Домой Наши работы Три истории о радикалах, похожие и разные одновременно, но одинаково несущие боль...

Три истории о радикалах, похожие и разные одновременно, но одинаково несущие боль и слезы родным и близким

Пандемия Covid-19, нарушившая традиционные каналы переброски рекрутов в зоны боевых конфликтов, создала серьезные проблемы для полевых командиров международных террористических организаций (МТО), старающихся пополнить ряды своих подразделений очередной порцией пушечного мяса.

Непрогнозируемая быстрота падения официального правительства в Афганистане, приход к власти талибов в этой стране, жесткое введение правил жизни по Шариату вновь обратили внимание международного экспертного сообщества к странам Центральной Азии. Политологи, аналитики, эксперты пытаются спрогнозировать влияние талибов, подхвативших власть в Афганистане, на вербовочную риторику эмиссаров различных религиозно-экстремистских организаций (РЭО), а также на проповеди радикальных «имамов» в Интернете, вещающих для узбекоязычной аудитории из дальнего и ближнего зарубежья.

И такое влияние оказывает самое негативное влияние, в первую очередь на ту часть молодежи, которая не может критически оценивать потребляемый радикальный контент, не владеет технологиями фактчекинга и медиа безграмотна.

Именно поэтому вынужден констатировать, что молодые граждане Узбекистана, несмотря на проблемы с логистикой, связанной с пандемией, все же стараются пополнить ряды МТО в Афганистане и Сирии. К сожалению, число желающих стать «шахидами» на чужбине не иссякает.

Истории, с которыми мы знакомим читателей, подтверждают серьезнейшую опасность, которую несут радикально настроенные проповедники, эмиссары РЭО и МТО, вещающие в узбекоязычном интернет пространстве.

ИСТОРИЯ № 1

Ташкентская супружеская пара Иброхим Азимов и Фотима Фатхуллаева. Мужу 24 года, жене 19 лет.

Отец у Иброгима – верующий человек, соблюдает все правила жизни, в соответствии с предписаниями Корана. Казалось, полученное строгое воспитание, преданность родителям, семейным ценностям, должны играть свою положительную роль.

Но… история супругов как под кальку схожа со многими другими историями рекрутов, оказавшимися муджахиддин в рядах различных МТО.

Уговорили Иброгима совершить «хиджру» и помочь братьям-мусульманам в земле Шама (Сирии) фактически на рабочем месте в компании «BND Media Star». Причем «укатывали» его недолго, сказался высокий радикалистский фон, которым его обеспечили и Интернет, и семья.

Ровно год назад семейная пара покинула родительский дом и направилась вначале в соседний Кыргызстан, оттуда перебрались в Турцию. В декабре их перебросили в турецкую провинцию Хатай, откуда контрабандистскими тропами готовили к переходу турецко-сирийской границы. В лагере подготовки муджахиддин «Катибатуль тавхид ва джихад» их уже ждали.

Но, что-то пошло не так. На самой границе Иброгима и Фатиму задержали турецкие пограничники.

Арестом дело не закончилось. Супружескую пару вначале отправили в Депортационный центр в Анталье, а чуть позже в Депортационный центр Газиантеп.

А что у супругов дома, в Узбекистане? Не просыхающие слёзы матерей… Ради кого эти жертвы?

ИСТОРИЯ № 2

 Адхамжон Абдукаримов

 

Ему 26 лет, родом из Андижанской области, сторонник «Катибатуль тавхид ва джихад».

Эмиссар МТО, активный сторонник «Катибатуль тавхид ва джихад» призывал своих слушателей в социальных сетях к «хиджре» и совершению «джихада». Приводил себя в качестве примера, как правильно следовать «джихаду».

В своих призывах старался казаться харизматичным и «крутым», героизировал облик муджахиддин, требовал присоединиться к братьям мусульманам в Сирии для священного «джихада» против неверных.

Но крутым он был лишь на видео, которое лепил в домашних условиях.

Сразу после задержания правоохранителями «крутизна» оказалась за бортом.

История радикализации Адхамжона и желание отправиться на «джихад» в Сирию, схожа с историей Иброхима Азимова.

В 2018 году отправился на заработки в Россию. Здесь, встретившись с вербовщиком МТО, наслушавшись радикальных «имамов» Абдулло Зуфара, Абдулло Бухорий, Содика Самаркандий, стал сторонником свержения конституционного строя в Узбекистане.

Но не просто сторонником свержения. А старался быть активным участником такого свержения.

Адхамжон открыл свою страничку в Facebook и буквально залил её экстремистскими видео с призывами смести светскую власть в Узбекистане, создать на его территории Исламский Эмират, введя правила жизни по Шариату.

На этом Адхамжон не остановился. Желание поучаствовать в «джихаде», вот, что стало его целью.

Его усилия по продвижению радикального и экстремистского контентов не остались без внимания PR-менеджеров МТО «Катибатуль тавхид ва джихад». Помощник Абу Салохи, на тот момент амира «Катибатуль тавхид ва джихад», связался с молодым радикалом и начал готовить его переброску в Сирию, в Идлиб на базу МТО.

Адхамжон даже собрал какие-то деньги на деятельность «Катибатуль тавхид ва джихад», что повысило его акции на присоединение к организации.

Но… не сложилось и теперь Адхамжон Абдукаримов просит прощение у Президента Узбекистана, народа страны, у своих родных и близких.

Прощение — это конечно хорошо, но как быть с постоянно плачущей по своему сыну матерью? Почему сын не думал о той, кто его родила, растила, а теперь у неё не просыхают слезы?

 

ИСТОРИЯ № 3

Хакимжонов Авазжон.

Родился в 1994 году в Ташкенте. Окончил Ташкентский экономический колледж.

 

Так же, как и другие молодые ребята интересовался религией. Главным источником новых знаний об Исламе для него стал Интернет.  Всемирная сеть давала ответы на множество вопросов. Она же позволила познакомиться с теми, кто считал себя «продвинутыми» знатоками Ислама. Причем некоторые из таких интернет-знакомых увлекались политическим Исламом, противопоставляли религию тому образу жизни, которому Авазжон следовал ранее.

Новые «друзья» из Кыргызстана рассказывали о «героической» жизни борцов с неверными в земле Шама (Сирия), просили оказать им всемерную помощь, а еще лучше призывать молодых мусульман совершить «хиджру» и присоединиться к священному «джихаду» против кяфиров на Ближнем Востоке.

Юноша увлекся аргументами таких «знатоков» жизни по законам Шариата, вопреки правилам светского государства.

Увлечение стало настолько сильным, что Авазжон сам стал распространителем и даже модератором интернет ресурсов, которые несли в молодежную среду идеи радикального восприятия религии предков.

Но вербовочная деятельность Хокимжонова была пресечена, в конце 2015 года он был арестован, а в 2016 был осужден на 13 лет лишения свободы и был отправлен в места не столь отдаленные.

Либеральные и демократические реформы Ш.Мирзиёева коснулись и многих осужденных, в том числе, и по так называемым в народе «религиозным» статьям. В 2019 году молодой человек получает шанс вернуться домой, в семью. Указом Президента ему смягчили наказание, фактически помиловали и перевели на колонное поселение в Пскенте. И вот она – долгожданная воля, всего в нескольких месяцах. Неимоверная радость мамы и папы, двух младших сестер, родных, друзей.

Но… Все оказалось совсем не так легко. Радикальный Ислам буквально впился в Авазжона, не отпускал его.

На колонном поселении во время хлопкоуборочной компании он знакомится с местным бригадиром, просит у него смартфон, скачивает…! на него вербовочные видеоролики лидера МТО «Катибатуль тавхид ва джихад» Абу Салохи и вновь начинает вещать о правах «униженных и оскорбленных» мусульман в далекой Сирии; фактически призывать к совершению «хиджры» окружающих себя людей.

Со сбора хлопка Авазжона перебросили на мебельную фабрику в Кибрайском районе, смартфон со скаченным вербовочным контентом он оставил бригадиру, а сам, приобретя новый смартфон, уже на новом месте копирует свои ранние действия. Теперь уже его слушатели по аналогичному сценарию — работники мебельной фабрики.

Контролеры замечают изменения в поведении Авазжона, проводят обыск и находят злосчастный смартфон.

Вот как об этой истории рассказывает сам Авазжон Хакимжонов

Сожаление о родителях, которые его ждали дома кажутся искренними. Постоянно плачущая мать, слегший от инфаркта отец.

Обращаясь к своим сверстникам Авазжон говорит правильные слова: заботьтесь о своих родителях, близких, нуждающихся людях, которые находятся рядом с вами.

А решение отправиться на «джихад» в Сирию – это ошибка, это чья-то бесчестная игра, в которой есть большие интересы определенных людей. Они лишь прикрываются религией.

К сожалению, как для самого Авазжона Хакимжонова, так и для его родных и близких, такое прозрение пришло слишком поздно. А жаль…

Эти три истории, случившиеся с нашими гражданами, тесно связаны между собой – увлечением радикальным Исламм. Увлечением, которое калечит жизни молодых людей по всему миру. И бороться с этим злом тоже надо всем миром. Радикалам не должно быть места в современном цивилизованном, свободном и демократическом обществе.

Все три истории вызывают один и тот же вопрос, который сами себе задают эти молодые ребята: а, что происходит с мамами, теми кто уезжает в дальние края и берет в руки оружие и фактически становится пушечным мясом в непонятно чьих интересах?

Что нужно сделать, чтобы призывы к боли и слезам матерей, плачь по погибшим на чужбине неизвестно во имя чего, истерзанные души – навсегда ушли из нашего общества?

Ответ на эти два вопроса, наверное, совсем простой.

Необходимо создать вокруг радикальных идей и носителей этих идей нетерпимую обстановку, абсолютно везде: в интернете, в школах, институтах и университетах, на рабочих местах, дома, в махаллях. И тогда мы все вместе победим это зло.

В.МИХАЙЛОВ