Домой Лента новостей Тенденции развития военно-политической обстановки в Афганистане на прошедшей неделе (06 июля –...

Тенденции развития военно-политической обстановки в Афганистане на прошедшей неделе (06 июля – 12 июля)

На прошедшей неделе политические заявления шли вразрез с реальными событиями: талибы заявляли о переговорах и продолжали наступление, Москва не видела в талибах угрозы, но спасала от них дипломатов, Туркмения объявляла свою границу с ИРА зоной дружбы, в Таджикистане обнаружился лагерь афганских беженцев, хотя их вроде бы вернули на родину, а президент ИРА Ашраф Гани и вовсе заявил, что это он заставил американцев уйти.

Переговоры в Тегеране и Катаре: только не Гани

В Тегеране 7-8 июля прошла встреча между талибами и афганскими политиками, делегацию ИРА возглавил бывший вице-президент ИРА Мохаммад Юнус Кануни, делегацию «Талибана» — заместитель главы катарского офиса талибов Шер Мохаммад Аббас Станикзай. Итоговое заявление прозвучало обнадеживающе, стороны согласились, что война не решение проблемы, нужно приложить усилия, чтобы найти политический выход, а дальнейшие переговоры коснутся создания механизма перехода от войны к миру и формирования единой исламской системы. Стороны осудили нападения на дома, школы, мечети и больницы и призвали наказать виновных. МИД ИРА приветствовал итоги тегеранской встречи.

Одновременно в Кабул прибыл спецпредставитель Катара по Афганистану Мутлак бин Маджид аль-Кахтани, который встретился с министром иностранных дел ИРА Ханифом Атмаром, двумя вице-президентами, Амруллой Салехом и Сарваром Данишем, и бывшим президентом Хамидом Карзаем. Обсуждали, как реанимировать межафганские переговоры в Дохе.

И вот 10 июля появились сообщения, что в Катаре делегации ИРА и «Талибана» возобновили контакты. Как полагают инсайдеры, кабульская делегация приняла неофициальное условие «Талибана» — не транслировать в СМИ содержание переговоров. Талибам это важно для сохранения единства внутри движения.

Появились только самые общие сообщения, что в Дохе обсуждали будущую конституцию Афганистана, прекращение огня и политическую дорожную карту на переходный период. При этом пресс-секретарь министерства по делам мира подтвердила, что последние несколько дней в Дохе ведутся серьезные переговоры.

Но можно предположить, что встречи и в Дохе, и в Тегеране пока предварительные, демонстрирующие, что стороны в принципе не против переговоров. Уже несколько раз с сентября 2020 года диалог останавливался, так и не дойдя до обсуждений по существу. Каждый раз выдвигались новые условия — например, талибы требовали освободить еще 7000 своих боевиков из тюрем Афганистана или исключить имена лидеров из санкционного списка ООН…

На этот раз, как подтвердили нам инсайдеры, близкие к делегациям в Дохе, талибы категорически не готовы к диалогу с президентом ИРА Ашрафом Гани и уж тем более к формированию какой-либо временной администрации с его участием. Хотя ранее такая возможность обсуждалась, появлялась информация о переговорах на высшем уровне, которые могли состояться в Стамбуле или Исламабаде.

Президент Гани в свою очередь продолжает демонстрировать твердое намерение оставаться во главе страны — при этом нельзя допустить, что он не в курсе условия талибов. Выступая в провинции Хост, куда он приехал на открытие международного аэропорта, Ашраф Гани снова заявил, что афганское правительство, в отличие от «Талибана», хочет мира. «Они (талибы) должны присутствовать на переговорах, а не разрушать свою страну под командованием посторонних лиц», — объявил Гани, намекая на Пакистан. Ни у кого нет сомнений, добавил он, откуда талибы пришли и где они живут (тоже имея в виду Пакистан, граничащий с провинцией Хост), и риторически обратился к «Талибану»: «Если вы любите Афганистан, пообещайте мне, что вы не примете линию Дюранда, пообещайте мне, что вы не будете продавать воду Афганистана другим, что не будете служить другим». Утверждая, что талибы служат другим странам, Гани намеренно провоцировал конфликт между «Талибаном» и Ираном и Исламабадом, — но представители движения пока никак не ответили на его риторику. А учитывая, что талибы не желают видеть Гани ни за столом переговоров, ни в будущей администрации, они точно ничего не станут ему обещать.

Слово против дела

Несмотря на снова прозвучавшие декларации, что войной ничего не решить, «Талибан» всю прошлую неделю продолжал наступать. По словам Ашрафа Гани, от рук талибов в стране ежедневно гибнет от 200 до 600 человек. Бои шли в Кундузе, Бадахшане, Парване, Кандагаре, Лагмане, Газни, Бадгисе, Кунаре, Нангархаре, Джаузджане, Самангане, Сари-Пуле, Балхе, Тахаре и Бамиане.

Талибы уже заявляют, что «85% территории Афганистана перешло под управление исламского эмирата». Однако представитель МВД ИРА опровергает эти цифры: «Если бы их заявление было правдой хотя бы на один процент, их лидеры не жили бы за границей, их семьи и дети не находились бы за пределами страны». Однако даже спецпредставитель США по Афганистану Залмай Халилзад, который снова отправился в поездку по региону, был удивлен военными успехами талибов: «Я надеюсь, афганские силы с помощью своих друзей смогут вернуть прежние позиции», — сказал он, повторив при этом, что военного решения афганского конфликта нет.

Талибы продолжили атаки и на столицы провинций. Бои шли за Калайи-Нау, столицу Бадгиса. Представитель «Талибана» объявил, что боевики уже вошли в столицу, в СМИ появились сообщения, что талибы захватили тюрьму в Калайи-Нау и освободили всех заключенных. Но вскоре талибы были вытеснены из города, и в четверг, 8 июля, появились сообщения, что город под контролем афганской армии, талибы бежали. При этом губернатор Бадгиса Хасамуддин Шамс успел объявить, что все районы провинции перешли под контроль талибов.

9 июля появлялись сообщения, что талибы вошли в Кандагар — столицу одноименной провинции, но потом губернатор Кандарага заявил, что боевики отброшены, в город прибыло подкрепление правительственных сил безопасности.

11 июля СМИ написали, что талибы атаковали блокпосты на подступах к Газни — столице одноименной провинции. Атаки тоже были отбиты, начальник полиции пообещал жителям, что город будет защищен.

В те же дни делегация талибов посетила Москву, и там глава делегации Шахабуддин Делавар заявил: талибы не будут захватывать административные центры провинций, чтобы предотвратить кровопролитие. Сказанные на фоне постоянных атак именно на столицы, эти слова девальвировали и другие заявления, сделанные талибами по итогам встреч в российском МИДе: например, делегация «Талибана» подтвердила заинтересованность «в достижении устойчивого мира в стране путем переговоров с учетом интересов всех этнических групп населения страны, а также готовность соблюдать права человека, в том числе женщин в рамках исламских норм и афганских традиций».

Однако инсайдеры, близкие к переговорным делегациям в Дохе, не видят противоречия между заявлениями и боевой активностью «Талибана». Инсайдеры уверены, что после полного вывода иностранных войск переговоры все-таки возобновятся в полном формате. «Талибы полагают, что расширение подконтрольной территории сыграет свою роль при формировании коалиционной администрации, — сообщил «Афганистану.Ру» источник на условиях анонимности. — Поэтому стремление к захвату уездов сохранится по крайней мере до сентября».

Возможно, общее напряжение и близость развязки — президент США Байден уже пообещал, что войска будут выведены до 31 августа, — приводит к тому, что в правительстве ИРА тоже перестают быть последовательными. Президент ИРА Ашраф Гани вдруг поставил себе в заслугу уход иностранных военных, хотя еще совсем недавно он делал все, чтобы затормозить вывод войск, и не верил в серьезность намерений американцев. Выступая в провинции Хост, Гани заявил, что еще с 2014 года выступает за «цивилизованный вывод войск» — возможно, имея в виду свою во главе комиссии, координирующей действия Кабула с НАТО и США по выводу войск, во времена правления Хамида Карзая. Гани в Хосте объявил, что именно он заставил Америку «уйти достойно», написав два года назад письмо бывшему президенту США Трампу, где просил покинуть Афганистан. «Я просил их когда-нибудь остаться? Разве я не говорил семь лет назад, что они уйдут? Разве я не отправлял письмо президенту Трампу два года назад?» — сказал Гани.

Министр иностранных дел ИРА Ханиф Атмар, в свою очередь, заявил на прошедшей неделе, что главная цель талибов — не борьба с иностранным присутствием в Афганистане, а восстановление эмирата.

Угрозы для Центральной Азии

МИД РФ акцентировал и другие обещания «Талибана», важные именно для России: «От талибов были получены заверения в отношении ненарушения группировкой границ государств Центральной Азии».

Ситуация на границах Афганистана с Центральной Азией на прошедшей неделе оставалась напряженной, общее количество афганских военнослужащих, ополченцев и мирных жителей, бежавших из ИРА от талибов, остается неясным. Например, приходят разноречивые цифры из Таджикистана. Советник по национальной безопасности ИРА Хамдулла Мохиб сообщил 6 июля, что около 2300 афганских военнослужащих, отступивших на территорию Таджикистана после натиска талибов, были возвращены в Афганистан. Ранее ГКНБ Таджикистана сообщал о примерно полутора тысячах афганских военных и ополченцев, которые перешли таджикскую границу. Кроме того, посол ИРА в Таджикистане посетил палаточный лагерь афганских беженцев на территории Хатлонской области РТ, и по данным таджикских СМИ, там сейчас остается около 1000 человек, это военные и их семьи.

Отдельно заметим, что проблема, в какую страну временно переселить афганцев, которые сотрудничали с американцами, еще не решена. Ранее речь шла примерно о 9 000 человек, которых, согласно утечкам в СМИ, Вашингтон планировал разместить в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане. Всего же покинуть страну, опасаясь за свою безопасность, хотели около 18 000 человек. Однако в афганских СМИ на прошедшей неделе появилась другая цифра: 70-90 тысяч человек.

Один из аргументов, который заставляет центральноазиатские страны с напряжением относиться к подобным предложениям, — возможность проникновения боевиков террористических организаций, в том числе уроженцев Центральной Азии. Однако инсайдеры утверждают, что все переводчики и другие сотрудничавшие с американцами афганцы, как и их родственники, внесены в биометрическую базу данных, поэтому подменить беженца боевиком будет крайне трудно.

В Таджикистане, куда уже пришли несколько тысяч человек, все это вызывает очевидную тревогу. Президент РТ Эмомали Рахмон мобилизовал 20 тысяч военнослужащих для укрепления границы с ИРА, президент РФ Владимир Путин обещал Рахмону поддержку как в двустороннем формате, так и в рамках ОДКБ. Предполагается, что для защиты таджикско-афганской границы будет задействована российская военная база в Таджикистане, местоположение которой министр иностранных дел РФ Сергей Лавров обозначил как «на границе Таджикистана с Афганистаном», хотя 201-я российская база расположена в Душанбе и Бохтаре, и оба города довольно далеки от ИРА.

Узбекистан и Туркмения, на границах которых талибы захватывают пограничные пункты, не входят в ОДКБ. Но если Узбекистан проявляет обеспокоенность, возвращает на родину перешедших границу афганских военнослужащих, президенты Шавкат Мирзиеев и Владимир Путин обсуждают по телефону ситуацию на границе, то Туркмения пока делает вид, что ничего не происходит. В российских СМИ написали со ссылкой на внутренние источники, что Туркмения стягивает военную технику и артиллерию к границе с Афганистаном, однако МИД Туркменистана назвал эти сообщения «лживой непроверенной информацией», а «туркмено-афганскую границу» — «границей дружбы и сотрудничества».

Однако 10 июля в Ашхабад прилетала делегация талибов. При этом о визите талибов официально нигде не сообщалось — предполагается, что Ашхабад не хотел разозлить Кабул и попросил участников встречи держать все в тайне, но представитель «Талибана» проговорился журналистам, что встреча в МИД Туркмении состоялась. Радио «Азатлык» (туркменская служба Радио Свобода) предполагает, что на встрече речь шла о ненападении и блокировании возможного потока беженцев.

В Москве неоднократно высказывали уверенность, что угрозы для РФ и Центральной Азии со стороны талибов нет, однако опасность может прийти от других террористических группировок, которые находятся в Афганистане, — в первую очередь, от ИГИЛ. На пресс-конференции в Москве талибы повторили, что не допустят распространения влияния ИГИЛ на территории Афганистана. В заявлении МИД РФ отдельно подчеркивается твердая решимость «Талибана» «бороться с угрозой ИГИЛ в Афганистане и искоренять наркопроизводство на территории страны после прекращения гражданской войны».

На это уже отреагировали в Кабуле. Глава МИД ИРА Ханиф Атмар заявил, что ошибочно опираться на одну террористическую группировку для защиты от других террористов. Подтверждением его слов может служить срочная эвакуация российских дипломатов из Хайратона — этот город на границе с Узбекистаном атакуют талибы, и сотрудники российского консульства были спешно вывезены в РУз — как пояснил спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов, «в целях безопасности». При этом в заявлении российского МИДа по итогам встречи того же Кабулова с талибами отдельно подчеркивалось, что группировка дала «гарантии безопасности дипломатических и консульских миссий иностранных государств на территории Афганистана».

Таможня под талибами, продукты дорожают

На прошедшей неделе талибы продолжили брать под свой контроль таможенные порты. Напомним, что уже взят Шерхан-Бандар на границе с Таджикистаном, вблизи Хайратона на границе с Узбекистаном уже несколько недель идут бои, взят Торгунди на границе с Туркменией и Ислам-Кала на границе с Ираном. Это таможенные сухие порты — внутренние терминалы, связанные дорогами с морскими портами и выполняющие функции центра для перевалки морских грузов на внутренних направлениях. Порты давали существенные поступления в бюджет ИРА. Так, Ислам-Кала приносил в бюджет ИРА около 20 млн. долларов ежемесячно, импорт из Ирана — одна из важнейших статей доходов. После прихода талибов таможня в Ислам-Кала остановила работу, ее сотрудники и военнослужащие бежали в Иран, передвижение товаров через порт приостановлено.

Сообщалось также о взятии талибами сухого торгового порта Акина на границе с Туркменией, но афганская армия вскоре заявила, что Акина освобожден и находится под контролем сил обороны и безопасности, и армия обещает, что в радиусе 12 км от торгового порта создан пояс безопасности, террористам не дадут помешать работе порта.

Расширение контроля талибов над таможенными портами и транспортной коммуникацией уже привело к росту цен на товары первой необходимости — в частности, на растительное масло, куриные яйца и другие продукты. Местные торговцы уверены, что это только начало, цены продолжат расти.

Как сообщили в Торгово-промышленной палате ИРА, большинство компаний приостановили поставки из-за рисков прохождения через Хайратон. Как отметил источник в ТПП, если ситуация не изменится, то вскоре запасы закончатся, и цены взлетят на все: основная часть афганского импорта продуктов приходится на Иран и Пакистан.

Вывод иностранных войск, который очевидно приведет к дальнейшему сокращению внимания западных стран к ИРА, повлечет за собой серьезные экономические проблемы — это видно уже сейчас по падению курса национальной валюты.

Исмаил Хан поднимает Герат

В ответ на атаки талибов правительство начинает подключать силы ополчения и авторитетных боевых командиров. В Кабуле президент ИРА Ашраф Гани провел переговоры с одним из лидеров партии ИОА (Исламское общество Афганистана) Исмаил Ханом — бывшим губернатором Герата. После встречи Исмаил Хан прибыл в Герат для организации обороны. Как стало известно, по указанию Кабула силовики, воюющие на западе Афганистана, будут координировать свои действия с Исмаил Ханом. Политик уже провел несколько совещаний, в которых приняли участие действующий губернатор, командующие армии в регионе, начальники полиции и управлений национальной безопасности.

Очевидцы сообщают, что в субботу на главных дорогах административного центра провинции Герат уже стояли вооруженные люди Исмаил Хана в гражданской одежде. Силы Исмаил Хана заявляют и о намерении бороться с ИГИЛ.

Возможно, это означает, что Гани все же решил обратиться к помощи и опыту лидеров, которые воевали, как Исмаил Хан, еще против советского военного присутствия и против талибов в девяностые, — 300-тысячной армии, полиции и некоторого числа хорошо образованных молодых членов команды явно недостаточно, чтобы дать отпор талибам.

Аллюзии со временем советского военного присутствия возникли и после того, как афганские журналисты побывали на прошедшей неделе на военной базе Баграм, которую американцы спешно покинули, даже не предупредив афганские власти. Журналисты заметили, что американцы явно торопились, в помещениях беспорядок, электричество отключено — и правительственным силам пришлось восстанавливать подачу электропитания.

Многие вспомнили, как выходили из Афганистана советские войска 30 лет назад. Несмотря на общее сходство ситуации, журналисты отметили и различие: СССР все оставлял афганцам. А американцы что смогли — вывезли, остальное — гражданское оборудование и технику — уничтожили, и журналисты обнаружили на базе горы такого мусора.

После взлета последнего американского самолета возле базы собралась толпа мародеров, но их опередили военнослужащие, которые не дали зайти и разграбить оставшееся. База будет использована афганской армией в контртеррористических целях — как центр управления операциями и развертывания частей ВВС.

12.07.2021

Источник: «Афганистану.Ру»