Домой Наши работы 10 лет «арабской весне». Жить стало хуже, жить стало не веселее

10 лет «арабской весне». Жить стало хуже, жить стало не веселее

На этой неделе исполнилось десять лет с начала «арабской весны». 17 декабря 2010 года 26-летний безработный тунисец Мохаммед Буазизи из города Сиди-Бу-Зид, совершил самосожжение из-за конфликта с чиновниками, вымогавшими у него взятки за право торговать с лотка овощами и фруктами.

Стартовавшие после этого события в 20 странах Северной Африке и Ближнего Востока стали ярчайшим примером того, к чему приводят подогреваемые извне спекуляции на социально-экономических проблемах и использование религиозного фактора.

НАЧАЛО

Тунис… После самосожжения Мухаммад Буазизи на следующий день страну захлестывает волна протестов. Люди, уставшие от произвола властей, коррупции, нищеты, выходят на улицы и президент Зин Эль-Абидин Бен Али, правивший Тунисом 23 года, был вынужден бежать в Саудовскую Аравию.

По «принципу домино» революция перекинулась на другие арабские страны. Народное недовольство сконцентрировалось на пожизненных авторитарных лидерах стран. В Ливии Муаммар Каддафи был убит, его египетский коллега Хосни Мубарак провел шесть лет в заключении, сирийский президент Башар Асад с трудом удержался у власти.

ТУНИС

Итоги. Требования протестовавших остались невыполненными. Те из них, что касались социально-экономических вопросов, остались без внимания: справедливое распределение национального богатства, отношения между центром и периферией, проблема коррупции — ни в одной из этих сфер не было достигнуто существенного прогресса.

«Но, по крайней мере, в Тунисе вследствие революции и запущенного тогда процесса трансформаций, как минимум, на бумаге мы наблюдаем более конкурентную и демократичную политическую систему, чем прежде», — считает ближневосточный эксперт берлинского Фонда «Наука и политика» (SWP) Муриэль Ассебург.

Зададим вопрос: кто занял большинство мест в тунисском парламенте по итогам «свободных» выборов 23 октября 2011 года? Ответ: радикальные исламисты из запрещенной при Бен Али «Партии возрождения».

Случайно ли религиозные фанатики стали законодателями? Нет, не случайно! Ведь еще в середине сентября того же 2011 года один из лидеров «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири заявил: «Мы на стороне арабской весны, которая принесет с собою подлинный ислам!»

ЕГИПЕТ

Президент Египта Хосни Мубарак также был вынужден сдать свои полномочия, как и президент Туниса. Чуть позже он предстал перед судом — и за убийство демонстрантов (239 погибших и 1588 раненых), и за коррупцию.

На смену президенту, правившему страной 30 лет, пришел Мухаммад Мурси, председатель «Партии свободы и справедливости», за красивым названием которой скрывались «Ихван аль-Муслимийн», «Братья мусульмане» — террористическая организация, запрещенной во многих стран.

«Можно только догадываться, о чем подумали «свергатели тирана», когда на следующий день после «победы революции» обнаружили на улицах городов «шариатские патрули» вместо привычной, коррумпированной, вороватой, но все же светской полиции«, — рассказывает Альгис Микульскис, спецкор ФАН.

В конце концов, с Хосни Мубарака большинство обвинений было снято — он умер в военном госпитале в феврале этого года в кругу семьи.

Власть в Египте сменилась еще раз в 2013 году — также в результате массовых протестов. Демонстранты, не покидавшие площадь Тахрир (Свободы) в центре Каира на протяжении более чем двух лет, были разогнаны. По оценкам правозащитников, ситуация в Египте сейчас мало чем отличается от времен Хосни Мубарака. Более того, события 2013 года в Египте многие называют началом «арабской зимы». Ее символом стала разогнанная Тахрир, как когда-то она же была символом протеста.

ЛИВИЯ

Спустя девять лет после свержения правившего Ливией 42 года Муаммара Каддафи ливийцы все еще ждут разрешения самого кровавого кризиса «арабской весны».

Муаммара Каддафи был захвачен в плен в октябре 2011 года при попытке бежать из занятого повстанцами Сирта и и жестоко казнен.

Ливийская государственность, было до основания разрушенной «борцами с диктатурой» при эффективной поддержке авиации НАТО.

С 2014 года страна разделена: западную часть, включая столицу Триполи, контролирует признанное ООН коалиционное правительство, восточную — поддерживаемый Египтом и Россией маршал Халифа Хафтар.

Но это символическое деление. Огромная часть Ливии оккупированна большим количеством различных бандформирований, ведущим «джихад» против всех, кто не с ними.

Большинство ливийцев живет в бедности. В городах регулярно отключается электричество. Большой ущерб нанесен некогда главной отрасли национальной экономики — добыче нефти.

ЙЕМЕН

Президент Йемена Али Абдалла Салех подписал с оппозицией договор о передаче власти в ноябре 2011 года и остался в стране. Тогда это помогло избежать гражданской войны, но ненадолго. Страна фактически распалась на несколько частей.

Президент Салех был убит в декабре 2017 года, спустя два дня после того, как отказался от союза с хуситским движением «Ансар Аллах» и решил помириться с Саудовской Аравией, которая в 2015 году вместе с ОАЭ возглавила арабскую коалицию против хуситов.

Сейчас Йемен пытается справиться с несколькими внутренними конфликтами одновременно. По оценкам ООН, страна находится в состоянии гуманитарной катастрофы, люди гибнут не только в результате военного конфликта, но также от голода, холода и эпидемий.

Число внутренне перемещенных лиц в Йемене составляет свыше 3,65 млн человек. В гуманитарной помощи нуждается около 24 млн человек. Население страны, по данным на 2018 год, составляет около 28,5 млн.

В той или иной степени народные протесты затронули и другие страны Ближнего Востока Саудовскую Аравию, Ирак, Кувейт, Оман, Иорданию, Алжир, Марокко, Судан. Где-то недовольство населения удалось погасить финансовыми инъекциями, где-то власти решились на уступки, а где-то оппозиции не хватило ресурсов, или не хватило ресурсов заинтересованных игроков извне.

Однако не надолго. В 2019 году уличные протесты привели к отставке двух президентов (в Алжире и Судане) и двух премьер-министров (в Ливане и Ираке).

ИТОГИ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ»

  1. По данным Глобального индекса терроризма, пять стран региона в 2020 году входили в топ-20 по числу атак и жертв терактов: Ирак (2-е место), Сирия (4-е), Йемен (6-е), Египет (14-е) и Ливия (16-е);
  2. Коррупцию победить не удалось, а лишь усугубить;
  3. Социально-экономическая ситуация ухудшилась;
  4. Свободы больше не стало;
  5. Местные элиты лишь перетасовали свои колоды — все остались при своих.

Лидерам стран нужно понимать, что лучше проводить РЕФОРМЫ, не дожидаясь выхода толпы на площади и улицы.

А тем, кто с революцией связывает улучшение во всем, о чем можно мечтать — не забывать слова Томаса Карлейля: „Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи.

Виктор Михайлов