Домой Лента новостей Омар Захелвал: «Поощрение раскола в рядах талибов наносит вред мирному процессу»

Омар Захелвал: «Поощрение раскола в рядах талибов наносит вред мирному процессу»

Омар Захелвал долгие годы был главной фигурой в экономике Афганистана. Несколько лет он занимал должность старшего советника по экономическим вопросам в правительстве Хамида Карзая, прежде чем занял пост министра финансов. При новом правительстве он некоторое время сохранял свой статус в экономическом блоке страны, а затем был назначен послом Афганистана в Исламабаде. После увольнения с должности посла Омар Захелвал присоединился к рядам противников президента Гани. В последний год господин Захелвал активно занимается вопросами мирных переговоров. Он поддерживает тесные связи со спецпредставителем США по вопросам афганского урегулирования Залмаем Халилзадом, а также представителями «Талибана» в Катаре. В интервью порталу «Афганистан.Ру», Омар Захелвал ответил на вопросы, касающиеся переговоров о мире и некоторых других важных тем, стоящих на повестке дня сегодняшнего Афганистана.

Афганистан.Ру: Господин Захелвал, с начала переговоров между США и «Талибаном» прошло уже более года. Стороны неоднократно заявляли о скором заключении мирного соглашения. Однако подписание этого документа каждый раз откладывалось. По Вашему мнению, какова причина задержек и затягивания подписания мирного соглашения?

О.З.: Главная причина кроется в отсутствии доверия между сторонами. Не осталось никаких вопросов по содержанию соглашения, но атмосфера, в которой должно быть подписано соглашение, до сих пор не сформирована. Создание такой атмосферы нуждается в доверии между сторонами. По этой же причине последние переговоры в Дохе концентрировались на создании доверия, а не на содержании соглашения.

Афганистан.Ру: Чем дольше затягиваются переговоры, тем больше люди разочаровываются в возможности установления мира и прекращения огня. Как Вы полагаете, могут ли данные переговоры привести к ощутимым результатам?

О.З.: Я оптимистично полагаю, что эти переговоры будут результативными. Для этого нужна народная и политическая поддержка. Но мы не должны забывать, что вопросы, касающиеся войны, которая продолжается пять десятилетий, невозможно урегулировать ни за одно, ни за два заседания. Успехом является уже то, что мы в течение года слышим о продвижении переговоров, то, что мирный договор между США и «Талибаном» сформирован и то, что представители талибов, политики и правительство встретились друг с другом. Раньше у нас не было подобных встреч. Эта ситуация нас обнадеживает.

Афганистан.Ру: Политические движения, талибы и представители США считают, что правительство является препятствием на пути к миру. Могут ли афганские власти создавать серьезные помехи на пути мирного процесса?

О.З.: Мы надеемся, что правительство не будет препятствовать мирному процессу и покажет себя ответственным, активным и эффективным игроком. Никто не может стать альтернативой правительству, так как правительство представляет государство. Мы все выступаем за сохранение государства. Мы за то, чтобы правительство играло свою роль, и мы надеемся, что правительство эту роль исполнит.

Афганистан.Ру: Похоже, что некоторые страны региона, особенно Иран и Индия, также недовольны текущими переговорами. В чем причина их претензий?

О.З.: Первая из причин состоит в том, что сами эти страны не участвуют в переговорах. Второе – то, что у обеих этих стран имеются конкуренты. Индия соперничает с Пакистаном, а Иран – с Саудовской Аравией и США. Это соперничество стало причиной обострения войны в Афганистане и может также стать вызовом для мирного процесса.

Афганистан.Ру: В настоящее время руководители Пакистана, в отличие от прошлых лет, постоянно говорят о заинтересованности в подписании мирного соглашения между «Талибаном» и США. Какие изменения произошли в позиции Пакистана в отношении Афганистана и «Талибана»?

О.З.: Для пакистанцев важны отношения с США. Они понимают, что успех в переговорах между США и «Талибаном» улучшает отношения между Исламабадом и Вашингтоном. Мирные переговоры послужили причиной сближения США и Пакистана.

Афганистан.Ру: Помимо того, что президент Афганистана Ашраф Гани и глава исполнительной власти Абдулла Абдулла вновь являются соперниками на выборах, недавно они превратились в противников на мирных переговорах. Первый из них настаивает на прекращении огня, а второй считает достаточным шагом для начала диалога сокращение насилия. Кто из них прав?

О.З.: Примирение должно привести к прекращению огня. Прекращение огня – это начало мирного процесса. Никто не считает, что достаточно сократить насилие. Но если мы не можем достичь повсеместного прекращения огня, первым шагом должно стать значительное уменьшение насилия. Мы это приветствуем и поддерживаем. Уменьшение насилия может стать одним из шагов на пути создания доверия и всеобщего прекращения огня.

Афганистан.Ру: Главной составляющей мирного процесса являются межафганские переговоры. С учетом разобщенности, которая наблюдается внутри страны, способны ли, по Вашему мнению, правительство и политические движения выступить единой командой на межафганских переговорах?

О.З.: Мы надеемся, что так и будет. Если такого не произойдет, это будет очень большой неудачей. В особенности если мировое сообщество, США и «Талибан» будут готовы к переговорам, а Кабул окажется неготовым и не будет иметь единой позиции. Если не будет единой команды, не будет и единого мнения, и кабульская команда не сможет действовать консолидировано.

Афганистан.Ру: Вы принимали участие в двух раундах межафганских встреч в Москве. Участники встреч уверены, что эти переговоры поспособствовали созданию доверия и сближению между легальными политическими движениями и «Талибаном». Как Вы полагаете, продолжение таких переговоров может помочь мирному процессу?

О.З.: Я на сто процентов уверен, что такие встречи помогают. Любые встречи между «Талибаном», правительством и политическими движениями являются эффективными. Мир устанавливается в результате переговоров, бесед и диалога. Продолжение прошлогодних встреч поможет мирным переговорам.

Афганистан.Ру: В контексте обсуждения перспектив мирного процесса периодически высказывается мнение, что подписание мирного соглашения не обеспечит мир в Афганистане, поскольку в рядах «Талибана» нет единства, и «Исламское государство» готово набирать новые силы. Что Вы думаете об этом?

О.З.: Я не согласен с этим утверждением. «Исламское государство» потерпело неудачу в Афганистане. Причиной появления «ИГ» в Афганистане была нестабильность и война. Основные боевые действия в Афганистане ведутся между талибами и правительством, а также между «Талибаном» и США. Если будет обеспечен мир между этими сторонами, то в Афганистане не будет «Исламского государства». Во-вторых, «Талибан» не демонстрирует, что он состоит из нескольких фракций. Если мы хотим добиться победы военным путем, тогда разобщенность талибов нам на руку. Но если мы хотим мира с талибами, не стоит поощрять раскол в их рядах, так как в этом случае, с одной группой будет достигнуто примирение, а другие продолжат воевать. На сегодняшний день мы не видим серьезного раскола.

Афганистан.Ру: Но сейчас командир мулла Расул, руководящий боевиками на западе Афганистана, действует независимо от главы «Талибана» муллы Хайбатуллы?

О.З.: Мулла Расул входит в число талибских командиров. Его взгляды подтверждены, он является сторонником примирения. Но в общей структуре «Талибана» он представляет меньшинство. Никакие значительные группы от «Талибана» не отделялись.

Афганистан.Ру: Есть сообщения, что в настоящее время афганское правительство испытывает серьезные финансово-экономические трудности. В чем причины финансово-экономического кризиса в Афганистане?

О.З.: На экономическую ситуацию в стране оказали влияние отсутствие безопасности, политическая нестабильность, задержка с объявлением результатов выборов, внутренние разногласия в правительстве и расходы на проведение прошлогодних кампаний.

Афганистан.Ру: Тем не менее, правительство постоянно говорит об увеличении доходов и экспорта. Увеличились ли доходы Афганистана по сравнению с прошлым периодом, или произошли какие-то изменения в системе сбора доходов?

О.З.: Значительных изменений не произошло. Около семи лет тому назад доходы Афганистана составляли около 2,2 миллиардов долларов. Сейчас, если верить объявленной статистике, они не превышают 2,5 миллиардов долларов. Увеличение на 300 миллионов долларов за семь лет для Афганистана не является значительной цифрой. Надо иметь в виду, что сейчас очень выросли налоги. Шесть лет назад таможенный налог в среднем равнялся 6%. Теперь он превышает 20%. Установлен 10-процентный налог на телефонные кредитные карты. Были введены налоги на другие услуги. Введены налоги в отраслях, ранее не подлежавших налогообложению. Деньги незаконно взимаются с Центробанка, чего не делалось раньше. Ежегодно незаконным образом десятки и сотни миллионов долларов изымаются из центральных доходов Афганистана, при том что это вообще не должно включаться в государственные доходы. Раньше мы не брали денег с компаний «Брешна» и “ATRA”. Мы хотели, чтобы капитал компаний возрастал и они становились сильными. Сейчас с них ежегодно взимаются десятки миллионов долларов. Если вы вычтете все эти поступления, то доходы окажутся значительно ниже по сравнению с прошлым. Кроме того, афганская валюта в последние годы потеряла около 50% своей стоимости относительно доллара.

Афганистан.Ру: Если мирные переговоры не увенчаются успехом и политическая раздробленность внутри страны сохранится, каковы Ваши прогнозы относительно будущего страны?

О.З.: Мы надеемся, что мир будет достигнут. В отсутствии мира ситуация с политической стабильностью и безопасностью будет еще хуже, чем сегодня. Надеемся, что такого не случится.

Афганистан.Ру: Вы были одним из приближенных президента Ашрафу Гани, но сейчас Вы отстранились от него. Что послужило причиной вашего отдаления?

О.З.: К отдалению привели расхождения во взглядах на государственное руководство, управление кризисом и мирным процессом. Ничего личного не было. Под политическим руководством президента Гани по единству страны был нанесен серьезный удар. Есть и разногласия по национальным вопросам.

31.01.2020

Источник: «Афганистан.Ру»