Из Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Республики Таджикистан поступают тревожные новости. Похоже, там готовится масштабная провокация, целью которой является получение республиканскими властями повода для «окончательного решения памирского вопроса» — расправы над местными лидерами ГБАО, кстати, последовательно ориентирующихся на Москву.
Источники в Хороге сообщают, что, как минимум, трижды за последние 10 дней (ориентировочно 4, 6 и 8 января) в тёмное время суток (приблизительно в 2:30 ночи) из здания Управления ГКНБ по ГБАО выезжали военные пикапы в которых находились молодые мужчины в характерной афганской одежде (пакули и т.д.). Пикапы двигались в сторону границы с Афганистаном. Группы местной молодежи Хорога, которые дежурят по ночам в городе, опасаясь очередной силовой спецоперации, заметили, как эти машины направлялись в направлении Поршинева (Шугнанский район).
«Есть опасения, что таким образом таджикские спецслужбы готовят очередную провокацию и под этот шумок могут ликвидировать местных неформальных лидеров. В их числе бывших полевых командиров Мамадбокира Мамадбокирова, Хурсанда Мазорова, Мунаввара Шанбиева, Толиба Айембекова и других, — отмечают источники. — Возможно, таджикские силовики предполагают, что с устранением этих лиц протестное движение на Памире окончательно будет подавлено».
Пока цели таинственных перемещений военных пикапов из областного Управления ГКНБ не известны. Однако они происходят одновременно с новой активизацией сил ГКНБ и МВД в Хороге.
Как сообщают источники с места событий, в течение первой недели января таджикские силовики начали вновь вызывать на допросы активистов и лидеров протестного движения в ГБАО, появились слухи о скором возбуждении уголовных дел в отношении некоторых из них.
«Возможно, таджикские власти решили начать операцию радикальной зачистки на Памире, используя для этого как повод недавние события в Казахстане, — комментируют ситуацию источники в Хороге. — Президент Рахмон давно хочет это сделать и, как говорят, пытается получить санкцию Москвы на проведение такой акции. Видимо, его спецслужбы будут пытаться представить обстановку в ГБАО в качестве аналога казахстанских протестов, вкупе с неким «афганским следом», чтобы, таким образом, получить согласие российской стороны на уничтожение оппозиции в Хороге».
По словам ещё одного источника, «события в Казахстане, в которые вмешалась Москва, вероятно, вдохновили Эмомали Рахмона, который 10 января во время внеочередной сессии ОДКБ заговорил о «спящих ячейках террористов» и необходимости борьбы с этим явлением»: «Кроме того, за последние недели имели место трое переговоров по телефону Владимира Путина и Рахмона. Создаётся впечатление, что в Душанбе очень сильно хотят получить одобрение Москвы для силового решения «памирского вопроса».
Все источники при этом отмечают, что, в отличие от казахстанского протестного движения, оппозиционные группы в ГБАО настроены абсолютно пророссийски. Они, в частности, выступают за усиление российского влияния в Таджикистане в целом и в ГБАО, в частности, и против укрепления здесь позиций Китая, в интересах которого практически открыто действует Эмомали Рахмон и его администрация.
Зачистить с согласия Москвы пророссийские политические группы на Памире, чтобы потом окончательно сдать этот регион китайцам — ход, конечно, со стороны команды Рахмона красивый…
Остаётся надеяться, что Москва не позволит себя развести в такой деликатной ситуации и защитит своих памирских симпатизаторов — прямо скажем, одних из немногочисленных в сегодняшней Центральной Азии.
P. S. Источники в Хороге сообщают также, что из города эвакуированы двое сотрудников «американского уголка» (граждане США) и двое русских преподавателей (граждане России), которые работают в хорогских школах по специальной программе. Республиканские власти объяснили необходимость эвакуации тем, что не могут гарантировать обеспечение их безопасность.