Домой Новости Центра Мы на конференциях Он-лайн круглые столы на тему «Противодействие НЭРВТ: теория и практика»

Он-лайн круглые столы на тему «Противодействие НЭРВТ: теория и практика»

                                                    

Материалы экспертных он-лайн круглых столов на тему «Противодействие насильственному экстремизму и радикализации, ведущим к терроризму: теория и практика» с участием ЦИРУ

                                г. Ташкент, декабрь 2020г.

На протяжении последних десятилетий международные террористические организации делают постоянные попытки обрабатывать граждан стран ЦА деструктивными радикальными идеями, стараясь переформатировать сознание, прежде всего молодежи, превратив ее в сырье для топки вооруженных конфликтов в Афганистане и на Ближнем Востоке. Центры этих террористических группировок продолжают активную работу по вербовке молодежи на «джихад». Одной из серьезнейших проблем для безопасности Узбекистана остаётся непрекращающаяся активность таких вербовочных центров и создание тайных террористических ячеек на территории страны.

Опыт и практика показывают, что повышение эффективности в предотвращении насильственному экстремизму, радикализации, ведущим к терроризму, зависит не только от деятельности правоохранительных органов и спецслужб, но и от того, какое участие принимают средства массовой информации в этом процессе, как они информируют общественность в этих вопросах, формируют общественное сознание и её активность для противодействия этим угрозам. Известно, что в мировой практике террористы активно используют СМИ, интернет для манипулирования общественным сознанием и достижения своих целей.  Поэтому для СМИ важным является также проводить среди граждан квалифицированно и своевременно правовое и медиаобразование, эмоционально рассказывая о жизненных историях и трагедиях людей, связанные с экстремизмом и терроризмом.

В рамках проекта Центра переподготовки журналистов Узбекистана совместно с ОБСЕ  на тему «Роль СМИ Узбекистана в противодействии угрозам терроризма» в 2020г.были учтены все сложности тематики и необходимость специальной подготовки журналистов для создания таких материалов, были проведены тематические тренинги, дискуссионные экспертные круглые столы ,наращивался количественный и качественный потенциал материалов журналистов, освещающих данную тематику. В проекте ставились следующие задачи:

  • Повысить уровень профессионализма и развить навыки журналистов Узбекистана в вопросах медиаграмотности и освещения в СМИ вопросов профилактики НЭРВТ;
  • Повысить уровень информированности населения, особенно молодежи в предотвращении НЭРВТ;
  • Укрепить взаимодействие и социальное партнерство, налаживать диалог между представителями СМИ, институтами гражданского общества и правоохранительными структурами страны с молодежью, вовлекая их в совместную работу;

Дискуссии в мероприятиях показали, что у многих журналистов пока не хватает знаний в вопросах самой сути насильственного экстремизма и радикализации, ведущим к терроризму, а также навыков и  подходов к освещению данной тематики.                                                                                                              В рамках проекта было проведено 4 тематических экспертных круглых стола для журналистов и блогеров на темы:“Гендерный дискурс в вопросах НЭРВТ”,“Вопросы профилактики трудовых мигрантов от влияния насильственно экстремистской идеологии”,“ Противодействие влиянию насильственных экстремистских идей на молодежь и детей подросткового возраста” и “ Роль СМИ и ННО в противодействии  религиозным экстремистским течениям в информационной среде”.

Предлагаем вашему вниманию выступления  экспертов в работе этих круглых этих.

Г-н Ричард Уиллер

Советник по проектам Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане.

  • На сегодняшний день террористические группировки все чаще используют традиционные и современные СМИ для распространения своей идеологии и привлечения новых последователей. Молодoе поколение особенно подвержено риску вовлечения в насильственно-экстремистскую деятельность ввиду интенсивного использования социальных сетей и интернета в сочетании с различными субъективными и объективными факторами.
  • СМИ сегодня должны умело информировать общество о том, что каждый должен быть бдительным к угрозам и анализировать, что происходит вокруг нас.  Как уже было сказано, в мировой практике террористы активно используют СМИ и Интернет для манипулирования общественным сознанием и достижения своих целей, поэтому важным является также проводить среди граждан квалифицированно и своевременно правовое и медиаобразование, широко используя каналы СМИ.
  • СМИ обладают уникальными возможностями для противодействия распространению идей НЭРВТ среди молодых людей, предоставляя им платформу для самовыражения и для того, чтобы донести до общества свои проблемы и разочарование. Они также могут быть полезны для установления контактов с уязвимыми молодыми людьми, изолированными от своих общин и общества в целом.
  • ОБСЕ вносит всеобъемлющий вклад в международные усилия по борьбе с терроризмом под руководством ООН, противодействуя проявлениям терроризма, а также различным социальным, экономическим, политическим и прочим факторам, способным создать условия, в которых террористические организации могли бы заниматься рекрутированием и получением поддержки.
  • ОБСЕ способствует использованию основанного на сотрудничестве и скоординированного подхода к борьбе с терроризмом на всех уровнях, включая координацию действий между национальными органами, сотрудничество между государствами, сотрудничество с соответствующими международными и региональными организациями и, в случае необходимости, налаживание государственно-частных партнерских отношений между государственными органами, и частным сектором (то есть, деловые круги, промышленность), гражданским обществом и средствами массовой информации.
  • Эти усилия предпринимаются на основе и в русле глобальной стратегии Организации Объединенных Наций по борьбе с терроризмом и соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН в соответствии с Консолидированной концептуальной базой ОБСЕ для борьбы с терроризмом.

Мукимжон Киргизбаев, заведующий кафедрой политологии УЖМКУз, доктор политических наук, профессор

Выступая на заседании Совета глав государств Содружества в Душанбе, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выразил «серьезную обеспокоенность» растущей угрозой международного терроризма, «….при этом набирает силу тенденция их перемещения с Ближнего Востока в Афганистан, к границам СНГ». Страны СНГ должны быть готовы к превентивным действиям для своевременного отражения угрозы терроризма, считает Президент Мирзиёев.

Сегодня все религиозные экстремисты мира пытаются объединиться. Более того, такие террористические группировки уже не действуют на территории одного государства, а проявляют себя на территории сразу нескольких государств. Таким образом, каждая террористическая группировка приобретает уже международный характер. Факты свидетельствуют о том, что такие террористические группы теперь включают в свои ряды опасных преступников и различные криминальные лица, независимо от их гражданства, религии, национальности, возраста или пола. Подтверждением этих слов могут служить террористические акты в таких странах, как Ирак, Сирия, Российская Федерация, Франция, Испания, Филиппины, Индонезия[1].

Терроризм — это радикальная и неистовая форма политического поведения, действующая тайно, вооруженная, использующая разнообразные средства и действия для достижения своих политических целей путем запугивания и давления на духовно-идеологическую и социально-экономическую структуру государства, личность и общество, а также на политическую систему государства. Исследования и анализы ученых из разных стран мира позволяют нам сформулировать ряд общих аспектов для комплексного исторического исследования религиозного экстремизма. В основном это:

— религиозный экстремизм олицетворяет крайний исламский фундаментализм, который имеет исторически повторяющийся характер, но не всегда проявляется в агрессивных формах;

— социальная база религиозного экстремизма — это в основном различные психологические потрясения и социальные кризисы, экстремизм является результатом этих процессов, а в дальнейшем проявляется как фактор дальнейшего развития данных процессов;

-религиозный экстремизм имеет социальную основу для восстановления и возрождения и приобретает транснациональный характер. Но сохраняя свой статус абсолютно полноценной идеологии, действует через ту или иную структуру для достижения политических целей экстремизма и их реализации;

— распространение религиозного экстремизма обычно связано с внутренними и местными причинами, которые обычно создают локальную кризисную среду. В то же время отмечается, что расширение его вооруженной активности в большинстве случаев происходит под влиянием внешних условий и факторов (с помощью их международных центров);

— терроризм и экстремизм имеют глубокие корни в тех регионах, где широко распространены выращивание и употребление наркотиков, потому что  основным экономическим источником их деятельности является выращивание и продажа наркотиков. Доказательством этого является тот факт, что почти три четверти выращиваемых в мире наркотических средств приходится на долю Афганистана.

Террористические организации   осуществляют такие примитивные призывы, как разрушение основ действующей системы и реализация воображаемых идей и проектов. Поэтому, вместо того чтобы углубленно изучать историю и философию ислама, совершенствовать свое религиозное мировоззрение, такие экстремистские группы пытаются пропагандировать среди молодежи выдержки, вырванные из контекстов религиозных источников, в которых говорится о борьбе с «неверными», искусственно связывая их друг с другом. Идеологические интерпретации, выдвинутые экстремистскими группами за последнее десятилетие для привлечения молодежи, особенно несовершеннолетних, в основном следующие:

— враждебное восприятие светского общества и традиционных исламских ценностей, пропаганда борьбы с ними экстремистскими и террористическими методами;

— «разрушительность» и «несправедливость» светских государств, которые, по их убеждению, не имеют ничего общего с государственной системой, упомянутой в религиозных верованиях, и следовательно, установление вместо него халифата;

— в качестве альтернативы существующим политическим системам формирование основанной на шариате системы правления, обеспечивающей осуществление ею не только административные, но и идеологические и юридические полномочия.

В то же время одним из средств, с помощью которого террористы оказывают влияние на молодежь, остается Интернет. Основная причина этого — легкий доступ к сознанию молодых людей, особенно несовершеннолетних, через Интернет, скрытое обеспечение связи, сложность контроля этой сети государственными органами, высокая скорость передачи информации, глобальное значение сетей и низкая стоимость мультимедийных возможностей. Экстремистские ресурсы широко используют такие инструменты, как психологическая атака, в том числе вводящая в заблуждение информация, запугивание, влияние на сознание молодежи с помощью обманов и уловок, фальсификации различных концепций и фактов. Они также пытаются увеличивать число своих последователей и вербуют новых членов через Интернет.

В настоящее время Интернет является активным инструментом многих организаций, использующие все методы терроризма. Так, на сегодняшний день в Интернете количество сайтов экстремистского и террористического характера достигло 8000. Около 200 из них выражают свои экстремистские взгляды на русском языке, также есть несколько десятков сайтов на узбекском языке[2].

На основе опыта, накопленного в разных странах мира, доказано, что в борьбе с экстремизмом и терроризмом власти и общественные организации должны работать в следующих направлениях:

—  обеспечение информационно-аналитической борьбы против терроризма и экстремизма, т.е. издание на систематической основе различных брошюр, книг, плакатов, документальных и детских художественных фильмов, понятных молодежи, особенно несовершеннолетним;

-создание системы разъяснения различных видов деятельности в сфере терроризма, экстремизма и последствий их деятельности, повышение бдительности молодежи;

— организация центров контрпропаганды против терроризма и экстремизма, то есть против передачи информации на основе обмана и мошенничества, разоблачения распространяемой ими литературы, привлечение к ним специалистов с современными знаниями. Адаптация анализов и выводов этих центров к несовершеннолетним, с учетом их возраста, обеспечение проведения таких мероприятий на регулярной основе;

— развитие теоретических и практических аспектов идеологической борьбы с экстремистскими взглядами, формирование религиозной и межнациональной толерантности, обращение особого внимания таким вопросам, как патриотизм, здоровый образ жизни, приоритет общечеловеческих ценностей, разработка эффективных механизмов широкой пропаганды национальной идеи среди молодежи;

— с учетом возрастных особенностей несовершеннолетних издание брошюр на простом и доступном языке о ханафитской школе ислама, регулярная организация «круглых столов» в школах, лицеях и колледжах с участием представителей религиозных организаций и ученых, экспертов;

— организация во всех образовательных учреждениях различных конференций, круглых столов и  конкурсов, направленных на разоблачение террористических и экстремистских взглядов, разработка механизмов их систематического действия, сотрудничество с религиозными организациями, СМИ и общественными институтами в этом направлении;

— формирование современной информационной системы противодействия экстремистским идеям (на основе принципа «идея против идеи, просвещение против невежества»), формирование системы подготовки специалистов, способных вести эффективную работу по формированию материалов и анализов с учетом мировоззрения молодежи. Обеспечение широкого и эффективного использования Интернет-сетей в этом направлении.

В настоящее время в Узбекистане ограждение несовершеннолетних и молодежи от воздействия экстремистских и террористических течений признано как одна из главных гарантий построения гражданского общества. Учитывая, что будущее в руках молодежи, становится понятно, насколько важна и необходима реализация этих задач.

Виктор Михайлов,

Директор ННО «Центр исследования региональных угроз»

Кто наиболее уязвим к воздействию идей экстремизма, ведущим к радикализации и в последующем к терроризму? Многочисленные статистические данные свидетельствуют, что абсолютное большинство рекрутов, граждан Узбекистана, готовые к насильственному экстремизму и терроризму, были завербованы, находясь в трудовой миграции в России, Турции, Южной Корее, Казахстане, Украине, США, Швеции.

Трудовая миграция, безработица как следствие недостаточного количества рабочих мест в Республике Узбекистан.

Республиканским научным центром занятости и защиты труда при Министерстве занятости и трудовых отношений в июне 2020 года проведено очередное социологическое обследование уровня безработицы в стране. Обследование проводилось в 101 городе и районе Узбекистана по специально разработанной методике. Объектами обследования были: 490 органов самоуправления граждан, 4,9 тыс. домохозяйств и 25,9 тыс. граждан. Результаты проведенного исследования показали, что уровень безработицы среди экономически активного населения Узбекистана составил 13,2 процента. Этот показатель в аналогичный период 2019 года равнялся 9,1 процента. Количество лиц, нуждающихся в трудоустройстве, составило          1 944,0 тысяч человек (уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 16 до 30 лет – 20,1 процента, среди женщин – 17,4 процента).

По предварительным данным, численность трудовых ресурсов по сравнению с аналогичным периодом 2019 года возросла на 0,6 процента и составила 19 084,6 тыс. человек, то  есть число занятых в отраслях экономики за тот же период из-за отрицательного воздействия COVID-19 на деятельность экономических субъектов снизилось на 5 процентов или на 671 тыс. человек и составила 12 736,7 тыс. лиц. Численность населения, занятого в официальном секторе экономики, составила 5 581,2 тысячи человек, она снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,2 процента, или на 12,4 тысячи человек. При этом число лиц, занимающихся индивидуальным предпринимательством сократилось на 167,5 тысяч (46,4 процента) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что является следствием ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения короновирусной инфекции. Благодаря привлечению к оплачиваемым общественным работам 131,2 тысяч человек было предотвращено резкое сокращение численности занятых в официальном секторе.

Трудовая миграция. Общей стратегией, принятой местными жителями для решения своих экономических проблем, стала трудовая миграция. Точные цифры масштаба движения отсутствуют, так как движение в основном носит сезонный характер. По некоторым оценкам, трудовых мигрантов из Узбекистана в других странах проживает более 3 млн. Первое место занимает Россия, на долю которой приходится более 2,2 млн человек, за ней следуют Казахстан (более 450 тыс.), Турция (более 100 тыс.) и др. страны.

Вернемся к тезису, что абсолютное большинство рекрутов в РЭЛ и МТО, были завербованы, находясь в трудовой миграции, причем не только в традиционно привычных странах СНГ или Турции, но и в Европе или Южной Корее. Доказательством этого может служить доклад заместителя Генерального секретаря ООН и главы Контртеррористического управления организации Воронкова, на встрече Совбеза: «…сегодня в Европе возникают террористические сети, объединяющие выходцев из Центральной Азии. В Североевропейском регионе была выявлена группа этнических узбеков, причастных к организованной преступности и финансированию терроризма». В данном случае Воронков имел ввиду Швецию и Норвегию, в которых граждане Узбекистана замечены в причастности к НЭРВТ. При этом авторы исследования вынуждены констатировать, что граждане Узбекистана радикализируются в европейских странах, не меньше, чем в странах СНГ.

Статистические данные доказывают, что в Швеции радикализация, ведущая к насильственному экстремизму и терроризму, активно проводится среди граждан Узбекистана, членов партии «Хизбут Тахрир аль Ислами» и «Акромийлар», получивших политическое убежище в этой стране. Рахмат Акилов (гражданин Узбекистана), совершивший самый кровавый теракт в Швеции и тяготевший к идеям Хизбут Тахрир, является негативным примером эффективности воздействия идей НЭРВТ на выходцев из Узбекистана. Еще одним таким примером радикализации граждан Узбекистана в Швеции, являются Фарход Ташмухамедов, Бахтиер Умаров и Атабек Абдуллаев, обвиненные в финансировании ИГИЛ и подготовке террористических атак в Швеции. По имеющейся информации ЦИРУ не менее 17 членов партии «Хизбут Тахрир аль Ислами» и «Акромийлар» из Северной Европы были рекрутированы в МТО в зоны боевых действий в Сирию. Аналогичная обстановка сложилась и в Южной Корее.

Информация из специального отчета Совета Безопасности ООН (по ИГИЛ и Аль-Каиде), опубликованного в феврале 2020 года, свидетельствует, что сотни боевиков двух узбекских этнических группировок КИБ и ТвД, базирующихся в сирийской части, контролируемой ХТШ, пытаются прорваться в Южную Корею через Турцию. То есть боевики, попавшие в сложную ситуацию, связанную с военным давлением на них со стороны войск коалиции и РФ, пытаются добраться до тех мест, где в общинах высокий радикальный религиозный фон и откуда они сами были рекрутированы.

Доказательства того, что большая часть рекрутинга в МТО проводится в среде трудовых мигрантов, также приводятся в «Исследовании факторов, способствующих радикализации среди трудовых мигрантов из Центральной Азии в России». При этом авторы этого исследования констатируют, что жители Ташкента, Термеза, Карши и Нукуса, находящиеся в трудовой миграции, подвергаются воздействию идеям НЭРВТ, также как и жители других областей, городов и поселков Узбекистана. Авторы исследования уверены, что участники программ по противодействию распространения идей насильственного экстремизма, должны быть информированы о международных террористических организациях, в которые рекрутируют граждан Узбекистана.

 Cаида Арифханова, докторант Национального Университета                     Узбекистана имени Мирзо Улугбека.

Если говорить о гендерном аспекте в терроризме, следует указать на то, что в большинстве общественных систем существуют различия и неравенство между женщинами и мужчинами, когда речь идет о возложенных на них обязанностях, их деятельности, доступе к ресурсам и контроле над ними, а также об их возможностях при принятии решений. Принципы гендерного равенства и запрет дискриминации по половому признаку являются основополагающими принципами международного права в области прав человека. Обеспечение гендерного равенства предусмотрено в Решении №638 Парламентской ассамблеи ОБСЕ, и государства–участники ОБСЕ обязались сделать гендерное равенство неотъемлемой частью проводимой ими политики.

Когда речь идет о насильственном экстремизме и радикализации, ведущим к терроризму, знание гендерной проблематики и учет гендерного фактора способствуют повышению степени информированности общества и адресности тех мер, которые принимаются для предотвращения экстремизма и терроризма и для борьбы с этой угрозой.  До недавнего времени мы однозначно недооценивали роль женщин в работе террористических организаций. Исламское государство (ИГ), например, уже начиная с 2000 года активно использовало женщин в целом ряде случаев, выделяя им различные роли и участие в своих деструктивных целях. Они поддерживали своих мужей, выступали в роли курьеров, вербовщиц, шпионов, живых бомб, контрабандисток. Наиболее активные из них создавали женские джамааты, выезжали и вербовали других женщин. Их деятельность изначально была как бы в тени, но в последнее время эта тенденция изменилась.

Многие женщины, связанные с группой, перешли от жизни в халифате к жизни в лагерях для задержанных и в тюрьмах. Недавно появившиеся исследования показывают, что в 2019-2020 годах женщины играют большую роль в движении ИГ. Публикации по этой теме освещают работу женщин, которые продвигают вовлечение несовершеннолетних в группу, свою пропаганду в социальных сетях, разжигают напряженность в идеологической сфере, создают благоприятную среду для насилия, собирают и перемещают деньги и содействуют проведению различных мероприятий, связанных с ИГ.

Иностранцы в местах лишения свободы, особенно западные женщины, кажутся одним из магнитов, притягивающих ресурсы в регион. В некоторых случаях средства, предположительно предназначенные для поддержки женщин в лагерях, могут попасть в карманы ИГ или помочь его членам перемещать деньги, товары или людей.

Социальные сети и другие коммуникационные технологии позволяют активным членам движения и в том числе женщинам рассказывать многочисленной аудитории о своих обстоятельствах и приверженности будущему движения. Такие вещи, как платформы обмена сообщениями, технологии краудфандинга и услуги денежных переводов, позволяют сторонникам ИГ продвигать свою группу, содействуя проведению различных акций. Некоторые действия могут быть открытыми, например, призыв к пожертвованиям в социальных сетях. Другие могут быть более скрытыми, например, координация планов побега из мест заключения для встречи с другими членами ИГ.

Еще одно объяснение тому, почему вклад женщин в Исламское государство сегодня стал особенно явным, касается внимания со стороны СМИ. Освещение таких вопросов, как сопротивление иностранного правительства репатриации своих граждан, приехавших присоединиться к группе, опасные и ухудшающиеся условия в местах содержания под стражей и потенциальное возрождение ИГ, как правило, делают этих женщин более активными. Поскольку эта организация работает над восстановлением своих возможностей, им важна устойчивая поддержка и вклад женщин. Женщин рассматривают там сегодня уже как нужные винтики в колесах, которые будут продвигать эти структуры в грядущие времена.

Следует отметить, что женщины являются достаточно хорошо эксплуатируемой в деструктивных сообществах группой. В данных сообществах их используют по признаку социальной и материальной зависимости от этих групп. Их также вовлекают в сообщества за счет их желания выйти замуж и создать семью, этих женщин часто используют  благодаря  психологическим особенностям  их личности. Нередки и случаи привлечения женщин к сотрудничеству за счет их стремления к лидерству и власти.Таким образом причины  вовлечения женщин в деятельность, связанную с  экстремизмом, их активность в  террористических банд-формированиях очень разнообразны и требуют пристального внимания и изучения для проведения профилактики и снижения рисков их ухода в  эту деструктивную и преступную деятельность.

 Холидахон Мирзарахимова,                                                                                    Руководитель центра «Мехримиз сизга»(г.Андижан)

Наш центр был создан в 2007 году. Основная цель нашей деятельности — борьба с торговлей людьми, которая является сегодня одной из глобальных проблем, оказание социальной, медицинской и психологической помощи  женщинам и их семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Наш центр наладил тесное сотрудничество с Андижанским областным управлениям внутренних дел, структурами здравоохранения, среднего специального, профессионального образования, народного образования,  женскими комитетами на местах, Общественным благотворительным фондом «Махалля», Областным советом Союза молодежи.

Не секрет, что помочь женщинам и девушкам, находящимся в  депрессивном состоянии, вновь  найти место в семье и обществе — жизненная необходимость. Без преувеличения можно сказать, что социальные проекты нашего центра полностью соответствуют таким присущим нашему народу благородным качествам, как доброта и милосердие, опора и помощь нуждающимся. На горячую линию в наш центр ежегодно поступает более 50 звонков. На основании обращений наши специалисты проводят с каждой семьей конфиденциально беседы и оказывают практическую помощь в сотрудничестве с соответствующими государственными органами и ведомствами.

Кроме того, Центр «Мехримиз Сизга» обеспечивает профессиональную подготовку безработных женщин. На учебных курсах, организованных при  Центре, женщины и девушки, нуждающиеся в социальной защите, изучают кондитерское и швейное дело. Большинство выпускниц наших курсов теперь имеют постоянную работу и стабильный источник дохода. В целях предотвращения нелегальной трудовой миграции активисты нашего центра совместно с Областным женским комитетом проводят круглые столы, встречи и дискуссии в махаллях, трудовых коллективах, учебных заведениях, направленных на повышение знаний и информированности женщин и молодежи в этом направлении.

На сегодняшнем круглом столе я хотела бы познакомить наших участников с работой, которую мы провели по предотвращению нелегальной миграции и торговли людьми в течение этого года. В частности, в 83 сходах граждан махаллей города Андижана в условиях пандемии с соблюдением всех карантинных мер были организованы встречи на темы «Предлагают ли вам работу за границей?», «Не поддавайтесь обману!», «Оказание социальной помощи жертвам торговли людьми» , мероприятия на тему «Будем совместно бороться против торговли людьми». На этих мероприятиях более 300 участников получили подробную информацию о проблемах торговли людьми. В ходе встреч и мероприятий был распространен 101 плакат, 216 буклетов и 170 брошюр по вопросам торговли людьми.

При содействии  Представительства Международной организации по миграции в г.Ташкенте совместно с Министерством по поддержке махалли и семьи  в Андижанской области был реализован специальный проект «Поддержка мигрантов, вернувшихся из-за границы во время пандемии COVID-19, и оказавшихся в сложной социальной ситуации». В соответствии с целями проекта, в махаллях проводилась аутрич-работа по выявлению мигрантов, вернувшихся из-за границы из-за сложных социальных условий и различных обстоятельств. В сентябре-октябре был проведен опрос среди 100 безработных мигрантов, вернувшихся из-за границы в результаты пандемии. По результатам опросов, в домах 12 мигрантов из малообеспеченных семей  было запланировано организовать небольшие цеха  для обеспечения их занятости, подготовлены бизнес-проекты.

Донорской организацией были выделены средства в размере 380 млн. сумов на строительство сварочного цеха для 4 таких семей, кулинарного цеха еще для 4 семей, швейного цеха для 3 семей и теплицы для 1 семьи. Каждая из этих 12 семей создаст в среднем 4-5 новых рабочих мест и обеспечит работой членов своих семей. 12 граждан, оказавшиеся жертвами торговли людьми и не получившие заработную плату за границей, были обеспечены необходимым оборудованием и инструментами для открытия собственного дела.

Центр «Мехримиз Сизга» совместно с региональной организацией «Истикболли авлод» оказал практическую помощь в возвращении на Родину  30 граждан Узбекистана из Казахстана, России, Китая, Кореи, Индии, Турции и Японии. Это, конечно, лишь часть проводимой нами масштабной работы. Впереди у нас еще много планов и проектов.

Музаффар Тажибаев

Эксперт ННО «Центр изучения региональных угроз»

Ни для кого не секрет, что стремление экстремистов к привлечению молодежи из разных стран в ряды радикально-экстремистских и международно-террористических организаций (РЭО / МТО) все более усиливается. В век информационных технологий до 80% всех случаев радикализации и вербовки совершаются через Интернет.

По имеющимся данным, большинство пользователей Интернета во всем мире – это молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Люди этой возрастной категории отличаются особенно высоким стремлением к нововведениям, любознательности по отношению к разного рода информации, но они не имеют достаточного идеологического иммунитета, опыта и культуры работы с информацией. Именно поэтому они быстро и легко поддаются обману, попадают в различные ловушки. На сегодняшний день число пользователей Интернета в нашей стране превысило 22 миллиона человек.

К сожалению, одной из самых тревожных тенденций в последнее время стали попытки радикальных сил завербовать новых сторонников из числа узбекской молодежи, предлагая различные «привилегии». Данные статистики   показывают, что большинство новых членов РЭО и МТО были приняты в период трудовой миграции. Процесс вербовки можно разделить на условные этапы:

I Этап Основа набора (фундамент). Радикализация (Интернет)

  1. II. Этап Поиск потенциальных объектов вербовки.

III. Этап Мотивация первого этапа.

  1. IV. Этап Мотивация второго этапа.

Этап V. Набор (вербовка).

В то же время мы должны четко понимать, что основной и очень важный компонент вербовки — это религиозная радикализация. Основными причинами начала религиозной радикализации и последующей вербовки являются:

— рост интереса к религии (здесь следует сосредоточить внимание на том, где, у кого и из каких источников черпает информацию молодежь);

— возможность доступа к веб-ресурсам, социальным сетям;

— идеи «салафитов» об осознании Ислама и распространении политического Ислама;

— распространение идей насильственного экстремизма;

— радикализация, особенно среди молодежи;

— вербовка и вовлечение моджахедов в международную террористическую организацию.

В процессе работы вербовщики стараются максимально использовать базовые религиозные знания, полученные узбекской молодежью на узбекоязычных социальных платформах, таких как YouTube, Facebook, Telegram, Instagram и Zoom. Регулярно распространяют идеи исламской радикализации Содик Самарканди, Абдулла Зуфар, Махмуд Абдулмумин. Именно их выступления (проповеди) впоследствии становятся основой процесса вербовки и используются вербовщиками в «работе» с молодыми гражданами Узбекистана. Поэтому мы убеждены, что мы должны рассматривать религиозную радикализацию в виртуальном пространстве, как одну из самых опасных.

Радикалы в своих новостных материалах пытаются упростить исламские термины. Среди них популярные термины: «джихад» (усердие на пути Творца), «неверные» (неверующие), «отступники» (обращенные из ислама в неверие), «моджахеды» (борцы). В информационном пространстве создаются стереотипы, не имеющие никакого отношения к традиционному исламу: «джихад, неверные, война с Западом»; «Моджахеды, борцы с несправедливостью и злом»; «Моджахеды, как и мученики попадают  прямо  в  рай»; «Государственные силовые структуры — инструмент терроризма» и так далее.

В результате в Интернете создается искаженный контент для людей, легко поддающихся внешним воздействиям, включая уязвимые группы, нуждающиеся в социальной защите (подростки, молодежь, трудовые мигранты). При этом радикалы активно используют в своих материалах слова и выражения, иллюстрации и другие материалы визуализации, оправдывающие действия экстремистов, боевиков и террористов.

Исследование и изучение методов и алгоритмов вербовки узбекских граждан в МОТ показывают, что вербовщики в узбекском этническом сообществе используют разработки Аль-Каиды, подготовленные в начале 2000-х годов. Одним из основных и важных факторов этих технологий является использование знаний молодых мусульман об основах религии, и рекомендуется активно проводить с ними вербовочную работу. И чем глубже религиозные познания потенциальных новобранцев, тем легче и быстрее вербовщики будут выполнять приказы полевых командиров по поставке будущих боевиков в лагеря МТО.

Такие подходы отличаются от технологий ИГИЛ тем, что они подразумевают радикализацию потенциальных новобранцев, не имеющих религиозного образования в Интернете, и одновременно призывают их присоединиться к халифату. Уязвимость граждан Узбекистана, способствующая принятию идей насильственного экстремизма и радикализации, ведущих к терроризму, это:

*уязвимость, связанная с личностью потенциального наемника;

*уязвимость, связанная с ситуацией, в которой находятся потенциальные наемники;

*уязвимость, связанная с идеологией потенциальных наемников.

В свою очередь, каждая из трех основных групп делится на свои слабые стороны:

  • экономическое положение в семьях, вынуждающая молодых людей уезжать за границу или в столицу, чтобы купить квартиру, автомобиль, отремонтировать дом, устроить свадьбу, помочь лечить родственников и просто заработать на жизнь;
  • уязвимость, связанная с проблемами в семье (отсутствие родителей, братьев, сестер и других родственников, которые могут быть самым сильным препятствием для вербовки, ведь человек, находящийся далеко от дома, теряет инстинкт самосохранения;
  • уязвимость, связанная с личными чертами характера человека. Внутренняя самоуверенность, чрезмерная смелость, крайняя агрессия позволяют вербовщикам воспользоваться ими в своих целях.

Уязвимость, связанная с ситуацией, в которой находятся потенциальные наемники.

  • Исследования показали, что уязвимость, связанная чужой непривычной обстановкой, также ставят большинство людей в затруднительное положение, что вербовщики МТО активно используют в своих целях;
  • уязвимость, связанная с несправедливостью, с которой молодые люди могут столкнуться в семье или в процессе трудовой миграции, также является серьезным фактором, способствующим облегчению процесса вербовки: коррупция, рэкет, скинхеды, невыплата заработной платы и т.д.;
  • вербовщики активно пользуются недостатком правовой грамотности граждан Узбекистана, пробелами в миграционном законодательстве (например, в Российской Федерации) и, по сути, попросту вытесняют молодежь на путь вербовки. Такая уязвимость особенно проявляется у граждан, которые столкнулись с проблемами и несправедливостью, связанными с законом, а также которые находятся в нелегальной миграции.

Уязвимость, связанная с идеологией восприятия окружающей действительности потенциальными наемниками.

  • Другой уязвимостью, которой пользуются вербовщики РЭО и МТО, является мигрантофобия, с которой граждане Узбекистана сталкиваются во время трудовой миграции;
  • исследования показывают, что молодые люди, оказавшиеся в трудовой миграции, больше интересуются политикой в ​​поисках ответов на возникающие вопросы;
  • возможно, самая большая слабость, которую используют вербовщики РЭО и МТО, это их интерес к религии и их доступ к информации из различных деструктивных источников в Интернете (включая, о пути «салафитов»). Самым опасным из них является призыв к политическому исламу.

Вербовщики РЭО и МТО зарабатывают деньги, нанимая людей. Поэтому они не «работают» с молодыми людьми, не имеющими базовых знаний об исламе (совершать пятиразовый намаз и ходить в мечеть). Поэтому первым местом, где потенциальные вербовщики контактируют с потенциальным наемниками, является мечеть. По имеющимся данным, более чем в 70% случаев первые встречи вербовщиков с жертвами вербовки происходили именно в мечетях. Именно здесь вербовщики ищут молодых людей, где они чувствуют себя более неуверенно, некомфортно и уязвимо.

  Мотивация для вербовки (найм)

После того, как потенциальные наемники проходят мотивационную обработку первого этапа, вербовщики для подкрепления результата используют четыре аргумента. В этом процессе активно используются снятые ими сюжетные видеоролики. Эти ролики условно можно разделить на три категории:

  • «доказательства унижения мусульман неверующими»;
  • «героизм истинных моджахедов джихада»;
  • «справедливость борьбы с неверующими».

Второй (заключительный) этап мотивации вербовки в РЭО и МТО условно можно разделить на следующие аргументы:

  • помощь братьям, попавшим в беду в Сирии или Афганистане. Помощь может быть самой разнообразной: вы можете работать медсестрой, поваром, строителем — нет необходимости брать в руки оружие;
  • защита братьев в Сирии или Афганистане от неверных. Защита пожилых людей, детей, женщин — священный долг каждого мусульманина, а для этого необходимо совершить хиджрат. В таких случаях используется видеоконтент о необходимости помогать братьям на Ближнем Востоке или в Афганистане;
  • вербовщик пытается преподать образ моджахедов как героизм. Изучение боевых искусств, хорошие навыки стрельбы — активно используется в роликах. Во многих видеороликах показываются дети, владеющие навыками стрельбы, боевых искусств, призывающие совершить хиджрат;
  • наконец, обещания денег являются важным фактором мотивации людей к участию в МТО. По имеющимся данным, они используют несколько схем оплаты, называемых «комиссионными» (гонорарами) наемников.

В целом мы думаем, что все проблемы людей (точнее молодежи) связаны с недостатком информации. В этой связи хотелось бы отметить следующие проекты ЦИРУ:

  • интернет-медиа-портал stopterror.uz;
  • интернет-радио «Ватан Садоси»;
  • медиапроект «.uch.nuqta.».

Добавлю лишь то, что нам всем необходимо уделять больше внимания нашей молодежи и нашим студентам, обучающимся за рубежом, а также проводить практическую работу по повышению их медиаграмотности и обучению критическому мышлению. Если рассматривать все вышеизложенные уязвимости как  «корень одного дерева», то по мере того, как они размножаются и становятся крепче, «дерево также продолжает  расти и крепнуть», что в конечном итоге приводит к радикализму, а  затем к насильственному экстремизму и терроризму. Следовательно, мы своими практическими действиями должны постепенно уничтожить эти «корни», только так мы сможем предотвратить гниение нашего дерева.

 

Мохира Абдуллаева  PhD,                                                                                                   преподаватель Международной исламской академии Узбекистана

Молодое поколение уже привыкло жить с использованием «более умных» технологий и средств коммуникации. В свою очередь, трансформация технических средств и технологий в цифровые технологии играет на руку тем, кто осуществляет свою деятельность в экстремистских и террористических целях. В качестве примера можно привести анализ медиа-контента, который «Аль-Каида» и ИГИЛ внедрили в свою практику для того, чтобы собирать своих сторонников. Анализ показал, что в то время как «Аль-Каида» использовала киберпространство как средство информации и «секретное место встречи» со своими сторонниками, ИГИЛ сосредоточилось на использовании достижений технологий для проявления себя в виртуальном мире. В частности, в результате широкого использования возможностей современных технологий для распространения видеоконтентов, создания блогов и высказываний через социальные сети они устанавливали диалог с молодыми людьми, набирая тем самым своих последователей.  Такой метод повышения степени «известности» не имел места в практике «Аль-Каиды».

Представители таких  деструктивных сил под прикрытием   ислама  искажают такие понятия, как «такфир», «джихад», «хиджрат», «шахид», «халифат» и «байат», которые требуют очень деликатного  подхода, и  на основе фетв различных лиц интерпретируют их в сети Интернет в своих интересах. Сами покинув и отказавшись от Родины, они призывают молодых людей в странах, где молодежь свободно, в мире и согласии выполняет все предписания Ислама, покинуть свою родину и пойти с оружием против нее. Но ведь всем прекрасно известно, что война против страны, в которой ты родился, или против мирного населения, полностью противоречит учению Ислама. Они эффективно используют социальные сети как инструмент для продвижения своих разрушительных идей.

В нынешних условиях молодым людям крайне важно не поддаваться обманам и уловкам таких преступных лиц, которые готовы на любую подлость и жестокость на пути реализации своих целей, которые даже не испытывают страха за то, что используют в своих преступных целях толкования Аллаха и хадисов. Они выдают себя за верующих и пытаются доказать свои безосновательные и лживые утверждения словами «Аллах — свидетель».

Пользуясь любознательностью молодых людей в получении новых знаний, террористические группы с помощью интерактивных методов вербовки регулярно размещают в сети Интернет аудио-, видео- и электронные материалы о том, например, как сделать самодельную бомбу,   нанести разрушительный удар и ущерб как можно большому числу людей. При этом они отслеживают и связываются с людьми, которые часто посещают их веб-сайты, пронизанные духом терроризма. Часто во время общения в чатах и ​​форумах разного контекста они обсуждают «острые» темы и отбирают себе единомышленников из числа молодых людей и устанавливают с ними дружеские отношения. В этом плане быстрый рост количества сайтов экстремистского и террористического контента в киберпространстве требует внесения ряда изменений в потребительскую политику крупных организаций, занимающихся информационными и коммуникационными технологиями.

Тот факт, что 89% визуального контента, проанализированного Центром противодействия терроризму (США), состоял из фотографий, а 10%- из видео, показывает, что стратегия вовлечения молодежи играет важную роль в их агитационной деятельности. Последние тенденции и прогнозы в мировом медиапространстве также указывают на дальнейшее повышение потребления людьми видео- и фотоконтента.

Причины, по которым молодые люди зачастую попадают в сети экстремистских идей, это их ограниченное мировоззрение, высокий интерес к религиозным знаниям. Исходя из вышеизложенного рекомендуется эффективно использовать именно фото- и видеоконтент в альтернативной агитации, направленной на защиту молодежи от таких угроз. Также крайне важно:

-укреплять у молодых людей способность противостояния деструктивным идеям, другими словами, развивать идеологический иммунитет,  повышать их правую  и психологическую грамотность,  широко предоставлять информацию, направленную на формирование в них  критического мышления;

-эффективно использовать жизненные истории лиц, по ошибке попавших в ряды таких организацией, и раскаявшихся в своих ошибках;

— чаще доносить до молодежи опровержения улемов о том, что утверждения таких террористических организаций, использующих религию в качестве прикрытия, на самом деле ложны, а также дать понять, что их истинной целью является завоевание власти;

-воспитывать и укреплять в умах молодежи чувство уважения к национальным и общечеловеческим ценностям;

-широкое разъяснять среди молодежи суть и значение таких понятий, как межнациональное согласие и религиозная толерантность на основе исторических примеров, пропаганда уважительного отношения к вероисповеданиям, традициям и обычаям различных национальностей и народностей.

Все эти меры необходимо принимать активно и безотлагательно.

                           Выводы и рекомендации экспертов.

1.Многие журналисты и блогеры, особенно молодые проявляют большой интерес к освещению темы насильственного экстремизма и радикализации, которые приводят к терроризму. Вместе с тем у них нет глубоких знаний в вопросах истории и сегодняшней активности существующих организованных террористических группировок, их деструктивной пропаганды.

2.Сегодня крайне необходимо специализировать журналистов, готовящих материалы по столь чувствительно-важной теме, как противодействие насильственному экстремизму и радикализации, которые приводят к терроризму. С пулом журналистов, избравших такую, крайне важную для безопасности и дальнейшего развития общества тематику, необходимо проводить специальные курсы обучения.

3. Дискуссии в мероприятиях показали, что у некоторых молодых журналистов сформировалось неправильное представление или недопонимание в вопросах подходов к освещению данной тематики, а также в использовании соответствующей терминологии.

4.Для того, чтобы блогеры или журналисты смогли противопоставить своё слово против слов вербовщиков, необходимо иметь очень большие знания основ религии и нарративов насильственных экстремистов. Сила пропаганды вербовшиков в том, что они простыми словами говорят с аудиторией, а у журналистов до сих пор сохраняется самоцензура, ведётся слабая информационная работа, нет сильных политических комментаторов. СМИ часто остаются в стороне от таких событий и вопросов, не дают необходимых для населения комментариев, нет специализированных в этой теме журналистов. Поэтому чем слабее наша информационная политика, тем больше шансов мы даём для таких деструктивных пропагандистов.

5.Необходимо усиливать среди руководителей СМИ, журналистов и блогеров обучение основам медиаграмотности.

6. Научить пул журналистов эффективному использованию видеоконтента, инструментов мультимедийной журналистики (с самыми современными программами и приемами видеомонтажа, на смартфонах, планшетах, ПК), наиболее популярному в молодежной среде для противодействия НЭРВТ. Необходимо активно продвигать свои материалы в социальных сетях, наиболее популярных в молодежной среде.

   7.Важным является также углубление взаимодействия и социального партнерства между средствами массовой информации, гражданским обществом и государственными структурами в вопросах противодействия и предотвращения НЭРВТ.

[1] Профилактика (предупреждение) экстремизма и терроризма. Методическое пособие для пропагандистов. Под общей ред. Л.Н.Панковой, Ю.В.Таранухи — М., Университетская книга,2010. — 312 с.

[2] Более подробно:  на сайте «Молодежь за Чистый Интернет» // http://www.truenet.info/.