Центром изучения региональных угроз (ЦИРУ) совместно с Координатором проектов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Узбекистане, в период с 6 по 28 июля 2021 года был проведен Тренинг из двух модулей (6-7 июля первая часть, 27-28 июля вторая часть) по теме «Цифровые (онлайн) коммуникации в конфликтных ситуациях» и Менторинг (с 8 по 26 июля практическая часть) для 10 религиозных деятелей (имамы) Наманганской области (список прилагается). Оба модуля тренинга были проведены в конференц-зале гостиницы “Akhsikent Hotel” Наманган с соблюдением всех карантинных мер, введенных в Республике Узбекистан.
ЦИРУ поставило перед собой цель:
Обучить имамов Наманганской области современным коммуникационным технологиям, с использованием гаджетов, программных продуктов с целью эффективного противодействия идеям насильственного экстремизма (распространяемые в интернете проповедниками радикально-религиозных течений в Исламе), ведущими к радикализации, в первую очередь молодежи, являющихся членами паствы мечетей, в которых проповедуют имамы.
Для достижения поставленной цели сотрудникам ЦИРУ необходимо было решить следующие задачи:
- Довести до участников:
- Законодательные акты «О борьбе с терроризмом»;
- «О противодействии экстремизму»;
- о региональных и глобальных угрозах терроризма и экстремизма;
- о формах и методах применяемых эмиссарами международно-террористических организаций (МТО) и религиозно-экстремистских организаций (РЭО) по радикализации нашей молодежи в сети интернет и последующей их вербовки в свои ряды.
2) Обсудить, выявить недостатки и ошибки, а также пересмотреть деятельность участников (имамов) в противодействии распространению идеологии МТО и РЭО в глобальной сети Интернет исходя из принципа «Не навреди». Ознакомить их с современные реалиями в ситуации с профилактикой распространения деструктивной идеологии и выработкой среди населения «иммунитета» к пропаганде эмиссаров и вербовщиков МТО и РЭО. Апеллировать в ходе профилактических мероприятий не только религиозными догмами, но и опираться на традиционные для жителей Центральной Азии национальные и семейные ценности, межнациональную и межконфессиональную терпимость и толерантность.
3) Улучшить знания и практические навыки религиозных деятелей в использовании современных мультимедийных инструментов в работе с медиа, при подготовке медиаконтента.
Учитывая поставленные перед собой цель и задачи, учебные Программы двух модулей Тренинга были разработаны для наиболее полного усвоения всего массива информации участниками мероприятия, с учетом необходимости взаимного дополнения теоритической, практической и технической составляющей программы.
Так, в первом модуле (6-7 июля), после регистрации участников тренинга, состоялось открытие мероприятия, где с краткой речью выступил сотрудники ЦИРУ, ознакомив участников с целью и задачами тренинга, ознакомив с деятельностью организатора мероприятия — Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане и представили эксперт-тренеров.
1-й модуль тренинга начали с проведения интерактивной игры “Имя и факты”, способствующей налаживанию психологического контакта между участниками и эксперт-тренерами.
Далее, прошла презентация деятельности ЦИРУ, основных задач и реализуемых медиахолдингом ЦИРУ. В медиа холдинг входят проекты, чья деятельность направлена, в том числе, на профилактику и противодействие распространение идей насильственного экстремизма, ведущими к радикализации и терроризма, в первую очередь узбекской молодежи, в том числе трудовых мигрантов, с демонстрацией видеороликов.
Интернет медиа портал «Новости Узбекистана www.nuz.uz
https://t.me/NuzUzru — Страничка в Телеграм;
https://www.instagram.com/novosti_uzbekistana/ страничка в Инстаграм;
https://www.facebook.com/www.nuz.uz/ страничка в ФБ;
https://vk.com/nuzuz?from=groups страничка ВКонтакте;
https://www.youtube.com/channel/UCW4R9KKJsRVdFVGgkoSfi_w страничка в Ютуб;
Интернет медиа портал www.stopterror.uz
https://t.me/stopterror_uz страничка в Телеграм;
Интернет радио «Ватан Садоси»;
https://t.me/uchnuqtauz Три точки
https://www.instagram.com/p/CGHVuuLHLHS/?igshid=1losj5r1udmvl страничка в Инстаграм
https://www.youtube.com/playlist?list=PLR5cDRvi3d_59D_Vo0o7mwBO94cnl_5zC страничка в Ютуб
Интернет сайт www.antiterrortoday.com
Интернет сайт www.crss.uz
Следом проведен опрос в виде интерактивных игр “Почему и зачем?” и “кто я?, что я могу дать? что я могу получить?” (обмен знаниями и опытом в ходе тренингов), разработаны правила и общие требования к процессу тренинга. Отдельно, в целях совершенствования программы курса, участникам предложено, возникающие в ходе занятий вопросы записывать на отдельном листе бумаги (в конце каждого модуля участники сами отмечали вопросы на которые они смогли сами ответить исходя из полученных знаний). Для оценки уровня знаний до тренинга по данной тематике проведен пре-тест (предварительное тестирование) участников.
Вместе с тем участникам рассказано о Глобальной Контртеррористической Стратегии ООН в Центральной Азии (ЦА), одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году в форме резолюции и прилагаемого Плана действий по улучшению национальных, региональных и международных усилий направленных на борьбу с терроризмом. В частности, детально была презентована Стратегия, в том числе цель и 4 основные направления (I: меры, направленные на устранение условий, способствующих распространению терроризма; II: предотвращение терроризма и борьба с ним; III: укрепление потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укрепление роли системы ООН в этой области; IV: обеспечение всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом), наличия проекта по реализации этой стратегии ООН в ЦА, который координируется Региональным центром ООН по превентивной дипломатии для ЦА в Ашхабаде.
Отдельно была презентована Консолидированная Концептуальная база ОБСЕ для борьбы с терроризмом. В частности отмечены цели этого документа, роли, подходы и обязательства ОБСЕ в области борьбы с терроризмом, направлениях деятельности ОБСЕ по устранению условий, способствующих распространению терроризма и расширению сотрудничества и укреплению потенциала с целью предупреждения терроризма и борьбы с ним, а также Стратегические направления контртеррористической деятельности ОБСЕ (17 пункт), которые включают в себя 8 путей (-содействие выполнению положений антитеррористической международно-правовой базы и расширение международно-правового сотрудничества по уголовным делам, связанным с терроризмом; -противодействие сопряженному с насилием экстремизму и радикализации, ведущим к терроризму, на основе межизмеренческого подхода; -предупреждение и пресечение финансирования терроризма; -противодействие использованию Интернета в террористических целях; -содействие диалогу и сотрудничеству по вопросам борьбы с терроризмом, в том числе путем государственно-частного партнерства между органами государственной власти и частным сектором (бизнес-сообщество, промышленность), а также с участием гражданского общества и СМИ; -наращивание усилий на национальном уровне по выполнению резолюции 1540 (2004) Совета Безопасности ООН о нераспространении оружия массового уничтожения; -повышение надежности документов на въезд и выезд; -продвижение и защита прав человека и основных свобод в контексте контртеррористических мер).
До участников доведены Законы Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом» и “О противодействии экстремизму”, в том числе их цели и основные задачи, основные понятия «Терроризм», «Террорист», «Террористическая группа», «Террористическая организация», «Террористическая деятельность», «Международный терроризм», «Террористическая акция», «Экстремизм», «Экстремистская деятельность», «Экстремист», «Экстремистская группа», «Экстремистский материал», «Экстремистская организация». Основные принципы борьбы с терроризмом, методы и формы предупреждения террористической деятельности в Узбекистане. Задачи органов государственного управления и власти на местах, органов самоуправления граждан (махалли), общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и простых граждан по оказанию содействие и необходимой помощи государственным органам, осуществляющим борьбу с терроризмом. Доведены основные направления государственной политики в области противодействия экстремизму, освещены пути осуществления повышения правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к экстремизму. Рассказано об участии других государственных органов, иных субъектов в мероприятиях по противодействию экстремизму (примечательно, что многие участники не были ознакомлены с вышеуказанными законодательными актами в данной сфере).
В данном контексте аудитория ознакомлена с видами проявления терроризма, методами антиобщественной деятельности (теракты, вербовка и т.д.) международно-террористических и религиозно-экстремистских организаций (МТО и РЭО) и группировок, формами и методами распространения ими свой идеологии среди масс, в том числе и в глобальной сети. Видами активности эмиссаров МТО и РЭО в социальных сетях. Здесь же участникам были продемонстрированы 3 видеоролика о деятельности РЭО под названием “Fitnaga yondashuv (Jihodchilar)”, “Hizb bu din degani emas (Hizb ut-Tahrir)”, “Sof islom dini deb boshlanadi hammasi (Akromiylar)”.
В свою очередь в техническом плане разъяснены понятия медиаконтента, его виды и сущность. Участники узнали о современных знаниях в сфере медиа, усовершенствовали свои знания о мобильных устройствах, их свойства, а также роль техники при создании медиаконтента.
Далее, рассказано о региональных и глобальных угрозах терроризма и экстремизма, продемонстрировано 3 видеоролика. Участники информированы о количестве террористических организаций в мире, из которых порядка 80% действуют под прикрытием Ислама. Приведены ряд статистических сведений, в том числе размеры ущерба мировой экономике нанесенные деятельность МТО и РЭО, погибших в ходе террористических актов гражданских лицах. Рейтинг стран мира по уровню терроризма в 2020 году, вкратце рассказана ситуация с МТО в Афганистане и Сирии, в рядах которых воюют граждане Узбекистана и их количестве.
Указанно на сохранение угрозы радикализации нашей молодежи в результате распространения радикальных идей в сети Интернет, виды, методы и формы распространения идеологии РЭО и МТО в социальных сетях. В качестве примера доведена статистика о проведенных в 2020 году компетентными органами Узбекистана спецопераций по задержанию лиц, часть из которых намеривалась выехать в Сирию в базы МТО, остальные являлись членами РЭО.
Особо отмечена уязвимость молодежи, пребывающей за границей на учебе в высших учебных заведениях и в трудовой миграции. Приведены данные ЦИРУ о количестве наших трудовых мигрантов в России, в Казахстане, в Турции, в Южной Корее, в ЕС, в США и в Украине.
Помимо того, внимание аудитории обращено на методы проведения профилактики среди молодежи с целью ограждения их от негативного влияния идеологии МТО и РЭО. Здесь, отмечены методы и формы распространения радикальных идей эмиссарами и идеологами указанных организаций и группировок. Отдельно указанно при данной деятельности придерживаться принципа “Не навреди”. Так, имамы, после доведения им сути указанного принципа и раскрытия негативных последствий их отдельных акций по противодействию идеологии МТО и РЭО в сети, в ходе дискуссий признали, что в последнее время публикуемые ими т.н. “опровержения” на религиозные высказывания идеологов радикалов невольно приводят к популяризации последних в сети.
В этой связи, им было рекомендовано публиковать т.н. “опровержения” на те или иные религиозные призывы без привязки к конкретному лицу. В частности если в сети активно пропагандируются призывы к джихаду ссылаясь на изречения в Коране, при этом искажая доктрины Ислама, необходимо активно публиковать истинные писания, объективно разъяснять пользователям содержания тех или иных сур в Коране, тем самым раскрывая ложность интепритируемых идеологами радикалов религиозных догм. Активно пропагандировать тезисы религиозной, межконфессиональной и межнациональной терпимости, идеи толерантности, что будет идти в разрез идеологии МТО и РЭО пропагандирующей межконфессиональную и межнациональную нетерпимость.
Отдельный интерес у аудитории вызвали методы поиска ресурсов и выработка идей по созданию медиа-контента. Вместе с тренером участники вырабатали концепцию создания ролика, для этого была создана телеграмм группа, каждому была поставлена задача создать видеоролик на сегодняшние актуальные темы. После этого участники начали самостоятельно осуществлять съемку кадров перед тем как приступить к монтажу видеороликов.
Пройденные теоретические знания по процессу подготовки медиаресурсов, правильного выбора ракурса съемки видеороликов помогло участникам с легкостью собирать нужные кадры и создать короткометражный видеоролик.
В связи с чем по результатам первого дня тренинга участникам было дано домашнее задание — исходя из изученных тем и приобретенных навыков создать медиаконтент, проработать интересные для молодежи мероприятия без религиозной привязки, используя социальные факторы или делая упор на толерантность во всех ее проявлениях. В итоге участниками представили 14 своих видеоролииков (домашних занятий) на различные темы, которые находятся в телеграм группе @namangandin, опубликованы 2 публикаций о проведении тренинга в гНаманган на различных каналах имам-хатибов как: BUXORIY.UZ и @b_naqshbandiy.
Далее, рассказывая о методах и формах распространения идеологии МТО и РЭО, отдельное внимание было уделено феномену манипуляции сознанием людей, раскрыты виды манипуляции, сфера их применения, возрастания эффективности воздействия на массы создаваемых профилактических материалов с применением знаний в области манипуляции сознанием людей и особенно молодежи. Как сфера применения приобретенных знаний по основам манипуляции сознанием было предложено использовать их при подготовки медиконтента.
Так, согласно разработанному учебному плану, был проведен курс выработки навыков работы перед камерой, т.е. требования к внешнему виду, одежде, манерам поведения, мимика, правильное дыхание и дикция.
Так же, проведены теоритические, и для закрепления курса, практические занятия по съемке видео материалов с использованием возможности смартфонов. По результатам, каждый из участников используя свой смартфон снял несколько кадров для создания видеоролика используя вышеполученные навыки, как технического так и теореческого характера.
Далее, в ходе практического занятия, подготовленные видео материалы участники под руководством тренера, с использованием рекомендованных мобильных приложений, создали полноценные видеоролики для размещения в сети и СМИ.
При этом, на следующем семинар занятии до участников доведены методы и формы наиболее эффективного доведения подготавливаемых ими видео и аудио материалов до широких масс, акцентирую внимание на таких категориях населения как молодежь, женщины а так же лиц находящихся за рубежом в трудовой миграции или учебе.
В целях повышения знаний и навыков участников, им доведены понятии о видах коммуникации (в том числе детально разъяснены вербальные и невербальные коммуникации), а также информация о проявлениях и видах интернет коммуникаций (в том числе детально разъяснены все функции и формы интернет коммуникации). Вместе с тем отдельно участникам проведены занятия по подготовке материалов для публикации в СМИ и для общественности, где рассказаны обо всех деталях и требованиях к публичному выступлению, интервью, подготовке пресс-релизов и статей.
По результатам первого модуля тренинга, для закрепления полученных навыков участникам были даны домашние задания: с использованием новых знаний подготовить ряд материалов для СМИ, глобальной сети и общественности (короткие видео и аудио ролики, фото репортажи и т.д.). Проработать проекты мероприятий по ограждению молодежи от пагубного влияния идеологии МТО и РЭО.
С участниками тренинга согласованы способы обратной связи, для чего в Telegram мессенджере создана группа для поддержания связи и организации менторинга в течении трех недель с 8 по 26 июля 2021 года.
В период менторинга участниками были подготовлены 21 видео, 4 аудио, 3 фото материалов. Работа в этой группе продолжается и по сей день, где обсуждается возникшие у участников вопросы, по которым даются соответствующие ответы эксперт-тренеров и вырабатываются им необходимые рекомендации.
Второй модуль (27-28 июля) тоже начался с регистрации участников тренинга (список прилагается).
Затем, был проведен анализ усвоения материалов 1-го модуля и результатов менторинга. Рассмотрены мнения участников в формате “Что мы сделали и чего достигли? Достижения, недостатки, ошибки и причины их возникновения”. В целом, участники отметили, что при наличии достаточных глубоких религиозных знаний практически имели поверхностные понятия о терроризме и экстремизме, тем более с позиции Закона и таких организаций, как ООН и ОБСЕ, в частности. Для участников тренинга стало откровением — что ОБСЕ помимо прочего, также активно занимается борьбой с терроризмом. Отметили осознание участниками тренинга необходимости эффективного подхода к противодействию идеологии МТО и РЭО не только с позиции Ислама, но и позиционированием межрелигиозной, межконфессиональной и межнациональной терпимости.
Участники тренинга индивидуально презентовали свои медиапродукты, после обсуждения которых были даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию представленных работ, с учетом поставленной цели и задач.
Помимо того, участниками тренинга были предложен ряд проектов для молодежи, такие как организация совместных общественных мероприятий с участием представителей различных религиозных конфессий и национальностей. Проведение проповедей в противовес пропаганде идеологов МТО и РЭО. Освещая прихожанам те аспекты религии Ислам, где говорится о признании пророками Христа, Моисея и др., что свидетельствует ложность доводов идеологов радикалов, разжигающих распри и нетерпимость к другим религиозным конфессиям.
Для закрепления полученных знаний было предложено выступить самим участниками с подготовленными ими презентациями, которые были положительно оценены.
Продолжая тренинг проведена презентация об участии узбекской молодежи в террористической деятельности, причинах и мотивации, методах их вербовки и уязвимостях с демонстрацией 5 видеороликов. Разъяснены методики и алгоритмы рекрутинга граждан Узбекистана в МТО, где вербовщики узбекских этнических джамаатов используют наработки Аль-Каиды, подготовленные еще в начале 2000-х. Такие подходы отличаются от технологий ИГИЛ. Здесь же детально рассказаны социальные факторы, причины и уязвимости граждан Республики Узбекистан, способствующие восприятию идей МТО и РЭО, которые были рассмотрены и обсуждены с участниками поэтапно с условным разделением их в группы и подгруппы. Доведена информация о лицах, которые наиболее систематически распространяют идеи радикализации в интернете и социальных сетях, а также о стереотипах и аргументах вербовщиков для закрепления рекрутинга. Освещены методы и пути противодействия деструктивным воздействиям и радикализации. Продемонстрированы ряд видеороликов по данной теме.
В гендерном плане до участников была презентована информация о роли и месте женщин в рядах МТО и РЭО, причинах и методах их вербовки в террористические организации и группировки с демонстрацией видеоролика. Рассказано постепенное изменение положения женщин в рядах МТО, в том числе на примере ИГИЛ, а также об использовании женщин в качестве «живой бомбы».
Примечательно, что во время дискуссии участники отметили свою не осведомленность о представленной информации в причину чего не задумывались о роли женщин в рядах МТО и РЭО. Ими было высказано, что теперь они будут уделять отдельное внимание женщинам в ходе своих проповедей, направленных на противодействие радикализации, а также в общении в ходе профилактических мероприятий с вернувшимися с Ближнего Востока женщинами.
В ходе практичекских занятий участники обучены подготовке различных видов и тематик видеороликов, таких как видорепортаж и интервью, для использования в ходе освещения своих мероприятий по профилактике распространения идеологии МТО и РЭО.
В привязке к предыдущей теме проведен критический анализ выбранных ими видеороликов, распространенных в сети Интернет. Данное занятие позволило им закрепить полученные знания по развитию критического мышления и анализу материалов, публикуемых в сети, выработки навыков распознавания фейковой информации.
Далее, повышая навыки участников в техническом плане, показаны методы съемки статических и динамических кадров, быстрая съемка, используя разные планы — крупный, средний и общий, что так же не маловажно при подготовке своих видеоматериалов.
Доведена информация о методах и способах защиты личных (персональных) данных в сети Интернет с использованием компьютера и смартфона. При этом им были детально разъяснены безопасные пути, методы и способы использования интернета, социальных сетей и электронной почты, а также даны ряд рекомендаций.
В процессе практических занятий по закреплению полученных знаний в области манипуляции сознанием людей и критического мышления, участникам были продемонстрированы ряд видео и фото материалов и проведен их критический анализ для демонстрации на примерах как оказывается воздействие на сознание людей. В том числе были изучены и видео материалы, публикуемые идеологами МТО и РЭО.
В целом за период тренинга участникам были продемонстрированы 15 видеороликов о деятельности отдельных МТО/РЭО и контрнарративные ролики, подготовленные ЦИРУ для своих медиа проектов.
Продолжая практические, технически занятия участники были обучены методам записи звука, правильному применению эффектов и работе со озвучиванием видео и аудио роликов, для создания максимального эффекта используя среднего уровня технику. Были сравнены несколько различных аудиоматериалов для доведения участникам важности правильной озвучки видеоролика и как аудио эффект меняет восприятия слушателя.
Помимо того, показаны способы съемки видео рекламы, показаны методы осуществления съемок, оказана методическая помощь в подготовке участниками сценариев и синопсисов для кратко-метражных видеофильмов. В итоге участники сами подготовили 12 коротких видеороликов в виде рекламы. В связи с чем, им продемонстрированы методы продвижения в социальных сетях рекламной продукции и её монетизация.
Проведена дискуссия по результатам интерактивного опроса в формате “Почему и зачем?”, то есть “кто я?, что я могу дать? что я могу получить?”, участники отметили, что даже в ходе тренингов получили больший объем знаний и навыков, чем раннее отмечали в ходе опроса. Вместе с тем, в отношении своих записанных на листках вопросов, сообщили, что по теперь могут сами ответить на них.
По окончанию учебной программы тренинга (двух модулей и практического периода), проведен пост-тест участников.
В завершении тренинга по просьбе участников, решено оставить группу в Telegramе, где они смогут делится своими подготовленными материалами, советоваться и обсуждать проекты в области ПНЭР, получать советы и рекомендации тренеров.
Кроме того, участникам было рекомендовано продолжить:
— готовить материалы для размещения в социальных сетях (короткие видеоролики, фото и т.д.) с учетом освещаемых тем и интересов целевой аудитории;
— проведение мероприятий по ограждению молодежи от воздействия идеологии МТО/РЭО. Предложено, при необходимости, использовать площадки ЦИРУ в сети.
Следует отметить, что после каждого перерыва на кофе-брейки и обед проводились небольшие интерактивные игры или упражнения в рамках тематики тренинга, способствовавших держать участников в тонусе, создавая дружескую и неформальную атмосферу.
В целом, все запланированные в программе мероприятия выполнены в полном объеме, участникам предоставлены необходимые знания и навыки.
В конце мероприятия участники отметили, что тренинг прошел на достаточно высоком уровне, они получили много знаний и навыков, так как уроки проводились в форме теория, практика и видеодемонстраций, которые произвели на участников большое впечатление. Также они неоднократно отметили, что было бы хорошо организовать аналогичные тренинги для других религиозных деятелей Наманганской области или других областей Узбекистана, о чем свидетельствуют результаты анализа пре и пост тестов.