Домой Новости Центра Мы на конференциях ЦИРУ провел Круглый стол среди представителей основных конфессий, экспертов, представителей ННО по...

ЦИРУ провел Круглый стол среди представителей основных конфессий, экспертов, представителей ННО по продвижению толерантности и диалога

31 марта в Ташкенте завершил работу третья экспертная встреча по вопросам свободы вероисповедания и совести, работу которой Центру изучения региональных угроз, помог организовать Комитет по делам религии при Кабинете Министров.

Целями третьего Круглого Стола явились:

1)  Продолжение работы диалоговой площадки для представителей гражданского общества, экспертов и религиозных групп

2)  Продвижение ценностей толерантности и межконфессионального диалога, направленных на противодействие идеям экстремизма и терроризма в Республике Узбекистан.

3) Пояснить лидерам религиозных конфессий позицию Узбекистана в складывающихся в мире конфликтах с целью недопущения вовлечение граждан страны, прихожан в незаконные экстремистские и военизированные подразделения

Тезисы мероприятия:

  • Определить вредоносные нарративы, продвигающие в современных условиях противостояния в интернет пространстве: нетолерантность, идеи радикализма
  • Определить пути, инструменты и механизмы противостояния этим явлениям для недопущения экстремизма в Узбекистане

С основным докладом «Влияние противостояния в регионе на межконфессиональное согласие в Узбекистане» выступил Бахтиер Эргашев  директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no».

В работе мероприятия приняли участие представители ведущих конфессий в Узбекистане, национальные эксперты, представитель программ по ЦА «Поиск личных интересов».

 Тезисы доклада Бахтиера Эргашева

Для современного мира характерно наличие двух глобальных процессов, которые определяют состояние, динамику и перспективы будущего мироустройства.

1.Происходит глобальная геоэкономическая трансформация. 

Её основными чертами являются:

  • Изменение формата глобальной политэкономической модели
  • Растущие глобальные экономические амбиции Китая и в перспективе Индии, что ведет к формированию полицентричной модели мировой экономики.

В целом, геоэкономическая трансформация, наблюдаемая сегодня, с неизбежностью будет вести к обострению конкуренции между развитыми странами – экономическими и технологическими лидерами предыдущей эпохи с поднимающимися новыми кандидатами на роль экономических лидеров (Китай, Индия) и развивающимися странами второго эшелона за изменение модели перераспределения благ в глобальном масштабе.

  1. Происходит глобальная геополитическая трансформация.

Основной смысл глобальной геополитической трансформации заключается в замене однополярного мира в многополярный мир. Оно определяется снижением роли США и в целом Запада в геополитических процессах и усилением геополитического влияния не-Западного мира (Китай, РФ, и в перспективе Индия).

На смену прежнему формату глобализации, которая носила ярко выраженный западноцентричный и западоориентированный характер, приходит новый вариант глобализации, которая будет носить многосторонний характер. В частности, новым двигателем глобализации на новом этапе становится растущий экономически и политически Китай. Свой вклад в формирование нового формата глобализации будет  в перспективе будет вносить и Индия.

Налицо новый вариант «холодной войны». Мир будет и дальше делиться на сферы влияния между существующими и формирующимися  глобальными центрами силы (США, Китай, Россия, Индия).  Будут формироваться новые альянсы и союзы, трансформироваться старые (НАТО, AUKUS и т.д.)

События на Украине показывают, что уровень противостояния между глобальными центрами силы как существующими, так и формирующимися, выходит на более высокие уровни конфронтации.

Пространство Центральной Азии, которая напрямую граничит с тремя существующими или формирующимися глобальными центрами силы – Россией, Китаем, Индией, и находится под влиянием четвертого центра в лице США и коллективного Запада, становится пространством жесткого противостояния.

Регион будет одним из главных полигонов, где все более усиливающееся противостояние на уровне конфронтации между глобальными центрами силами будет явно видно. Ситуацию будет усложнять то, что ряд региональных стран имеет свои интересы, имеет возможности и потенциал влияния на Центральную Азию. Имеются в виду Турция, Иран и Пакистан. Таким образом, регион ЦА будет ареной в котором противостояние глобальных центров силы и региональных держав будет только усиливаться.

Возможные тренды в религиозной сфере:

  • Внешний фон. Регион ЦА будет в центре усиливающейся гибридной войны между США, Россией и Китаем. При этом религиозный фактор может стать серьезным инструментом в руках сил, заинтересованных в раскачивании ситуации в регионе в целом и в Узбекистане в частности. Религиозные экстремисты, джихадисты, их экстремистские /террористические организации будут использованы в качестве инструмента дестабилизации региона ЦА.
  • Процессы политической, экономической и социальной модернизации в Узбекистане, неизбежно будут вести к усилению как латентного, так и открытого противодействия как со стороны консервативного официального духовенства, так и радикальных сил, хорошо представленных в информпространстве.
  • Религиозные элементы будут усиливать свое давление по таким чувствительным вопросам как образование, содержание образования на всех ступенях и прежде всего в среднем образовании, доступ к образованию, вопросы прав женщин, гендерные вопросы. Каждый шаг правительства в направлении модернизации будет наталкиваться на открытое, но чаще, скрытое противодействие и контрпропаганду со стороны религиозных кругов. При этом разницы между радикалами и официальными религиозными деятелями,  зачастую нет никакой (пример с проповедью на амру маъриф). 
  • В силу того, что на сегодня пропаганда защиты ценностей светского образа жизни, светской модели развития Узбекистана со стороны правительства на порядок слабее, чем контрпропаганда религиозных деятелей, размывание светских ценностей в стране будет продолжена. 
  • В исламских проповедников тоже раскол. В своих пабликах (прежде всего на Телеграмм) одни из них призывают не рушить отношений с Россией. Другие говорят о России как агрессоре. И в частности, в связи с событиями на Украине – раздувают вопрос с крымскими татарами, которые «живут под обстрелами русских ракет». Вполне возможен сценарий, когда эти проповедники начнут проповедовать борьбу с христианами-православными в Узбекистане.

Модерировал работу Круглого Стола диктор ЦИРУ В.Михайлов, который сказал, что обязаны ценить то мир и согласие, которое в наших домах. А совсем недавно у наших соседей в Казахстане города буквально раздирали на части убийцы, грабители и мародеры. Все мы били свидетелями фактически крушения власти, неумения справится с угрозами. Еще более страшное сегодня происходит в Украине.

И вопрос6 как представители различных конфессий, их религиозные лидеры должны общаться с паствой, как правильно отвечать на вопросы, как напоминать о нашем доме, в котором мы можем жить по правилам справедливости и согласия.

Но ведь и нашу лодку пытаются раскачать, внести разлад, дискредитировать усилия государства на пути борьбы со злом.

Мне кажется дискуссия поможет всем нам правильно выстраивать диалог с теми, кто обращается к нам со сложными вопросами о войне и мире.

В дискуссии приняли участие:

Профессор Б.Бабаджанов, научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Узбекистана.

Вопрос, который возникает после такого переформатирования мирового порядка — какое место религии во всех процессах, которые сегодня происходя в мире? Если говорить об исламе, то вынужден констатировать, то в Узбекистане реисламизация прошла в очень консервативных формах.

Мусульмане поймут, что глобальный мир ждать их не будет. Нужно находить место ислама в глобальном мире, а не наоборот. Надо избавиться от доминирования догм и 10 хадисоов вполне достаточно для верующих. Так говорят сегодня представители Саудовской Аравии, которые понимают, что мир меняется.

В Европе понимают, что религия -это личное, больше связанной в этическими нормами. Религия уходит даже из социальной жизни, не говоря уже о политики.

Джихад — это попытка вернуться в политическое поле.

Продолжил дискуссию представитель ташкентской религиозной еврейской общины А.Исахоров.

По его мнению, во время конфликтов разум должен побеждать эмоции. Именно поэтому мы во всех синагогах начинаем утренние молитвы со слов благодарности правительству президенту за тот мир, который в наших домах.

Представитель исламского Университета напомнил, что межрелигиозное согласие в Узбекистане замечают все иностранные гости, которые к нам приезжают. М.Олбрайт после визита в Узбекистан рассказала, что была поражена, когда увидела в нашей стране на одной улице мечеть, церковь и синагогу и на этой улице мир и согласие.

Конечно радикалы стараются привлечь молодежь своими взглядами, но у нас имамы достаточно образованы, чтобы эффективно им противостоять.

Р.Назаров, историк, преподаватель Филиала Экономического Университета им. Плеханова в Ташкенте.

У нас много непонимания простых вещей. Например, одна журналистка не понимает почему ее поправляют, когда она пишет узбекское общество вместо общество Узбекистана. У нас полиэтническая, поликонфессиональная страна. У нас в Конституции уникальная Статья 18, которая объясняет эти термины.

Необходимо очень внимательно относится достижением дружбы.

Представители основных религиозных конфессий.

Г.Бабаджанова Директор ННО Центр переподготовки журналистов

Мы занимаемся переподготовкой журналистов и внесли изменения в свои куры, когда обратили особое внимание на проблемы освещения светскости государства и место религии в нашей жизни.

Как разделить эти роли в нашей жизни и журналисты, к сожалению, иногда отдают приоритет в жизни государства — религии, а это очень опасно.

Вопросы толерантности межрелигиозная и межнациональные очень важны. На государственных телеканалах такие материалы очень скучны и готовят их только к праздникам. А на постоянной основе, интересно поданных материалов не встречается и вовсе.

Кроем того нам, в нашей стране явно не хватает опытных и грамотных религиоведов. А именно такие специалисты должны плотно работать и учить журналистов.

Еще одна проблема, это сотрудничество с коллегами из других стран ЦА. Какой у них опыт в преодолении сложностей в межконфессиональном и межнациональном согласии.

Участники Круглого стола высказали свои предложения по работе с молодежью, в первую очередь, в интернет пространстве для недопущения ее радикализации.

 

Виктор МИХАЙЛОВ

Директор ЦИРУ