План по сохранению турецкого воинского контингента в Кабуле для охраны международного аэропорта им. Хамида Карзая рискует выйти за рамки обычного обеспечения безопасности. На это косвенно указывают публичные заявления президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который накануне объявил о наступлении «новой эры» в регионе и Афганистане. Это ставит некоторые вопросы перед тактическим партнером Анкары – Москвой, которая пока просто выражает недоумение по поводу турецких намерений. В экспертной среде говорят, что взаимодействие с Турцией на афганском направлении будет даваться российской стороне непросто.
Свои высказывания Эрдоган сделал в ходе завершившегося визита в самопровозглашенную Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК). «В Афганистане и регионе наступает новая эра, наряду с США и НАТО встает Турция, – выступил с амбициозным заявлением турецкий лидер. – В настоящее время США приняли решение вывести войска из Афганистана, и они хотят, чтобы аэропорт Кабула продолжал функционировать. Мы относимся к этому позитивно, и у нас, конечно, есть несколько условий к США как в дипломатических отношениях, так и в вопросах логистики». Эрдоган оговорился: если Анкаре будет оказана соответствующая поддержка, то она подумает, «чтобы взять на себя управление кабульским аэропортом».
Протест против такого сценария со стороны движения «Талибан» турецкое руководство предпочло обойти стороной. В частности, на пресс-конференции в Стамбуле Эрдоган уверил, что вооруженные противники официального Кабула не выступают против обеспечения Анкарой защиты аэропорта Кабула. «Заявлений о том, что «Талибан» не хочет турецкого присутствия в Афганистане, не было, – выразил уверенность президент. – «Талибан» очень хорошо знает позицию турецкой администрации по этому вопросу. У нас есть определенные планы, и мы их придерживаемся». Анкара заявила, что готова обсуждать все проблемные точки с движением талибов, которые сейчас, по ее оценкам, предпринимают «оккупационные действия».
Перспективы турецкой миссии
Но план Турции вызвал вопросы у российского официоза. В Москве обращают внимание на несколько моментов. Первый – то, что вариант с сохранением турецкого контингента в аэропорту Кабула согласован между Анкарой и Вашингтоном без участия администрации Ашрафа Гани. Второе, что тревожит российскую сторону, – это то, что «Талибан» категорически против чужаков на своей территории. Третий момент: афганские силы безопасности оказались неспособны встать на защиту кабульского аэропорта самостоятельно. Кроме того, как пояснили источники, близкие к российским властям, в Москве не могут не воспринимать ситуацию и как попытку США создать для российской стороны противовес: турки – сложные переговорщики.
Турецкий официоз уточняет, что Анкара будет участвовать не только в обеспечении безопасности международного аэропорта им. Хамида Карзая, но и в финансировании его работы, а также в управлении. Однако то, что турецкая миссия не ограничится охраной этого транспортного узла, сомневаться не приходится. Обострение в Афганистане добавило головной боли Анкаре: в последнее время афганские беженцы участили попытки перебраться через территорию Ирана в Турцию. По этой причине турецкому руководству недавно пришлось многократно усилить меры безопасности на границы с Ираном: МВД республики направило дополнительные 35 подразделений спецназа полиции в провинцию Ван, сообщала газета «Хюрриет».
В связи с этим становится очевидным, что в какой-то момент эта символическая группа турецких военнослужащих станет серьезной страховкой против потенциально возможного захвата власти в афганской столице движением «Талибан». Просто это вопрос времени. Ситуация вокруг транспортного узла в Кабуле критически важна с точки зрения эвакуации дипломатов в случае неблагоприятного развития ситуации. Поэтому критикам «турецкого сценария» следует предложить что-то взамен, что могло бы помочь разрешить все опасения.
Источник российского беспокойства
Эксперт по Турции, политолог Керим Хас заявил, что Кремль, имея опыт войны в Афганистане, прекрасно понимает, как может усугубляться ситуация в будущем. «В качестве лидера ОДКБ России при неблагоприятном стечении обстоятельств придется оказывать поддержку государствам Центральной Азии и становиться актором, который будет непосредственно втянут в конфликт, – обратил внимание аналитик. – С другой стороны, кто как не Россия лучше понимает, что нынешнее политическое руководство Турции назвать партнером довольно сложно, несмотря на всю официальную риторику». После непростого опыта взаимодействия с Анкарой каждое последующее действие со стороны турецкой элиты вызывает все больше вопросов.
«Для некоторых стран Запада, в первую очередь это Великобритания и США, укрепление позиций турецкого руководства в Афганистане представляет собой определенную выгоду, – пояснил собеседник «Афганистан.Ру». – Не секрет, что, контролируя непосредственно Эрдогана, возможность оказания влияния на те силы, с которыми он тесно сотрудничает, сильно возрастает. Кроме того, для Англии, которая определяет в своей военной стратегии Россию в качестве «врага номер один», подобное развитие ситуации играет на руку и позволяет внести разлад во внешнеполитическую стратегию Москвы, особенно касательно вопросов безопасности». Совершенно очевидно, что это не может не вызывать вопросов в Кремле, говорит эксперт.
Турецкие действия в Сирии, Ливии, Нагорном Карабахе и на Украине не раз становились вызовом для российской политики, напоминает собеседник. «Если рассматривать ситуацию с турецким военным контингентом на территории Афганистана с точки зрения возможности торга, считаю это будет зависеть исключительно от позиции России, – говорит Хас. – Скорее, это будет похоже на стремление «управления рисками» со стороны Москвы: с уходом США и появлением Турции в Афганистане расти они будут стремительно. Очевидно, что подобное развитие событий так или иначе подтолкнет Кремль к принятию определенных непростых решений относительно самого турецкого руководства и будущего развития взаимоотношений».
Игорь Субботин
22.07.2021
Источник: «Афганистан.Ру»