Когда в нашей стране говорят о религиозном экстремизма, то имеют ввиду именно исламский экстремизм. Но на само деле, это совсем не так.
В Узбекистане стараются быть активными еще и представители некоторых христианских сект и организаций, чья деятельность вполне укладывается в определение — экстремистская.
Именно об этом говорили независимые эксперты, лидеры различных религиозных конфессий, представители гражданского общества, независимые журналисты, блогеры, которые вот уже четвертый раз собираются для обсуждения темы: «Свободы вероисповедания, толерантности, межконфессионального и межнационального согласия».
Одной тем обсуждения круглого стола была ситуация, обозначенная Советом Безопасности ООН, который основываясь на разведданных о деятельности ИГИЛ и Аль-Каеды в Сирии, дал рекомендации МИД Южной Корее. В документе Совета Безопасности ООН сказано, что боевики международных террористических организаций (МТО) – граждане Узбекистана, будут пытаться через третьи страны вернуться в Южную Корею, откуда они некоторое время назад выехали для участия в «джихаде» в Сирии.
Оказалось, что боевики с узбекскими паспортами в Сирию попали после того, как были завербованы лидерами МТО в Южной Корее. Причина вербовки оказалась достаточно банальна – рекруты, перед трудовой миграцией в эту страну, попали под влияние протестантских пасторов, приняли христианство и по религиозной (бесплатной) визе отправились на работу в Южную Корею.
Но уже в этой стране, радикально настроенные соотечественники «объяснили» о совершенным им грехе, и только одной возможности вернуть доверие земляков – отправиться в Сирию убивать крестоносцев.
И вот теперь несколько десятков муджахиддин бегут из Сирии и будут стараться через Южную Корею вернуться на родину.
Причина всего произошедшего – незаконная миссионерская деятельность, прозелитизм, приведшие к такому крайне печальному результату.
Во время дискуссии выявились и другие факты незаконной деятельности иных прозелитических центров, незаконно созданных в Узбекистане.
По мнению участников круглого стола не менее опасной для социальной жизни граждан является, хорошо известная во многих странах мира религиозная организация «Свидетели Иеговы».
Эта организация не просто хорошо известна, но её деятельность во многих странах запрещена, из-за экстремистских программ и проектов, которые реализуют члены «Свидетели Иеговы».
Эксперты, религиозные лидеры поделились хорошо им известными фактами о деструктивной деятельности организации, принесшей много горя семьям попавших под влияние Иеговистов.
Представьте себе семьи, разделенные по религиозным воззрениям. На первый взгляд – ничего страшного. Ведь в нашей стране Конституцией закреплена свобода выбора религии, а можно быть и атеистом. И это здорово.
Но при этом взгляды на такую чувствительную тему не должны нести горе и страдания обычным гражданам. А именно такое и происходит.
Религиозный водораздел приводит к неожиданным последствиям в самых обычных бытовых ситуациях. Например, прозелит, перешедший из Ислама в христианство, член организации «Свидетели Иеговы», покидает этот мир. Обычные похороны становятся огромной проблемой для семьи. Хоронить его на мусульманском кладбище невозможно. Многовековые традиции, связанные с ритуалом, становится невозможным исполнить. Семьи прозелитов начинают чувствовать себя изгоями, что совсем не удивительно -ведь люди погружены в реальную жизнь в традиционной махалле.
Это только один аспект проблемы. Семьи прозелитов сталкиваются с проблемами разводов по религиозным разногласиям. Это в свою очередь приводит к серьезным конфликтам, связанным с разделом имущества, передачей собственности организации «Свидетели Иеговы», передачу которой пытаются оспорить, не поддавшиеся на уговоры о смене веры члены семьи.
В регионах страны, где происходят такие истории, налицо социальный раскол в обществе, конфликты, незаживающие травмы в душах детей.
Такие конфликты кажутся странными. Ведь земля Узбекистана была традиционно гостеприимна ко многим религиозным конфессиям, члены которых находили убежище в нашем краю от преследований. Но никогда иные конфессии не занимались миссионерской деятельностью среди мусульман – традиционно считалось, что это не комильфо.
А вот иеговисты, сложившуюся на протяжении веков ситуацию, ломают буквально «через колено», агрессивно миссионерствуют, при этом демонизируя другие вероучения.
Иеговисты требуют от своих членов организации игнорировать Государство, в котором проживают, его основные законы – жизнь, по мнению религиозных лидеров, должна строится по принципам, строго указанным в Библии.
Члены организации не должны праздновать государственные даты, зато должны игнорировать символы Узбекистана, отказываться от службы в армии, исполнять свой государственный долг.
Аргументы в таком случае достаточно простые и, казалось бы, не такие принципиальные. «Мы против убийства людей, при защите Родины», — говорят иеговисты, — «поэтому мы не можем служить в армии».
Однако, принцип «не убий» начисто забывается, когда кто-то из членов организации заболевает и по медицинским показаниям ему необходимо переливание крови. Адепты «Свидетели Иеговы» категорически против такой медицинской процедуры, не позволяют врачам выполнить свой долг – спасти больного. И таких противоречий у «Свидетели Иеговы» еще немало.
Адепты иеговистов требуют от членов организации защищать лишь членов «Свидетели Иеговы» и никого другого, фактически превращаю общину в изолированную от общества группу, которая готова выполнить любое поручение своих лидеров. Вот вам и все признаки религиозной, не исламской организации, приводящей к расколу в некоторых регионах Узбекистана.
Возвращаясь к результатам прошедшей дискуссии – участники круглого стола приняли решение обратиться в Министерство Юстиции и правоохранительные органы с просьбой соблюдать законодательство страны о незаконной миссионерской деятельности, приводящей к прозелитизму. Государство обязано бороться со всеми формами проявления религиозного экстремизма в независимости от конфессиональной направленности.
Почему это важно? «Свидетели Иеговы», некоторые другие религиозные секты не были бы настолько успешными, если не хорошее финансирование, по большой части из-за рубежа. По этой причине вопрос, вынесенный в заголовок, является ключевым в разрешении многих межрелигиозных конфликтов.
Виктор МИХАЙЛОВ