Домой Лента новостей Афганская проблема на полях ООН. Глобальное соперничество в Афганистане проигрывает региональному сотрудничеству

Афганская проблема на полях ООН. Глобальное соперничество в Афганистане проигрывает региональному сотрудничеству

В Нью-Йорке проходит 75-я юбилейная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, и ситуация в Афганистане уже второй день звучит как часть глобальной повестки. Пока среди стран, которые в своих кратких выступлениях сделали акцент на происходящем в ИРА, — США, Катар, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Узбекистан пошел дальше других, предложив создать постоянный Комитет ООН по Афганистану.

Президент США Дональд Трамп, выступая на Генассамблее, коснулся Афганистана лишь одним предложением: «Соединенные Штаты работают над окончанием войны в Афганистане – и мы возвращаем наши войска домой. Америка следует своей миссии миротворца».

Президент Ирана Хасан Роухани также упомянул Афганистан, и оба раза – в пику США, подчеркивая именно иранскую миссию миротворчества: «Мы стояли вместе с народом Афганистана против советских оккупантов, против полевых командиров, экстремистов, террористов «Аль-Каиды» и американских оккупантов. И мы играли ключевую роль во всех процессах мира и примирения, будь то Боннская конференция 2001 года или региональные инициативы».

Подробнее по Афганистану высказался глава Катара, его Высочество шейх Тамим бен Хамад Аль Тани. Напомним, что именно в Дохе, столице Катара, в феврале 2020 года было подписано мирное соглашение между США и движением «Талибан», а с 12 сентября там проходят межафганские переговоры. Глава Катара отметил роль своей страны как посредника и заявил, что твердо стоит на позиции разрешения споров мирными средствами. «Последующий успех межафганских переговоров теперь зависит от самих афганских братьев, — сказал шейх. – Мы приложим все усилия для содействия диалогу, надеясь, что мир и стабильность вскоре восторжествуют во всем Афганистане, если все стороны решат полностью отказаться от насилия и принять разнообразие, различие и равенство гражданства в этой стране».

Ни Россия, ни Китай, ни Франция, ни Турция не упомянули Афганистан в своих выступлениях (главы Германии, Индии и Пакистана еще не выходили на трибуну, реальную или онлайн).

Однако страны Центральной Азии: Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан – подробнее других остановились на ситуации в Афганистане, поскольку от стабильности в ИРА напрямую зависит благополучие и развитие всего региона, а этой стабильности, в свою очередь, невозможно достичь, не привлекая ресурсы основных мировых экономик. Лидеры этих государств говорили о мирных переговорах как единственном способе урегулирования ситуации в Афганистане – и о необходимости региональной экономической интеграции с ИРА, которая возможна с привлечением международной финансовой помощи.

Таджикистан

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон напомнил, что его республика в этом году председательствует в «Сердце Азии – Стамбульском процессе» (региональная платформа, существующая с 2011 года и призванная наладить политический диалог и интегрировать Афганистан в региональные проекты). Рахмон отметил, что Душанбе стремится повысить реальную эффективность «Стамбульского процесса», и подчеркнул важность социально-экономического восстановления Афганистана, в котором должны участвовать страны региона: «Мы построили линии электропередач и шесть трансграничных мостов. Мы поддерживаем и стремимся продвигать дальнейшую реализацию проектов по соединению автомобильных дорог между нашими двумя странами и строительство линий электропередач, в частности CASA-1000. Профессиональная подготовка афганских специалистов также является одним из направлений сотрудничества».

«Мы неоднократно заявляли, что афганский случай не имеет военного решения, — заявил Эмомали Рахмон. — Таджикистан приветствует переговорные процессы по установлению мира и поддерживает любую инициативу, направленную на урегулирование политического кризиса в этой стране». Рахмон подчеркнул, что «судьба и будущее Афганистана прежде всего находятся в руках афганского народа», и «стабильность в этой стране может быть достигнута только самими афганцами путем мирных переговоров».

Туркмения

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов так же заявил, что «переговорному процессу в Афганистане альтернативы нет». «Весь предыдущий опыт показал, что силовые методы не имеют перспективы и не способны привести к согласию и примирению, — сказал он. — Как нейтральное государство и непосредственный сосед Афганистана, наша страна готова обеспечить на своей территории необходимые политические и организационные условия для налаживания мирного диалога между правительством Афганистана и всеми сторонами, заинтересованными в политическом урегулировании ситуации».

Бердымухамедов призвал международное сообщество активнее вовлекаться в региональные проекты, которые будут способствовать политической стабилизации, экономическому и социальному восстановлению Афганистана. Президент Туркмении назвал проекты, в которых Ашхабад наиболее заинтересован: газопровод ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), а также строительство железнодорожных веток и линий оптико-волоконной связи с выходом на территорию Афганистана.

Узбекская стратегия по Афганистану

Однако конкретнее всех по Афганистану высказался Узбекистан. Президент Шавкат Мирзиёев выступил с инициативой создания нового формата международного сотрудничества, предложив сформировать при ООН постоянно действующий Комитет по Афганистану.

«Афганистан.Ру» подробно ознакомился с «афганской» инициативой Ташкента, вот ее основные тезисы.

Роль Ташкента в межафганском урегулировании довольно высока. Ташкентская конференция 2018 года вернула мировое внимание к афганскому кризису. Стало понятно, что достичь мира в этой стране можно только путем переговоров, и после этой конференции международное сообщество начало искать пути для запуска мирного процесса между правительством Афганистана и «Талибаном». Узбекистан был одним из первых, кто установил прямой диалог с талибами и признал их в качестве неотъемлемой части афганского общества.

Политика Узбекистана в отношении Афганистана не приемлет какого-либо вмешательства во внутренние дела ИРА. Все политические процессы, по мнению Ташкента, должны осуществляться только самим народом Афганистана и под его непосредственным руководством.

Узбекистан участвует в экономическом восстановлении Афганистана, реализуя совместные проекты в транспортной, экономической, энергетической и образовательной сферах. Так, Узбекистан приступил к реализации строительства железной дороги Мазари-Шариф — Пешавар, линии электропередач Сурхон — Пули-Хумри, открыл Образовательный центр для афганской молодежи в Термезе.

Переговоры в Дохе, уверены в Ташкенте, станут основополагающим этапом начала общего политического урегулирования в Афганистане.

Среди важных аргументов в пользу появления постоянно действующего Комитета ООН по Афганистану называются следующие:

  1. Афганский конфликт имеет 40-летнюю историю, однако до сих пор не было международной стратегии по его разрешению.
  2. Афганистан должен стать площадкой регионального сотрудничества, а не «авансценой геополитического соперничества». Создание постоянно действующего Комитета при ООН позволит укрепить региональный и международный консенсус по ключевым вопросам урегулирования ситуации в Афганистане. Регулярный диалог позволит сблизить позиции ведущих региональных стран и мировых держав, а также найти общие точки соприкосновения в афганском направлении.
  3. Учреждение постоянного Комитета при ООН позволит мобилизовать средства международного сообщества для реализации инфраструктурных и социально-экономических проектов в Афганистане; на этой площадке страны-доноры смогут подтвердить свои обязательства. Иностранная помощь необходима: сегодня более 75% госбюджета ИРА покрывается за счёт иностранных взносов, международная помощь составляет почти 20% от общего валового национального дохода Афганистана.
  4. Создание Комитета позволит уделять афганскому кризису приоритетное и системное внимание, что повысит эффективность международного сотрудничества. Это тем более важно, что в Афганистане из-за пандемии ухудшается гуманитарная ситуация: безработица может вырасти на 40%, бедность на 70%. Треть населения ИРА, в т.ч. 7,3 млн. детей, сталкивается с нехваткой продовольствия.
  5. На сегодняшний день в Афганистане насчитывается около 20 региональных и международных террористических группировок. Создание постоянного Комитета при ООН повысит эффективность борьбы против терроризма и экстремизма и даст возможность оперативно обмениваться информацией. При этом необходимо прекратить рассматривать Афганистан в качестве «очага терроризма и угрозы для всего мира», а считать эту страну дружественной и равной другим.

Наконец, в Ташкенте уверены, что создание постоянно действующего Комитета ООН по Афганистану окажет существенное влияние на устойчивое развитие Центральной Азии, поскольку появится возможность для реализации трансрегиональных проектов, которые выведут государства региона к портам Индийского океана и Персидского залива и соединят Южную Азию с рынками Европы и Китая.

24.09.2020

Источник: «Афганистан.Ру»