Домой Новости Центра Мы на конференциях Круглый стол «Россия – Центральная Азия: роль СМИ в противодействии экстремизму»

Круглый стол «Россия – Центральная Азия: роль СМИ в противодействии экстремизму»

СМИ – один из важнейших компонентов публичной сферы. Влияние, оказываемое их контентом на общественное сознание трудно переоценить. В сфере противодействия экстремизму результаты работы масс-медиа могут давать как позитивный, так и крайне негативный эффект.

Вопросам, касающимся процесса формирования позитивной информационной повестки в качестве альтернативы деструктивному контенту, было уделено внимание на состоявшемся на минувшей неделе  в Казани международном круглом столе «Россия – Центральная Азия: потенциал СМИ в противодействии экстремизму». Организаторами мероприятия выступили АНО «Институт исследований Центральной Азии» и Общественный фонд «Азия Групп».

Новые подходы и смыслы

— В России экспертами-теоретиками разработан целый ряд подходов, которые могут изменять ситуацию в информационном поле в сторону стабилизации ситуации, — отметила доцент кафедры истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Наталья Харитонова. — Ключевой задачей СМИ должно стать формирование альтернативного контента, основанного на ценностях, близких аудиториям медиа. При этом он должен быть ярким, понятным, чтобы он легко фиксировался у людей. Кроме того, важно отрицать безысходность сопротивления сетям. Важна и делегитимизация терроризма как явления – нужно размывать социальную подоплеку деятельности террористических организаций, давая аудитории новые смыслы.

На создание последних должно работать академическое сообщество. Эффективным инструментом признано также раскрытие заказчиков терактов. А из самой полемики стоит убрать слово «исламистский» – это провоцирует критику и неприятие информации, поступающей от средств массовой информации.

На первый план в работе выходят и ценности самих журналистов, редакции – важно обращать внимание на то, какие люди работают в СМИ. Велика роль и всеобщей осведомленности всей редакции о конечной цели проводимой информационной политики – чтобы не возникал эффект «глухого телефона», и была возможность ускорять все процессы, делая их при этом осмысленными.

«Нормальный» имам

Представители террористических группировок часто выходят на людей с предложением послушать «нормального негосударственного имама», поделился информацией из практики заместитель директора негосударственной некоммерческой организации «Центр изучения региональных угроз» (Ташкент, Республика Узбекистан) Джохангир Пирмухамедов. Такого рода деление на «нормального-ненормального», «независимого-государственного» нужно обязательно опровергать, в том числе и в СМИ. Стоит также подключать граждан, выезжающих на заработки за рубеж, к единой сети для общения с соотечественниками, чтобы противодействовать подобной дезинформации – пилотный проект упомянутого центра, реализуемый в Болгарии, доказал эффективность такой работы.

Важно и создавать полноценные контртеррористические информационные площадки, которые способствовали бы формированию общей правовой грамотности, атмосферы неприятия идеологии экстремизма, развитию способности критического анализа, поступающей информации отметил его коллега Музаффар Таджибаев. Центром реализуется целый ряд таких проектов — «stopterror.uz», «Ватан Садоси (Эхо Родины)» и «uch.nuqta.»

Критическое мышление – залог успеха

В ситуации закрытых из-за пандемии границ война «с неверными» изменила дислокацию – переместилась внутрь ранее более стабильных стран, подчеркнула директор Общественного фонда «Азия Групп» (Бишкек, Киргизская Республика) Юлия Денисенко.

— Фондом было принято решение запустить проект «PROтиво-действие» по созданию альтернативы экстремизму через развитие критического мышления у населения посредством работы в медиа, социальных сетях. Для этого в рамках проекта был открыт профильный консультативный центр для СМИ и блогеров, чтобы публиковалась только выверенная информация в терминах, уместных в этой тематике. Например, термин «джихад» как «война за свою веру» в публикациях дает террористам дополнительный рычаг давления на тех, кого они пытаются завербовать, и повод обратить агрессию против простых людей. При этом есть и другие значения у этого термина – и восприятие получается скомканным, смешанным, на лицо риск непредсказуемого эффекта от такой информации, — отметила Денисенко.

Взаимодействие на повестке дня

— Для адекватного реагирования на вызовы необходимо объединение усилий государственных и общественных структур, гражданского общества и медиа, — уверен журналист портала «AsiaTV» Данияр Джаркынбаев. — Таким образом будет создаваться единое информационное пространство, определенный дискурс, формирующий цивилизованный взгляд на природу экстремизма и терроризма. Ведь если террор терпит неудачу в том, чтобы вызвать информационный отклик в общественных кругах, это будет означать, что он бесполезен как орудие социального конфликта.

Крайние же формы экстремизма непосредственно связаны с распространенностью языка вражды, отсутствием быстрой и однозначной реакции на появление соответствующих высказываний в СМИ, слабой разработанностью корректной лексики в отношении этнического и конфессионального разнообразия. А хорошо разработанный план взаимодействия правоохранительных структур с медиа позволит оказывать помощь оперативным службам в использовании средств массовой информации для установления контактов с общественностью и укрепить в общественном сознании мысль о том, что противодействовать экстремизму должны и сами граждане.

Русскоязычный контент необходим

По результатам анализа киргизского медийного пространства стало очевидно, что на просторе страны не хватает русскоязычного контента, русскоязычных имамов, мечетей, — отметила главный редактор журнала «Умма» (Бишкек, Киргизская Республика) Элиана-Марьям Сатарова. — Это влекло за собой выезд русскоязычных граждан за рубеж для участия в боевых действиях. Для противодействия было принято решение о старте выпуска упомянутого журнала и запуска его аккаунтов в социальных сетях, в которых легким доступным языком доносилась информация. Это вызвало живой отклик и создало почву для решения проблемы. Важно создавать и образовательные профильные программы для журналистов по исламской журналистике.

Только соцсети

Доцент кафедры конфликтологии Казанского федерального университета Андрей Иванов подчеркнул тенденцию, отслеживаемую в ходе многолетних исследований кафедры: только социальные сети сегодня актуальны для молодежи.

По его словам, сообщества с профессиональным пулом журналистов, пропагандирующих право- и леворадикальный контент, сегодня, имеют в этой возрастной категории особый вес. Играет роль не только удобство доступа к информации, но и язык – в социальных сетях он более живой, яркий, резкий, что перетягивает на себя внимание. Важно и то, что верификация получаемых сведений молодежью не производится, и люди попадают в информационный вакуум, уровень их нетолерантности крайне высок. И важно найти способы перехватить повестку. К сожалению, позитивный контент здесь не поможет, нужно находить возможность вызова когнитивного диссонанса.

Комплексность и личная ответственность

Ответственный секретарь научно-консультативного совета при Антитеррористическом центре государств-участников СНГ Александр Смирнов обозначил, что на повестке дня стоят два аспекта: формирование правил освещения тематики экстремизма и борьбы с ним в СМИ и распространение в масс-медиа антиэкстремистского контента и проведение медийных кампаний.

По его словам, правила подробно расписаны в 9-й статье закона СНГ «О противодействии терроризму» и методических рекомендациях по содержанию антитерростических материалов, размещаемых в СМИ и других информационных ресурсах, подготовленных Национальным антитеррористическим комитетом России. Есть и методичка «Как не превратить теракт в информационный взрыв» журналиста РИА Новости Елены Дорошенко. Не менее важны подходы и в трансляции невербальных образов в СМИ – нельзя допускать трансляции образа «крутого» человека, образа силы. Важен показ последствий терроризма, какую боль он несет людям.

Что же касается контрпропаганды, Антитеррористическим центром государств-участников СНГ было подготовлено профильное пособие «Организация контрпропаганды в области борьбы с терроризмом и экстремизмом», где изложено, как такая работа должна строиться. В современной работе в медиа важен фактор вовлеченности, тогда совсем другая степень воздействия на читателя. Имеет положительный эффект и вплетение профильного контента в передачи более широкого формата. Важны также тематические каналы, группы в социальных сетях. Играет значение наличие государственного заказа на проекты в этой области – например, конкурсы и фестивали с тематикой «СМИ против терроризма».

Альтернатива как лучшее будущее

По словам шеф-редактора ИА REGNUM по Средней Азии Григория Михайлова российским СМИ, работающим в Центральной Азии, предстоит увеличить свое присутствие в социальных сетях, а также представлять больше контента на национальных языках и адаптировать его для целевой аудитории, чтобы достичь поставленных целей по противодействию идеологии экстремизма и терроризма. Также необходимо создать условия для ведения работы без перебоев и взаимодействие СМИ с местными теологами.

В целом объем контента об успехе антитеррористических кампаний, доводимых до центральноазиатской аудитории, недостаточен. При этом СМИ освещают борьбу с терроризмом очень сухо, а также игнорируется тема альтернативы участия в экстремистской деятельности, образа лучшего будущего, если человек выберет отказ от вербовки.

Важно также обращать внимание на проблемы самого региона, которые стимулируют рост экстремизма: недостаточное образование религиозных деятелей, слабое развитие социального досуга повышают потенциальный успех вербовки. А России следует усилить и взаимодействие между исламскими центрами внутри страны с центральноазиатскими – пока преобладают контакты со странами Ближнего Востока, США, Великобритании. Речь идет о создании учебных центров, обучении религиозных деятелей работе в социальных сетях, создании фондов взаимопомощи.

В целом эксперты сошлись во мнении о необходимости формировании позитивной информационной повестки в качестве альтернативы деструктивному контенту, как в СМИ, так и в социальных сетях, и важности усиления роли академического сообщества в разработке долгосрочных стратегий профилактической работы СМИ.

24.02.2021

Источник: http://region.kg