Домой Мир Терроризма. База данных Борьба с терроризмом Реабилитация и реинтеграция на примере женщин и детей, возвращенных в Узбекистан из...

Реабилитация и реинтеграция на примере женщин и детей, возвращенных в Узбекистан из зон боевых действий

Международная практика накопила значительный опыт, связанный с правами женщин и гендерными аспектами в борьбе с терроризмом. Естественно, что изучение гендерных факторов и внимание к правам женщин в усилиях по противодействии экстремизму придается особое значение.

В докладе Генерального секретаря[1] о Плане действий по предупреждению насильственного экстремизма подчеркивалось, что в соответствии с резолюцией 2242 (2015) Совета Безопасности:

«мы должны обеспечить, чтобы одним из центральных элементов разработанных стратегий противодействия терроризму и насильственному экстремизму являлись защита и расширение прав и возможностей женщин». В связи с этим Генеральный секретарь рекомендовал государствам- членам:

  1. обеспечить учет гендерных аспектов во всей деятельности по борьбе с насильственным экстремизмом;
  2. выделять средства на проведение научных исследований с учетом гендерных аспектов и сбор данных о роли женщин в насильственном экстремизме, в том числе для выявления факторов, заставляющих женщин присоединяться к воинствующим экстремистским группировкам, и о воздействии, которое оказывает на жизнь женщин осуществление стратегий борьбы с терроризмом, с тем чтобы разрабатывать адресные и основанные на фактических данных стратегии и программы борьбы с терроризмом;
  3. привлекать женщин и представителей других недопредставленных групп к работе в национальных правоохранительных органах и органах безопасности, в том числе в рамках механизмов предупреждения терроризма и противодействия ему;
  4. расширять имеющиеся у женщин и их групп в составе гражданского общества возможности для участия в деятельности по предупреждению насильственного экстремизма и противодействию ему;
  5. обеспечить, чтобы часть всех средств, выделяемых на борьбу с насильственным экстремизмом, резервировалась на осуществление проектов, предусматривающих удовлетворение особых потребностей женщин или расширение их прав и возможностей.

Очень важным является разработанное Руководство Глобальным контртеррористическим Форумом под названием «Передовая практика по вопросу о женщинах и борьбе с насильственным экстремизмом». В этом Руководстве содержатся примеры передовой практики и основное внимание уделяется проблемам женщин и гендерным аспектам в контексте усилий по борьбе с насильственным экстремизмом.

Форум признает, что в рамках предпринимаемых в прошлом усилий по противодействию насильственному экстремизму не учитывались гендерные факторы, несмотря на причастность женщин и девочек к насильственному экстремизму и терроризму, а также их роль в предупреждении этих явлений.

Передовая практика предусматривает необходимость вовлечения женщин и девочек в разработку, осуществление, мониторинг и оценку всех стратегий, законов, процедур, программ и практики, связанных с противодействием насильственному экстремизму, и учета гендерных факторов в этих процессах.

По мнению Глобального контртеррористического Форума, учет гендерных факторов в борьбе с насильственным экстремизмом основан на понимании следующего:

актуализация гендерной проблематики повышает качество разработки и осуществления мер по противодействию насильственному экстремизму и обеспечивает учет при принятии этих мер различных способов приобщения женщин и девочек к насильственному экстремизму;

всеобъемлющий подход к борьбе с насильственным экстремизмом должен учитывать воздействие насильственного экстремизма и усилий по борьбе с терроризмом на женщин и девочек, которое отличается от воздействия на мужчин и мальчиков;

в усилиях по противодействию насильственному экстремизму следует учитывать, каким образом социальные гендерные стандарты и ожидания, связанные с принадлежностью к определенному полу, формируют жизнь людей, с тем чтобы обеспечить более целенаправленные меры.

В этом документе также подчеркивается, что практическая интеграция женщин и девочек во все аспекты разработки программ, связанных с противодействием насильственному экстремизму, возможна только при наличии более широких гарантий соблюдения прав человека женщин и девочек.

В частности, эти гарантии должны включать устранение причин гендерного неравенства, таких как подчиненное положение женщин и дискриминации по признаку пола, гендерной принадлежности, возраста и других факторов. Поощрение и защита прав женщин и обеспечение гендерного равенства должны стать основой программ и стратегий противодействия насильственному экстремизму.

Поощрять и защищать права человека женщин и девочек, как и другие права человека, необходимо во всех случаях и не только в качестве средств борьбы с воинствующим экстремизмом.

При этом защите прав женщин и девочек, а также гендерные аспекты упомянуты в целом ряде международных документов:

Гарантия недискриминации при защите установленных в договорах прав, в том числе по признаку пола, также получила отражение в региональных документах, включая следующие:

статья 1 Американской конвенции о правах человека и статья 3 Дополнительного протокола;

статья 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;

статья 2 Африканской хартии прав человека и народов;

пункты 2 и 3 статьи 3 Арабской хартии прав человека (Арабская хартия).

Вместе с тем Узбекистан также наработал собственный опыт по протифилактике экстремизма среди женщин, в частности в реабилитациии реинтеграции женщин и детей вернувшихся из зон боевых действий в общество.

Так, 5 июля 2021 года в ходе 47-й сессии Совета ООН по правам человека в Женеве был представлен доклад об опыте Узбекистана по репатриации граждан страны из Сирии и Ирака[2].

Сама сессия Совета ООН была посвящена теме: «Реабилитация и реинтеграция женщин и детей, репатриированных из Сирии и Ирака».

«Наша страна придает большое значение этому вопросу. Таким образом, с 2019 года власти провели 5 операций, которые вернули домой в общей сложности более 530 человек, в основном женщин и детей. Эти работы не приостанавливались даже во время пандемии — последняя из этих операций была проведена в конце апреля этого года», — сказал в своем выступлении Улугбек Лапасов, Постоянный представитель Узбекистана при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве.

Он подчеркнул, что операции по возвращению проводятся под непосредственным руководством Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Организованные при поддержке международных партнеров, операции по возвращению соответствуют Конституции Узбекистана, которая гарантирует, что каждый гражданин находится под защитой государства.

Всего в рамках проведенных гуманитарных операций “Мехр” 1, 2, 3, 4, 5 с Ближнего Востока и Афганистана в Узбекистан были возвращены более 530 женщин и детей.

Какие условия для их интеграции в общество было создано со стороны государства, махалли?

Спецпосланники США и ООН в Узбекистане высоко оценили репатриацию в страну жен и детей боевиков[3]. По мнению международных экспертов[4], Узбекистан является одной из немногих стран, активно занимающихся вывозом своих граждан из зон военных конфликтов.

Причем, решение о возвращении женщин и детей на родину было принято раньше, чем к такому акту призвали главы международных организаций: Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет, Глава контртеррористического управления ООН Владимир Воронков.

Такое решение, принятое Ш.М.Мирзиёевым, совсем не простое. Опыта реабилитации и реинтеграции в нормальную жизнь граждан, вернувшихся из зон боевых действий сегодня не существует. Рекомендации о том, как реализовать такие программы, выдаваемые международными экспертами, далеко не однозначны – реального опыта у самих европейцев или американцев в таких проектах нет никакого. Более того, нет единого мнения среди стран вообще о необходимости возращения, поскольку идет поиск сохранения баланса между гуманитарными соображениями и вопросами национальной безопасности.

В Узбекистане подготовка к эвакуации женщин и детей из зон боевых конфликтов началась одновременно с переговорами с теми, кто контролирует лагеря, где содержатся граждане Узбекистана.

Еще в сентябре 2018 года был утвержден порядок освобождения от уголовной ответственности граждан Узбекистана, по заблуждению оказавшихся в составе террористических, экстремистских или иных запрещенных организаций и групп, предусматривающий возможность их эффективной реинтеграции в общество. Одним из важных шагов на пути реабилитации лиц, причастных к религиозно-экстремистским действиям, стало применение в их отношении актов помилования.

Необходимо добавить также:

— о введении более гуманных назначений судебных инстанций при назначении наказания лицам, повергшим влиянию радикальных идей и при каких обстоятельствах участники незаконных религиозных экстремистских организаций освобождаются по поручительство махаллей.

— Декриминализации и дерадикализация обвиняемых в преступлениях, пересмотры Мирзиеевым т.н. «черных списков»

— Спецкомиссия по расследованию дел граждан прибывших с зон боевых действий.

В стране была принята специальная Государственная Программа по реабилитации и реинтеграции «возвращенцев» к нормальной жизни, которая предусматривает широкое вовлечение кроме министерств, ведомств, местных органов власти, банков – институтов гражданского общества, в том числе и махалли.

Однако операция по возвращению и оказанная всесторонняя медицинская, психологическая, социальная и экономическая помощь, необходимая работа по оформлению документов, подтверждающих их личность, вовсе не означали, что эти женщины, некогда покинувшие свою родину, поменявшие свои убеждения, сразу без проблем и полноценно смогут вернуться в общество, принять те нормы и обычаи, которые они отвергли под влиянием деструктивной идеологии[5].

Но для государства, проявившего акт милосердия, крайне важно доказать, что женщин и детей родина не бросила, вернула в момент наступившего для них страшного бедствия. Также крайне важно было доказать, что в Узбекистане проводятся всестороннее реформирование, соблюдаются права человека на свободу вероисповедания.

Факторов для такого акта милосердия несколько.

  1. Узбекистан руководствуется конституционно-правовыми положениями, основными принципами защиты прав человека. Женщины и дети в зоне боевых конфликтов – граждане Узбекистана, оказавшиеся в беспомощном положении, раскаялись и обратились к государству за помощью.
  2. Традиции, семейные, национальные, ментальные ценности, которые прививают с детства, не позволяют бросить своих граждан на произвол судьбы. Гуманитарный фактор – один основных посылов такого акта милосердия.
  3. Еще одним аргументов в пользу репатриации является фактор детей боевиков, которые в зонах военных конфликтов могут оказаться в детских лагерях подготовки террористов. В таких лагерях детям внушают совершенно агрессивные версии исламской идеологии, вместо игр, их обучают собирать и разбирать автоматы, СВУ. Достаточно легко предсказать, что воспитатели-идеологи в таких лагерях формируют образ врага, которого необходимо уничтожить. И враг этот – Узбекистан.
  4. Не менее важным фактором принятия такого непростого решения – признание государством доли своей ответственности за то, граждане страны подверглись обработке деструктивными идеями экстремизма и были завербованы в МТО. Государство пересматривает свои подходы к противодействию экстремизму и терроризму, перенося акцент на профилактику радикализации, уязвимостей, причин и условий, с которыми сталкиваются граждане страны и способствуют их вербовки в РЭО и МТО.

Все эти факторы лежат в основе тех усилий, которые правительство страны предпринимает в реабилитации и реинтеграции женщин и детей, возвращенных из Афганистана и Сирии: решение социально-бытовых проблем репатриантов, обучению их востребованным профессиям, трудоустройству, обеспечение свободного доступа к образованию и здравоохранению.

Важным является необходимость в широкой организации масштабной просветительской религиозно-идеологической работы, которая доолжна быть направленна на дерадикализацию женщин и детей, которые долгие годы находились под влиянием деструктивных идей экстремизма и терроризма.

Дерадикализация (переформатирования агрессивных убеждений сознания) – это самая сложная часть работы с репатриантами. При этом ясно, что только контрпропагандистскими мерами решить эту проблему невозможно. Это долгий процесс, в котором должны участвовать не только теологи, имамы. Свою роль здесь могут сыграть представители институтов гражданского общества, в том числе махалля, ученые, психологи, религиоведы и другие специалисты[6].

Сегодня опыт Узбекистана в реабилитации и реинтеграции в общество женщин и детей, возвращенных из Афганистана и Сирии, является уникальным и тщательно изучается экспертами многих стран мира. Международные организации[7] и фонды также включились в программы по социализации репатриантов программы «Мехр» в обычную жизнь. Так в конце мая 2021 года правительство страны и офис ООН в Узбекистане начали скоординированные действия ООН/ЕС/США по оказанию поддержки женщинам и детям, вернувшимся из зон конфликтов.

Поддержка предоставляется в рамках Глобальной рамочной программы помощи ООН государствам-членам в отношении лиц, возвращенных из Сирии и Ирака. Программой охвачены два компонента: первый отвечает, как за защиту, так и за гуманитарные потребности репатриированных лиц (под руководством ЮНИСЕФ), а второй компонент обеспечивает поддержку в обеспечении безопасности и ответственности за преступления, предположительно совершенные некоторыми из возвращающихся лиц (под руководством Контртеррористического управления ООН)[8].

Вместе с тем, по мнению главного научного сотрудника ИСМИ профессора Бахтияра Бабаджанова, пока в стороне остаются ряд вопросов, которые еще предстоит изучить и сформулировать по ним конструктивные рекомендации. Ибо правовая система государств, их социальные службы столкнулись с новым для себя явлением – необходимостью не только физически, но и реально вернуть в общество своих заблудших граждан[9].

В Узбекистане в программы по реабилитации и реинтеграции в общественную жизнь репатриантов программы «Мехр» широко вовлечены институты гражданского общества, среди которых интересен опыт Международного социально-просветительского центра «Баркарор хаёт». ННО владеет методиками системного подхода в работе с репатриантами, кооперации с ключевыми организациями-партнёрами (в полномочия которых входят оказание комплексной поддержки в вопросах реинтеграции), понимает трудностей в такой работе.

Успех в реабилитации и реинтеграции репатриантов, по мнению директора «Барқарор Ҳаёт» Олии Ильмурадовой [10] зависит от правильной организации работы партнёров по выполнению всех своих функциональных обязанностей, готовности микросоциума, в первую очередь махалли и школы, принять женщин и детей, как жертв радикализма и насильственного экстремизма.

Вместе с тем еще необходим большой объем работы, в которой должны принять участие представители махалли, по успешной социализации репатриантов программы «Мехр».

  • создание в махаллинских сходах граждан штатов практикующих психологов для работы со сложными семьями, членами их семей;
  • удовлетворение самых неотложных потребностей репатриантов, с которыми они не могут справиться самостоятельно (например, жильё). В остальных случаях – рассматривать потребности репатриантов наравне с потребностями других социально-уязвимых групп женщин и детей в целях пресечения иждивенческого настроя некоторых из них;
  • активное вовлечение репатриантов в культурно-просветительские мероприятия, проводимые в махаллях, школах;
  • формирование у женщин-репатриантов модели поведения, построенных на принципах равной с другими гражданами социальной, правовой ответственности перед государством, обществом;
  • содействие в трудоустройстве, в профессиональном обучении;
  • формирование правосознания, гражданской ответственности, обучение уважению национальных традиций, обычаев.

Вместе с тем, не отходя от темы гендерного фактора, необходимо отметить, что в Узбекистане предпринимаются всесторонние меры по усилению молодежной (учитывая, что 60% населения Узбекистана составляет молодежь) и гендерной политики. Так же, в целях снижения уязвимости определенных групп населения перед деструктивными идеями, вербовкой, реализуются различные программы и инициативы в области сокращения бедности, социальной справедливости и интеграции, широкого охвата в сфере образования и др.

В частности, в рамках Стратегии достижения гендерного равенства в Узбекистане до 2030 года, а также ЗРУ «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» проводится адресная работа для социально-экономической поддержки женщин, внедрена система «железной тетради», действует система покрытия расходов на обучение нуждающихся девочек, развитие женского предпринимательства. Все это направлено на укрепление социального статуса женщин в обществе и защиты их прав и интересов.

В Узбекистане функционирует Агентство по делам молодежи, которое работает непосредственно по оказанию поддержки детям, чьи родители попали под воздействие религиозно-экстремистских идей. Можно привести данные самого Агентства скольким детям и их семьям была оказана государственная помощь.

Виктор МИХАЙЛОВ, Директор Центра изучения региональных угроз

[1] https://www.unodc.org/documents/terrorism/Publications/GENDER/19-01530_R_ebook.pdf

[2] Узбекистан представил свой опыт репатриации граждан страны из Сирии и Ирака в ходе сессии Совета ООН

Узбекистан представил свой опыт репатриации граждан страны из Сирии и Ирака в ходе сессии Совета ООН

[3] США и ООН высоко оценили репатриацию в Узбекистан членов семей боевиков https://www.golosameriki.com/a/us-un-officials-hail-uzbekistan-repatriation-of-is-families/5897572.html

[4] Операция “Мехр-5”: В благословенный месяц Рамазан руководство Узбекистана осуществило гуманитарную акцию. https://www.dunyo.info/ru/site/inner/operatsiya_mehr-5_v__blagoslovenniy_mesyats_ramazan_rukovodstvo_uzbekistana_osushtestvilo_gumanitarnuyu_aktsiyu-glr

[5] «Вернуть заблудших на родину – это лишь малая часть дела». http://old.muslim.uz/index.php/rus/stati/item/25417

[6] Опыт стран Центральной Азии в фокусе внимания международного сообщества

https://uza.uz/ru/posts/opyt-stran-centralnoy-azii-v-fokuse-vnimaniya-mezhdunarodnogo-soobschestva_244919

[7] Скоординированные действия ООН/ЕС/США по оказанию поддержки женщинам и детям, вернувшимся из зон конфликтов. https://www.unicef.org/uzbekistan/support-to-women-and-children-returned-from-conflict-zones

[8] ООН, ЕС и США поддержат реинтеграцию женщин и детей, вернувшихся из зон конфликтов

https://www.gazeta.uz/ru/2021/05/27/reintegration/

[9] Опыт стран Центральной Азии в фокусе внимания международного сообщества. https://isrs.uz/ru/yangiliklar/4713

[10] Suriyadan qaytib, omadli biznes xonimga aylangan ayollar hikoyasi https://t.me/uchnuqtauz/215