Домой Наши работы «Шаг вперед, два шага назад» или почему чиновники Минфина пытаются начать слежку...

«Шаг вперед, два шага назад» или почему чиновники Минфина пытаются начать слежку за движением денег на банковских картах граждан страны?

В Узбекистане Министерство финансов, в целях борьбы с теневой экономикой, предложило отслеживать движение денег на банковских картах граждан Узбекистана.

Редакция сайта nuz.uz решила узнать мнение своих читателей о такой инициативе чиновников Минфина.

На сайте и в телеграм канале трижды было задано два вопроса.

Как вы считаете:

«Такое отслеживание поможет борьбе с теневой экономикой?«

«Такое отслеживание усилит теневую экономику?«

Всего в голосовании приняли участие 2 356 читателей, из которых 1 913 (81%) ответили, что инициаторы такой идеи лишь усилят теневую экономику.

В общем то мнение граждан (если оно кому ни будь важно) о желании чиновников минфина, а может быть и из других ведомств, бороться с теневым рынком, давно хорошо известно – имитация бурной деятельности, которая лишь усугубляет и того сложную ситуацию с недоверием в стране к финансовым институтам.

Казалось бы, с таким огромным трудом удалось взять под частичный контроль внебанковский поток наличных денег, как кто-то (никому не известные инициаторы идеи), откровенно шельмуя, объясняет, что аналогичная система якобы существует в других странах. Ну не знаю, может быть в банановых «республиках» и существует?

А вот как на самом деле цивилизованные страны борются с «грязными» деньгами и попытками неуплаты налогов, попытаюсь рассказать.

Краткая справка. Оценки в отношении ежегодной суммы отмывания денег в мире находятся в диапазоне от 800 млн. до 2 трлн. долл. США.

Все правительства в той или иной степени жесткости стараются противостоять легализации преступных доходов и их проникновению в «белую» экономику.

Именно поэтому в большинстве стран (а их больше 140) созданы специальные структуры, имплементированные в государственные финансовые институты (чаще всего в министерства финансов или центральные банки). Название таких структур крутится вокруг словосочетания «подразделение финансовой разведки» (ПФР).

В 1989 году на встрече руководителей стран «Большой семерки» в Париже была создана Группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем (FATF).

FATF — межгосударственный орган, который разрабатывает политику борьбы с финансированием терроризма, с легализацией средств, полученных преступным путем, в том числе от незаконного оборота наркотиков, контрабанды оружия и неуплаты налогов.

Так вот, рекомендациям FATF следует абсолютное большинство ПФР, которые в той или ной мере ратифицировали соглашение с этой авторитетной организацией.

Основными задачами (по рекомендациям FATF), которые решают ПФР являются: сбор данных о подозрительных финансовых операциях, анализ полученной информации и передача правоохранительным органам результатов своих исследований.

Для того чтобы понять каким образом работают ПФР необходимо ответить на четыре вопроса:

1. О чем собирают информацию?

Информацию собирают:

— о финансовых операциях (трансакциях), обязательно мотивированно подозрительных, в том, что они проводятся в целях легализации доходов, полученных преступным путем.

— о передачах крупных наличных средств (в разных странах по-разному — от 10 тыс. долл. до 30 тыс.), чеков или других документов на предъявителя, а также об операциях с резидентами оффшорных юрисдикций.

— о трастовых фондах или специально созданных образований по управлению активами, в которых бенефициар или доверитель – неизвестные лица.

2. Кто является субъектом финансового мониторинга (кто собирает и передает информацию ПФР)?

— банки, кредитные союзы и страховые компании, физические и юридические лица, выступающие посредниками при осуществлении операций с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, управляют портфелем инвестиций, оказывают консультационные услуги, аудиторы, налоговые консультанты, юристы;

— физические и юридические лица, которые осуществляют операции с иностранной валютой, переводы денежных средств или переводы активов с помощью любых средств через любое лицо или через электронные средства перечисления средств, выдачу и погашение денежных переводов;

— организации, осуществляющие продажу антиквариата и предметов искусства;

3. На что ориентируются ответственные за мониторинг подозрительных финансовых операций?

— На подготовленные ПФР тщательные и очень подробные методические указания о финансовом мониторинге, ведения учета и отчетности полученных данных.

4. Что происходит с информацией, собранной субъектами финансового мониторинга?

— Информацию изучают высококлассные аналитики, которые идентифицируют клиентов и их выгодополучателей. Задача аналитиков – решить, какая именно информация должна быть передана правоохранительным органам для дальнейшего расследования.

Еще один важный принцип, которым руководствуются подразделения финансовой разведки – «НЕ НАВРЕДИ». Действия ПФР ни в коей мере не должны разрушать доверие граждан своих стран к банковской системе.

И ещё. Очень часто подразделения финансовой разведки в своей работе ориентируются на данные агентурной и оперативной информации.

Из всего этого следует, что инициаторы контроля над движением денежных средств с банковских карт просто решили проигнорировать одну из основ деятельности финансовой разведки – аналитической работы (судя по всему, в Минфине или ЦБ острая нехватка квалифицированных кадров) и переложить примитивное отслеживание переводов на Налоговый комитет.

PS. С интересом воспользовался контактами с сотрудниками ПДФ Испании, Швеции, Бельгии, Германии и Израиля, с которыми встречался во время визитов в эти страны в рамках Проекта: «Изучение опыта по противодействию экстремизму и терроризму». Задал им тот же вопрос, что был задан читателям сайта nuz.uz.

В ответ услышал лишь смех.

Ребята над вами смеются.

Директор Центра изучения региональных угроз

В.Михайлов.