и иного сетевого оборудования.

Министерство сельского хозяйства Узбекистана и американская компания CETS, специализирующаяся на внедрении инновационных технологий в сельском хозяйстве, подписали протокол о сотрудничестве, целью которого станет производство на территории республики высококачественных семян картофеля. В Джизакской области на территории площадью свыше 31 тыс. гектаров при участии компаний Silver Leaf и BMP Trade будет создан текстильный кластер. Стоимость проекта составляет 350 млн. долларов.

Еще одна американская компания Valmont Industries – мировой лидер в области инженерных конструкций и ирригационных систем, крупнейший в мире разработчик и поставщик технологий и оборудования дождевального орошения, намерена зайти на рынок Узбекистана и реализовать пилотный проект в одном из регионов страны.

Проект, также имеющий важное значение для отрасли, будет реализован в сфере сельскохозяйственного машиностроения. «Узагросаноатхолдинг» сначала закупит у известного производителя тракторов John Deere 500 единиц техники, а затем на базе Ташкентского завода сельскохозяйственной техники стороны создадут совместное предприятие.

Одним из значимых для РУз шагов, последовавших со стороны Вашингтона, стало принятие Департаментом труда США 25 марта с. г. окончательного решения по выводу узбекского хлопка из перечня Исполнительного приказа № 13126 – президентского акта, запрещающего госзакупки в США товаров, изготовленных с использованием принудительного детского труда. Решение американского ведомства об исключении хлопка из данного списка позволяет любым госучреждениям США осуществлять закупки данной узбекской продукции без требования ее сертификации. И хотя доля экспорта Узбекистаном хлопка с каждым годом снижается и он уже перестал являться главной экспортной составляющей, тем не менее поступления от продажи хлопковолокна составляют весомую часть для национального бюджета. Исключение узбекского хлопка из черного списка США откроет пути Узбекистану для дальнейшего сотрудничества с компаниями Gucci, Louis Vuitton, Adidas, Nike и другими известными мировыми брендами.

В то же время, как представляется, определенные конкретные действия, так же как и солидное число подписанных меморандумов и озвученных оптимистичных заявлений, еще не означает кардинального прорыва в экономических отношениях Узбекистана и США. Скорее всего, это всего лишь контуры возможных экономических и инвестиционных «мероприятий», за которыми просматриваются различные цели и намерения сторон. Если Узбекистану очень необходимы вливания в экономику, в прогресс промышленности и национального бизнеса, то для США развитие отношений с этой республикой – это возможность укрепления своих позиций в регионе, в том числе с учетом обстановки в Афганистане.

Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о том, что американский бизнес пока не торопится инвестировать свой капитал и «знания» в Узбекистан, как впрочем, и в другие страны региона, ссылаясь на отсутствие в республике должной защиты иностранного инвестора со стороны государства, несмотря на заверения узбекских властей в обратном.

В этой связи достаточно показательным представляется недавний репортаж американского кабельного телеканала CNBC, в котором рассказывалось о перспективах экономического развития Узбекистана. Телевизионщики, в частности, указали, что республика обладает четвертыми по величине месторождениями золота в мире, а также богата медью и ураном, у нее имеются значительные неиспользованные запасы нефти и газа, что подразумевает перспективы расширения экспорта природных ресурсов. В то же время «Узбекистан по-прежнему занимает 156-е место из 167 стран в Индексе демократии, составленном Economist Intelligence Unit, по итогам 2018 года – это ниже, чем весьма проблемная африканская страна Судан». Как считает Агата Демерайс, директор по глобальному прогнозированию в Economist Intelligence Unit, «переход к рыночной экономике для Узбекистана остается отдаленной перспективой, учитывая систематическое вмешательство государства в управление экономическим ростом».

В любом случае Вашингтон не намерен отказываться от развития разноплановых отношений с таким влиятельным в регионе государством, как Узбекистан, хотя бы в попытке как-то уравновесить здесь российское и китайское влияние. И как отметила глава Американо-Узбекской торговой палаты Кэролин Лэмм, за последние почти полтора года между Узбекистаном и США были подписаны документы на сумму более 9 млрд. долларов. Однако это не предел, особенно на фоне того, что на прошедшем в 2018 году в рамках государственного визита президента России Владимира Путина в Ташкент узбекско-российском бизнес-форуме стороны заключили договоренности на 27 млрд. долларов. «Мы не можем позволить этому (фактору. – Ред.) удерживать нас, нам есть над чем работать. Мы планируем подписать больше соглашений, чтобы повысить уровень торговых инвестиций, потому что наши меморандумы – это только начало», – заявила американская представительница.

По мнению некоторых экспертов, понимание того, что Запад по-прежнему рассматривает Узбекистан как страну третьего мира, поставщика сырья и рынок сбыта своих товаров, есть у руководства страны. Поэтому оно, не сбрасывая со счетов расширение сотрудничества со странами ЕС и США, отдает приоритет все-таки постсоветскому пространству.

Олег Столповский

05.09.2019

Источник: «Ритм Евразии»