В Узбекистане Министерство финансов, в целях борьбы с теневой экономикой, предложило отслеживать движение денег на банковских картах граждан Узбекистана.
Редакция сайта nuz.uz решила узнать мнение своих читателей о такой инициативе чиновников Минфина.
На сайте и в телеграм канале трижды было задано два вопроса.
Как вы считаете:
«Такое отслеживание поможет борьбе с теневой экономикой?«
«Такое отслеживание усилит теневую экономику?«
Всего в голосовании приняли участие 2 356 читателей, из которых 1 913 (81%) ответили, что инициаторы такой идеи лишь усилят теневую экономику.
В общем то мнение граждан (если оно кому ни будь важно) о желании чиновников минфина, а может быть и из других ведомств, бороться с теневым рынком, давно хорошо известно – имитация бурной деятельности, которая лишь усугубляет и того сложную ситуацию с недоверием в стране к финансовым институтам.
Казалось бы, с таким огромным трудом удалось взять под частичный контроль внебанковский поток наличных денег, как кто-то (никому не известные инициаторы идеи), откровенно шельмуя, объясняет, что аналогичная система якобы существует в других странах. Ну не знаю, может быть в банановых «республиках» и существует?
А вот как на самом деле цивилизованные страны борются с «грязными» деньгами и попытками неуплаты налогов, попытаюсь рассказать.
Краткая справка. Оценки в отношении ежегодной суммы отмывания денег в мире находятся в диапазоне от 800 млн. до 2 трлн. долл. США.
Все правительства в той или иной степени жесткости стараются противостоять легализации преступных доходов и их проникновению в «белую» экономику.
Именно поэтому в большинстве стран (а их больше 140) созданы специальные структуры, имплементированные в государственные финансовые институты (чаще всего в министерства финансов или центральные банки). Название таких структур крутится вокруг словосочетания «подразделение финансовой разведки» (ПФР).
В 1989 году на встрече руководителей стран «Большой семерки» в Париже была создана Группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем (FATF).
FATF — межгосударственный орган, который разрабатывает политику борьбы с финансированием терроризма, с легализацией средств, полученных преступным путем, в том числе от незаконного оборота наркотиков, контрабанды оружия и неуплаты налогов.
Так вот, рекомендациям FATF следует абсолютное большинство ПФР, которые в той или ной мере ратифицировали соглашение с этой авторитетной организацией.
Основными задачами (по рекомендациям FATF), которые решают ПФР являются: сбор данных о подозрительных финансовых операциях, анализ полученной информации и передача правоохранительным органам результатов своих исследований.
Для того чтобы понять каким образом работают ПФР необходимо ответить на четыре вопроса:
1. О чем собирают информацию?
Информацию собирают:
— о финансовых операциях (трансакциях), обязательно мотивированно подозрительных, в том, что они проводятся в целях легализации доходов, полученных преступным путем.
— о передачах крупных наличных средств (в разных странах по-разному — от 10 тыс. долл. до 30 тыс.), чеков или других документов на предъявителя, а также об операциях с резидентами оффшорных юрисдикций.
— о трастовых фондах или специально созданных образований по управлению активами, в которых бенефициар или доверитель – неизвестные лица.
2. Кто является субъектом финансового мониторинга (кто собирает и передает информацию ПФР)?
— банки, кредитные союзы и страховые компании, физические и юридические лица, выступающие посредниками при осуществлении операций с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, управляют портфелем инвестиций, оказывают консультационные услуги, аудиторы, налоговые консультанты, юристы;
— физические и юридические лица, которые осуществляют операции с иностранной валютой, переводы денежных средств или переводы активов с помощью любых средств через любое лицо или через электронные средства перечисления средств, выдачу и погашение денежных переводов;
— организации, осуществляющие продажу антиквариата и предметов искусства;
3. На что ориентируются ответственные за мониторинг подозрительных финансовых операций?
— На подготовленные ПФР тщательные и очень подробные методические указания о финансовом мониторинге, ведения учета и отчетности полученных данных.
4. Что происходит с информацией, собранной субъектами финансового мониторинга?
— Информацию изучают высококлассные аналитики, которые идентифицируют клиентов и их выгодополучателей. Задача аналитиков – решить, какая именно информация должна быть передана правоохранительным органам для дальнейшего расследования.
Еще один важный принцип, которым руководствуются подразделения финансовой разведки – «НЕ НАВРЕДИ». Действия ПФР ни в коей мере не должны разрушать доверие граждан своих стран к банковской системе.
И ещё. Очень часто подразделения финансовой разведки в своей работе ориентируются на данные агентурной и оперативной информации.
Из всего этого следует, что инициаторы контроля над движением денежных средств с банковских карт просто решили проигнорировать одну из основ деятельности финансовой разведки – аналитической работы (судя по всему, в Минфине или ЦБ острая нехватка квалифицированных кадров) и переложить примитивное отслеживание переводов на Налоговый комитет.
PS. С интересом воспользовался контактами с сотрудниками ПДФ Испании, Швеции, Бельгии, Германии и Израиля, с которыми встречался во время визитов в эти страны в рамках Проекта: «Изучение опыта по противодействию экстремизму и терроризму». Задал им тот же вопрос, что был задан читателям сайта nuz.uz.
В ответ услышал лишь смех.
Ребята над вами смеются.
Директор Центра изучения региональных угроз
В.Михайлов.