Обзор: Захват Кабула талибами усилил обеспокоенность правительства Узбекистана по поводу потенциального распространения терроризма из Афганистана и его соседей по Центральной Азии, в частности, со стороны ИГИЛ-Хорасан, а также Союза исламского джихада, Исламского движения Узбекистана, Катибат аль-Имам аль- Бухари и Джамаат Ансаруллах. Опасения по поводу терроризма и насильственного экстремизма в отношении узбекских рабочих-мигрантов за границей и боевиков ИГИЛ, возвращающихся из Ирака и Сирии, сохранялись.
Правительство продолжало репатриировать членов семей ИБТ. Узбекистан активизировал усилия по противодействию использованию террористами Интернета для радикализации насилия, вербовки и обучения. Правительство завершило разработку и утвердило свою первую национальную стратегию по БТ/ПНЭ и национальную стратегию по ПОД/ФТ.
Узбекистан продолжил активное региональное и международное сотрудничество в области безопасности. Узбекистан оставался активным участником дипломатической платформы C5+1 и связанного с ней сотрудничества в области CT/CVE; Министерства, ведомства, гражданское общество и неправительственные организации Узбекистана координировали свои действия с министерствами энергетики, обороны и государственного управления США, а также Агентством США по международному развитию по различным инициативам в области КТ и ПНЭ.
Террористические акты 2021 г.: В 2021 г. в Узбекистане не было террористических актов.
Законодательство, правоохранительная деятельность и безопасность границ: первая «Национальная стратегия Узбекистана по противодействию экстремизму и терроризму на 2021–2026 годы» направлена на совершенствование кибернетической, прокурорской, нормативно-правовой и законодательной базы. Закон о борьбе с терроризмом регулирует расследования и судебные преследования, связанные с терроризмом, и определяет Службу государственной безопасности (DXX) в качестве ведущего правоохранительного органа CT. Национальная стратегия CT/CVE возлагает на премьер-министра Арипова и секретаря Совета национальной безопасности Виктора Махмудова ответственность за реализацию и требует, чтобы министерства, DXX и Совет безопасности представляли два раза в год обновления на рассмотрение президента. DXX, Министерство внутренних дел и Национальная гвардия имеют специальные подразделения CT.
Правоохранительные органы Узбекистана отслеживают данные о терроризме и вносят свой вклад в базы данных Интерпола, включая базу данных SLTD, через сеть I-24/7 и Национальное центральное бюро Интерпола. Большинство официальных наземных и воздушных пограничных переходов оснащены сканерами биометрических данных. Узбекистан внедрил систему удостоверений личности для замены биометрических паспортов и сообщил о разработке системы API/PNR в соответствии с требованиями Резолюций 2309 и 2396 СБ ООН.
Узбекистан репатриировал 93 члена семей ИБТ — 62 ребенка, в том числе семерых сирот, и 24 женщины — из Сирии в рамках операции «Мехр-5». Правительство Узбекистана продолжило реинтеграцию членов семей ИБТ в их родные общины и определило подходящие семьи для многих несопровождаемых несовершеннолетних. В тесном сотрудничестве с ЮНИСЕФ правительство отслеживало прогресс репатриантов и предоставляло комплекс медицинских, психологических, административных, социальных, образовательных, религиозных и финансовых услуг по реабилитации и реинтеграции на национальном и местном уровнях.
Правоохранительные органы Узбекистана объявили о нескольких арестах, связанных с терроризмом и насильственным экстремизмом. Изменения в пограничной безопасности Афганистана и структуре миграции усложнили усилия по сдерживанию и предотвращению поездок террористов; после августа правительство сотрудничало с талибами в вопросах безопасности границ и задержания террористов.
Противодействие финансированию терроризма: ПФР Узбекистана является членом группы «Эгмонт». Узбекистан входит в Евразийскую группу по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ЕАГ), которая в ноябре представила проект доклада об оценке региональных рисков на 35-м пленарном заседании. В Академии Генеральной прокуратуры состоялась международная конференция по юридической науке и образованию, на которой Секретариат ЕАГ представил доклад о важности законодательного закрепления и регламентации порядка проведения финансовых расследований в сфере ПОД/ФТ.
Новая национальная стратегия Узбекистана в области ПОД/ФТ нацелена на совершенствование судебного преследования и подотчетности и требует от Узбекистана привести национальную систему финансирования распространения ОМУ/ОД/ФТ в соответствие с международными стандартами ФАТФ. Узбекистан внес поправки в законодательство, чтобы определить и скорректировать процедуры отчетности по ПОД/ФТ, а также утвердил положения о приостановлении и возобновлении операций и замораживании активов лиц, участвующих или подозреваемых в причастности к терроризму или распространению ОМУ. События в Афганистане поставили новые задачи по отмыванию денег, незаконному обороту оружия и наркотиков.
Противодействие насильственному экстремизму: Президент Шавкат Мирзиёев издал указ об усилении усилий по предотвращению и противодействию насильственному экстремизму и террористической идеологии в Интернете. По данным правительства, Узбекистан внес поправки в законодательство и обновил закон «О свободе совести и религиозных организациях», чтобы противодействовать радикализации, приводящей к насилию и вербовке террористов. Для получения дополнительной информации см. Доклад Государственного департамента о свободе вероисповедания за рубежом .
Правительство Узбекистана сообщило о наделении имам-хатибов полномочиями вести беседы по ПНЭ в мечетях, учебных заведениях и трудовых коллективах; молодежные лидеры для облегчения общения между уязвимой молодежью и лидерами сообщества; и оказание помощи уязвимой молодежи посредством финансирования бизнеса и предпринимательства. Правительство и неправительственные организации продолжали использовать рекламу, кампании по обмену сообщениями и обучение для предотвращения радикализации граждан из групп риска и трудовых мигрантов. Официальные СМИ продолжали писать об опасностях «экстремизма».
Правительство Узбекистана продолжало играть активную роль в региональной структуре C5+1 ПНЭ и ИБТ посредством виртуальных и гибридных семинаров ПНЭ и репатриации, онлайн-повышения устойчивости молодежи, а также тренингов для руководителей сообществ и поставщиков услуг по реабилитации и реинтеграции.
Международное и региональное сотрудничество: Многосторонние обязательства Узбекистана по борьбе с борьбой с вирусом и борьбой с вирусом включают следующее:
- Представлено на круглом столе Контртеррористического комитета ООН по реализации национального плана действий по БТ/ПНЭ.
- Поддержка четвертой фазы проекта реализации региональной стратегии ООН по борьбе с терроризмом.
- принимал Фионнуала Ни Аолейн, Специального докладчика ООН по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом;
- Тренинг по ПОД/ФТ и обсуждения с проектом ЕС «Правоохранительные органы в Центральной Азии».
- Сотрудничал с Подразделением ОБСЕ по борьбе с терроризмом и участвовал в виртуальном региональном диалоге экспертов ОБСЕ по репатриации ИБТ.
- Представлено в Рабочей группе по финансированию борьбы с ИГИЛ коалиции «Разгром-ИГИЛ».
Узбекистан, председатель Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в 2021–2022 годах, принял участие в совместных антитеррористических учениях Региональной антитеррористической структуры ШОС. Страна продолжала заниматься контртеррористической деятельностью совместно с Содружеством Независимых Государств и Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), членом которой Узбекистан не является с 2012 года. Узбекистан участвовал в совместных антитеррористических военных учениях в Индии; совместные антитеррористические военные учения ОДКБ с Таджикистаном и Россией вблизи афганской границы; и контртеррористические военные учения ШОС «Мирная миссия-2021» в России. Правоохранительные органы Узбекистана сотрудничают по выявлению и расследованию терроризма с зарубежными странами.