Домой Конфессиональные аспекты Толерантность, как культурная концепция

Толерантность, как культурная концепция

«Быстрая- на памяти двух-трех поколений, то есть в исторически ничтожный срок-перемена всей жизни, социальных, моральных, религиозных ее устоев и ценностных представлений рождали в массе населения чувство неуверенности, потери ориентировки, вызывали чувство страха  и ощущение приближающейся опасности…Страх был вызван потерей  жизненной ориентации. Но те, кто его испытывали, не понимали этого. Они искали конкретных виновников, хотели найти того, то испортил жизнь. Страх жаждал воплотиться». Ю. Лотман[1]
Её 1992  году на международная конференция ООН в Рио де Жанеро,в которой участвовало  179 стран общество было единодушно было признанно «обществом риска»[2].Было уже тогда  очевидно, что человеку необходимо вырабатывать стратегии поведения в условиях риска, базирующиеся  на природе его поведения  деятельности, а также и на его воздействии и на окружающую среду. В числе рисков упоминались, связанные с глобализацией явления, такие как терроризм, насилие, ксенофобия и нетерпимость на фоне открытости общества и стремительном развитии инфокоммуникационных технологий. Сегодня, в середине 2000-х тысячных годов общество все больше задает себе вопрос: возможно ли взять под контроль все эти риски? Сама концепция «общества риска» сформировалась в рамках взаимозависимости культур перед лицом новых политических, экономических, технологических и экологических угроз. Все эти угрозы активно воспринимаются, отражаются и активно воспроизводятся в том, как человек творит и конструирует свою реальность.

Современный человек также очень сильно изменился. Его мышление отличается все большей бескомпромиссностью, непримиримостью взглядов и готовностью отстаивать свои взгляды, сталкиваясь с теми, чьи взгляды отличаются от его представлений и мире и обществе. В обществе все больше возникает этические конфликты, которые ярче и эмоциональнее проявляются, преимущественно в среде молодёжи и подростков. По мнению психологов и социологов агрессия становится нормой взаимодействия в молодёжной среде. Из реальной среды, в форме буллинга эта агрессия перемещается в Интернет, где она все чаще становится основной формой взаимодействия подростков. Именно они демонстрируют высокий уровень ксенофобии и низкий уровень толерантности. При этом, среди них существует достаточно высокий уровень социального доверия, что делает их подверженными различному воздействию социальных институтов и идеологий, а также и других различных форм группового влияния.

Современные исследования, указывают на то, что 70% всех преступлений среди молодёжи и подростков случаются на почве разжигания межнациональной или межэтнической вражды.[3] Разговоры на языке вражды и ненависти популярны среди молодёжи, но эти разговоры как правило, инициируется взрослыми: политиками, интеллигенцией, идеологами. Ксенофобия в форме расизма, шовинизм, дискриминация, национализм и фундаментализм, а также изоляционный сепаратизм являются деструктивными явлениями и выполняют разрушительную функцию. Появление подобных явлений можно объяснить развитием систем закрытого типа-общества на основе оппозиции «свои» и «чужие». Этому обычно способствуют и авторитарные и тоталитарные   системы со специфическим мировоззрением, которое формирует и затем реализует определенные идеологические установки фундаментализма, фанатизма, сепаратизма. Яркий признак современности — это также смешение культурных, конфессиональных и этнических традиций, вызванных миграцией, когда в результате демографических, экологических, научно-технологических, информационных, политических процессов мир все более многообразно проявляется. Объединение общих ресурсов, общее информационное пространство, общая наука и технологии несут за собой и общие проблемы, а также общие конфликты, потому что отсутствует диалог и сотрудничество, а также и взаимоуважение. В этих условиях необходима новая система знаний, позволяющая понимать различие в традиционных ценностях в их этнокультурной интерпретации

«Конструкт толерантности»- что это такое?

Толерантность — это цивилизационная норма поддержки разнообразия в мире и способ выхода из ситуации конфликта, которая необходима обществу в условиях мультикультурной системы. Это возможность плюрализма, как сложная нелинейная, неустойчивая и комплексная система, которая, взаимодействуя с такими явлением как ксенофобия способствует такому развитию личности, которое невозможно без признания другого. Толерантность, как необходимое условие выживания в условиях глобальных социальных рисков — это социальный конструкт, который не свойственен природе человека — это целенаправленно сформированное культурное понятие, устойчивое к разнообразию, которое осуществляется через взаимодействие различных культур, а не через культурное дистанцирование людей друг от друга. Процесс взаимных интерпретаций, который практически всегда включает механизм самоутверждения «Я» как представителя группы и «свой» по: национальному; классовому; религиозному; имущественному и половому признакам, а также по признаку «того, чем я лучше «чужого».

Психологический термин толерантность-означает «терпеливость». Впервые он использовался в области финансов и технических дисциплин, как допустимое отклонение от стандартного размера и веса монеты, не влияющее на его платежную стоимость и было аналогично понятию допустимой погрешность. В медицине это понятие использовалось, как «выносливость», способность без ущерба для организма   переносить неблагоприятные факторы. В современной общественной науке этот термин   стал применяться для обозначения терпимости и спокойного отношения к всевозможным вариациям мировоззрения, поведения и необычного внешнего облика человека. В целом, в новой системе знаний с множественностью   мира ценностей, где c достоинством и c уважительным отношением к многообразию культурных традиций, понятие толерантности стало современным мерилом   адаптации современного человека к другому. Появление философского понятие «Плюрализм», введённое Вольфом-немецким учёным-энциклопедистом, философом, юристом и математиком в 1712 году. В соответствии с этим понятием, существует множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия. Это метафизическая точка зрения означает, что действительность состоит из множества самостоятельных сущностей и явлений, которые не образуют общее единство.

Психологические причины агрессии, ксенофобии и интолерантности

Важнейшей причиной интолерантного и агрессивного отношения выступает фактор принадлежности к какой-либо группе, ощущение угрозы и страх перед непохожестью и, соответственно, агрессивная реакция другого на агрессию первого. Источник интолерантности находится в нравственной или интеллектуальной ограниченности личности. Ограниченность интеллекта, в свою очередь, утверждает исключительность только своей группы и её членов, проповедующих абсолютную истину — окончательную и не подлежащую сомнениям. Нравственная ограниченность приводит к признанию ценной только личную мораль и принятые членов только своей группой и признание своих принципов, как единственно верных и непогрешимых. Безапелляционные заявления, агрессивная реакция на критику, игнорирование доводов оппонента или просто нежелание понять и выслушать – это характеристики человека, который действует не в согласии с разумом, а лишь следуя условным базовым биологическим инстинктам. Другое или непохожее   воспринимается таким человеком не как факт, который нужно и можно изучить, а как угроза, которую необходимо немедленно устранить, согласуясь с законами естественного отбора. Моральная ограниченность провоцирует в человеке гордыню и самооправдание за любые действия. Низко развитый нравственно человек всегда доволен собой и, не замечая своих недостатков, видит их исключительно в других. Ему часто свойственно всех винить за свои неудачи, а свои недостатки и отсутствие способностей он склонен компенсировать насилием, грубостью, угрозами и агрессивными выпадами.

В целом, можно выделить две характерные особенности психических установок человека, служащих почвой для возникновения интолерантного отношения:

1.Первая особенность их установок заключается в том, что человек все же стадное существо, что обеспечивает ему принадлежность к какой-либо группе и даёт чувство собственной значимости за счет этой принадлежности и повышает его уверенность в себе. В его понимании члены «своей» группы схожи с ним — они «свои», значит – безопасны. Другие же – «чужие» — не похожи на членов его группы, но они нужны, чтобы на их фоне принадлежность к «своим» проявлялась сильнее.

2.Вторая особенность установки — это возникновения интолерантности, как личностной установки определенной категория людей, обвиняющих во всех своих неудачах кого-то другого и нивелирующих свою личную ответственность за собственное поведение и за свою жизнь. В этом случае, срабатывает своеобразный способ психологической защиты, как оправдание своих неудач. Иногда такой личности присуща социально-психологическая неустойчивость, а группа подобных людей, «подогревая» друг друга, может стать источником агрессии, ксенофобии и нетерпимости.

В то же время, специалисты считают, что движущей силой развития цивилизации является конфликт социальных групп, антагонистическая борьба, и интолерантность, как причина этой борьбы является катализатором прогресса. Конфликтология в целом, утверждает, что главным объектом человеческого сознания нашего времени является понятие конфликта, так как экономизация всех сфер человеческой жизни последовательно приводит людей к острой конкурентной борьбе, агрессивному поведению и девиантности. Психологическая наука подтверждает, что сформированные таким образом люди менее всего поддаются изменениям и быстрее усваиваются негативные стереотипы, что означает, что на примитивном уровне развития психики, интолерантность более доступна для их понимания, чем миролюбие. Следовательно, чем выше развитие личности, тем более она готова быть толерантной и наоборот. Н. Николсон, английский философ, говорит о толерантности, как о внутренне напряженной категории, более сложной по сравнению с нетерпимостью. Как он объясняет, толерантное отношение предполагает примирение с некоторыми аспектами, которые ранее вызывали негативную реакцию.[4] Если человек начинает принимать эти аспекты, то ему приходится расстаться с привычной ранее реакцией на эти отклонения и с такими формами поведения, как   желание обидеть, желание агрессивно повести себя, желание подавить в себе какую-то эмоциональную реакцию. Несмотря на то, что в душе он остаётся верным своим первоначальным принципам, борьба между собственными взглядами и признанием на существование отличных от его собственных убеждений, объясняет внутреннюю напряженность человека перед выбором, который ему приходится делать в разных ситуациях. Одним из ярких интолерантных проявлений считается страх перед чужой культурой — ксенофобия. Психологической целью ксенофобии является полная изоляция от влияния чуждых культурных традиций, а функцией — защита своего образа жизни. Именно ксенофобия является одной из причин конфликтов и войн, порождая жесткость ответной реакции. Это любимое орудие националистических движений для манипулирования сознанием людей. При кризисах ксенофобия приобретает различные формы и массово распространяется на различные слои населения. Проблема интолерантности также напрямую связана с явлением тоталитаризма. Тоталитаризм – это государственная система, которая осуществляет глобальный контроль над всеми сферами личной и общественной жизни человека. Каждый инакомыслящий в тоталитарном государстве обычно должен быть наказан, изолирован или перевоспитан. Ни о какой толерантности при подобном режиме не может быть и речи. Интолерантность, как нетерпимость к инакомыслию, к иной вере, к любой непохожести на общепринятое признается имеющей право на существование теми людьми, которые выбирают толерантность. Между понятиями толерантность и интолератнтость, как социальными явлениями, есть существенное различие: толерантность регулируется нормами права и нормами морали, а интолерантность может быть признана законной или незаконной только лишь по решению суда. Толерантность отстаивает ценность взаимодействия в условиях противоречия, а также наличие и принятие иных, отличающихся от твоих собственных интересов и целей, дружелюбие, спокойствие, мирную настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности.Способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации рациональные зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям; стремление к согласию и бесконфликтность, как  качество  поведения  определяют психологический феномен толерантности. Но человеческая натура и ее биологическая основа, тем не менее, запрограммированы таким образом, что нас всегда больше привлекают люди, которые похожи на нас и те, с кем у нас есть много общего. От тех же, кто от нас отличается, мы подсознательно держимся на расстоянии, потому что так запрограммирован наш мозг. В соответствии с этим наше сознание по самым незначительным признакам различает тех, кто является для нас угрозой и потенциальным конкурентом или даже врагом, и выстраивает стратегию поведения с ними. Это происходит потому, что когда-то природа и жизнь первобытного общества требовала от человека распознавать «своих» и «чужих» на уровне подсознания. Мы продолжаем так действовать и сегодня и делаем это практически инстинктивно. Ощущение «непохожести» другого человека на нас преобладает над здравым смыслом и мы, естественным образом проявляем к нему настороженность, а иногда даже неуважение и агрессию.

К основным принципам толерантности, в соответствии с концепцией толерантности, относятся:

  1. Принцип необходимого разнообразия
  2. Принцип синергизма и диалога культур
  3. Принцип перехода от парадигмы конфликта к парадигме толерантности
  4. Принцип рефлексивного публичного дискурса
  5. Принцип свободы культурного выбора каждого человека
  6. Принцип активной толерантности по отношению к различным культурам
  7. Принцип учета культурных границ
  8. Принцип долгосрочной ориентации
  9. Готовность и умение совместно управлять социальными рисками[5]

Как это уже было уже было сказано, толерантность — это личностная черта, которая формируется у человека воспитанием и изначально, в силу природных особенностей, ему не свойственна. В соответствии с природой, человек в непонятной и сложной ситуации становится более настороженным. И эта настороженность легко переходит во враждебность, потому что непохожесть другого человека для него, как на личном, так и на групповом уровне вызывает определённую угрозу. При встрече с непохожим на нас человеком, бессознательно включается механизм сравнения и оценивания. Человек на уровне подсознания ищет в другом признаки своего превосходства, чтобы понять, как дальше себя вести, потому что от этого зависит его безопасность. Толерантность же, как качество личности, предполагает отказ от предубеждений в пользу объективности и трезвое отношение к любому человеку, вне зависимости от его индивидуальных особенностей, вероисповедания, национальности и этнической принадлежности. Продвигаемый в современном мире тип толерантности также имеет свои преимущества и недостатки. Отказ от предубеждений и предрассудков можно заменить, например, позитивными стереотипами. Само же воспитание толерантности — это демонстрация положительных примеров, когда намеренно происходит замена «плохих» качеств на «хорошие». Подлинная толерантность — это отказ от оценочных суждений на основе незначительных отличий. Это ценное качество развитой личности, когда ради утверждения себя не требуется унижение другого человека.

Отличие религиозной толерантности от светской-гражданской толерантности.

Основные отличия заключаются в том, что светская или так, называемая гражданская толерантность — это тот тип культуры и ценностного мировоззрения, в основе которого лежит плюрализм ценностей и мнений, признание относительно любых и истин. Этот тип толерантности делает возможным в светской культуре принятия «чужих» взглядов, ценностей и особенностей поведения и понимание их равноценными «своим» ценностям, взглядам и манере поведения. Отсюда и проистекает «терпимость» к чужим мнениям, верованиям и формам поведения.

Религиозная толерантность — это все же более жесткая иерархическая структура с единым сакральным центром. Сама по себе религия практически не может быть толерантной, в том смысле, в котором это можно сказать про светскую толерантность.

В религиозной культуре практически невозможна терпимость к другой доктрине и признание ее равноценной. Любому вероучению свойственна эксклюзивность в представление верующих о своем вероучении, как о единственно верном и исключительном. Поэтому самим верующим необходимо развивать толерантность между верующими и неверующими. Принятие понятия толерантности необходимо, прежде всего, для установления общности в условиях современной ситуации и в контексте современных конфликтов.

История современной толерантности

Если обратиться к истории   развития толерантности, то можно увидеть, что природа толерантного сознания содержится в этике религий мира. Образование философских, религиозных, нравственно этических учений сформировало принцип уважение к другому-прообраз современной толерантности.

В Древней Индии толерантность, например, одна из глубоко разработанных концепций. Такие религии, как буддизм и джайнизм основываются на том, что пути к Просвещению могут быть различны, а возможность обвинить в интолерантности какое-либо учение представляется абсурдным. Буддизм, основанный на понимании единства сознания всех живущих существ, считается самой веротерпимой мировой религией потому, что принявший данное учение может оставаться мусульманином или христианином, но признав «Четыре благородные истины» и соблюдая «благой восьмеричный путь», становится буддистом. Буддизм учит, что отдельного Я не существует, все живущие в мире объединены незримой связью духовности, следовательно, нет чужой беды, чужого страдания, чужой истины. Терпение и терпимость в этой религии — это главная добродетель, но каждая из индийских философских школ трактует эти принципы по-своему. Главная идея буддизма — сострадание, а не религиозный текст. Школа «Большой колесницы» — буддизм Махаяны — признаёт наличие всевозможных богов других народов, называя их «бодхисаттва», и предлагает объединить в одну религию весь мир. Но вреальной жизни все-таки происходят некоторые события, когда последователи и этих религий бывают нетерпимы к последователям других вероучений, например преследование мусульман Рохинджи со стороны представителей Буддизма.[6]

Китай со своим религиозно-философским учением Дао, обладает ярко выраженной направленностью на практическое применение. В отличие от других религиозных систем, даосизм стремится к бессмертию телесному, потому как душа и тело – неразрывны, а жизнь — величайшее благо и безусловная ценность. Инь и янь в даосизме выражают идею двойственности мира, обязательное сосуществовании оппозиционных пар: тёмное-светлое, добро-зло, мужской-женское, твердое-мягкое, как устройство всего существующего в мире. Идея толерантности воплощена в символе. Тай цзы (Великого предела), гармонии «Инь-янь». Противоположности — инь-ян — не противостоят друг другу, а сочетаются, согласуются, взаимопревращаются друг в друга. Данный символ – не победа одного начала над другим, а признание их присутствия и вынужденного примирения., осознания как равного. Диалектика Даосизма говорит об относительности этики: и зло и добро не абсолютны, они содержат в себе свою противоположность. Тай цзы как символ стал обозначением баланса жизни, гармонии и именно он выражает идею то-элегантности, поскольку наличие в себе другого заставляет изучить себя с двух сторон, найти для достижения равновесия не только различия, но и точки соприкосновения. Даосизм показывает, что при неагрессивном отношении, не нарушая меры вещей, можно достичь нужного естественным путём, не прибегая к насилию и острому конфликту. Мир, согласно культуре Древнего Китая, можно и нужно рассматривать и принимать именно с позиций взаимоуважения.[7]

Традиции европейской толерантности зародились во времена античности. Великий математик древности Пифагор предложил в качестве идеальной модели мира окружность — как символ равенства удаленных точек от её центра. «Начальной точкой отсчета» толерантности принято считать 24 декабря 361 года, когда было написано послание императора Юлиана-отступника «Императора Цезаря Юлиана Высочайшего Августа народу Александрии», в котором он стыдит жителей города за то, что они осквернили город убийством христианского епископа. Юлиан писал, что понимает ненависть александрийских язычников к епископу Георгию, соглашаясь с тем, что епископ заслужил наказания, но потребовать впредь действовать через суд, а не силой. А мирное решение вопросов веры —  один из принципов толерантности. Далее, в 362 году в феврале, он издаёт указ о возвращении христианских епископов в Александрию, которые были изгнаны при предшественнике Юлиана, Констанции II. Далее Юлиан разрешает христианам различных течений провести собрание в Александрии. Именно это событие является первым проявлением на практике принципа толерантности в политике Юлиана-отступника: создание мирного соседства различных представителей христианства и язычников, и, возможно, объединения этих враждующих идеологических группировок в одну, соответствующую идеалам неоплатонизма, чьим приверженцем был Юлиан.  И несмотря на то, что именно христиане проявили неспособность пойти на компромисс с язычниками, император по мере сил старался действовать в русле толерантного отношения к другой религии.

И, хотя гораздо позднее христианство провозглашает принцип «возлюби врага своего» оно не становится практическим воплощением толерантности: в начале своего существования представители христианства яростно борются против гностиков, манихейцев, затем еретиков и всех других форм инакомыслия.[8]

Период VI-IV века до н.э., например, это эпоха Возрождения, эпоха взросления человечества, осознание им смысла жизни, своего предназначения. Это период начала формирования ранних философских, религиозных, нравственно этических учений и уважения к другому, как прообраз современной толерантности. Можно сказать, что обстоятельства истории складываются таким образом, что так называемая эпоха Возрождения, становится наиболее терпимой в вопросах веры. В это период в 1453 году Николай Кузанский, философ и богослов пишет трактат «О согласии вер», показывая сходство основных положений во всех религиях.Употребление  понятия «толерантность» в том смысле в котором оно сейчас употребляется  появляется в XVI веке во Франции, после Нантского Эдикта в 1598 году, по случаю принятия законов о религиозной терпимости, когда гугеноты получают  права и уступки на свободное вероисповедание в стране, где основная религия протестантизм. В данном случае необходимость толерантности была вызвана острыми политическими событиями, так как 30-летние религиозные войны в одном государстве обернулись огромными жертвами, это стало первой попыткой найти компромисс между католиками и протестантами.[9]

Эпоха Просвещения знаменовалась тем, что выдающиеся ученые, мыслители, философы XVII-XVIII веков выступили против жестоких религиозных столкновений и нетерпимости, что способствовало признанию толерантности всеобщей ценностью, главным компонентом согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Именно эту эпоху часто называют «эпохой толерантности», но именно в этот период появился, так называемый «рационалистический фанатизм». Вольтер, ярый защитник толерантности и критик фанатизма, в своём «Трактате о веротерпимости» писал: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение»[10], и этот афоризм стал выражением классической теория толерантности.

В ту же эпоху другой философ Д.Локк создаёт свои работы «Опыт о веротерпимости», «Письмо о веротерпимости», где каждый человек, как он считает, имеет полную и неограниченную свободу мнений и вероисповедания, которой он может воспользоваться независимо ни от кого, но в тоже время при условии, что делает он это чистосердечно и, по совести, перед Богом.[11] Таким образом, понятие толерантности интерпретируется двусмысленно: с одной стороны, это — ценность, которой необходимо руководствоваться в отношениях между людьми разных вероисповеданий, а с другой стороны — это результат общественного договора, обосновывающего свободу мысли, свободу собраний и свободу совести.

Ян Амос Коменский -чешский педагог, писатель, религиозный и общественный деятель считал, что каждому надо предоставить право свободно заниматься своим делом и написал это в своей статье «Всеобщий совет по исправлению человеческих дел».[12]  Голландский философов Бенедикт Спиноза в «Богословско-политическом трактате» отмечает, что в свободном государстве каждый может думать, как хочет и говорить, что думает.[13]

Несколько иначе обстояло дело с культурной толерантностью. Гуманист Жан Жак Руссо, например подчеркивая равенство людей и их равноправие, считая, что помимо религиозной толерантности, необычайно важна и гражданская толерантность. Он стал также одним из первых критиков европоцентризма, когда все европейские ученые считали вновь открытые во время первых путешествий вокруг земли народы примитивными, утверждая, что лишь государство и религия может дать этим народам путь освобождения от варварства. Но Руссо напротив, идеализировал их жизнь, основанную на равноправии, и проявлял первый в истории пример толерантного отношения к народам Африки, Австралии, Америки, представителей которых считали первобытными.

Великий немецкий просветитель, гуманист и агностик Иммануил Кант по- своему подходил к проблеме равенства и уважения свободы каждого. Его путь к решению проблемы насилия заключался в том, что он призывал больше обращаться к своему разуму. Государство он считал не более чем «объединением множества людей, подчинённых правовым законам». Таким образом, подлинное государство самодержавно и его законы не зависят ни от какого отдельного лица.

Решающей вехой в истории толерантности считается и период истории Англии XVII века. Стоит вспомнить, что армия О. Кромвеля состояла из массы различных пуританских сект, нетерпимых друг к другу. Но лишь две из них проповедовали терпимость и свободу: левеллеры и индепенденты. Их уверенность в том, что никакое убеждение не может быть так безупречно, чтобы ему в жертву можно было принести иные убеждения имело для того периода важное историческое значение. Современник Кромвеля, Д.Солтмарш, говорил: «Твои доводы будут столь же темны для меня, как мои доводы для тебя, пока Господь не откроет нам глаза».[14]

Таким образом, толерантность утвердилась как в Англии, так и в Америке исключительно по политической необходимости, в силу разрушения единства общества вопросами веры, а не как идеальный моральный принцип.

В XX веке, когда проблема толерантности всерьез встала перед человечеством, основоположник структурной антропологии Клод Леви-Стросс, начал критику этноцентризма западного мышления. Обосновав межкультурный диалог, ценность сохранения самобытности, взаимосвязь культурного разнообразия и исторического прогресса, он заложил методологические основы толерантности. Юрген Хабермас, немецкий философ, понимает толерантность как явление, возникающее при соотношении равных субъектов, представителей гражданского, демократического общества, наделенных равными правами. «На основе взаимного признания правил толерантных отношений, — утверждает Хабермас, — может быть разрешен также и тот мнимый парадокс, который, как известно, побуждал Гете отвергать толерантность как обидную снисходительность и благосклонность.

Русский философ В.С.Соловьев считается самым значительным ученым, который проводил исследование проблемы толерантности в России, разделив понятия «терпеливость» и «терпимость». «Терпеливость» в его понимании — это душевное качество, синоним великодушия, духовного мужества, а «Терпимость» же – это одна из разновидностей терпения, допускающая чужую свободу, которая может привести к заблуждениям. Терпимость по его мнению — это не добродетель и не порок, но она может быть и тем или другим, в зависимости от внутренних мотивов человека. Этими мотивами могут быть великодушие, малодушие, уважение к нравам других, пренебрежение к их благу, глубокая уверенность в побуждающей силе высшей истины, а также и равнодушие к этой истине.[15]

Религия и толерантность

Интересен тот исторический факт, что толерантность в контексте взаимоотношений одних людей и групп к другим людям и группам, как таковая, возникла впервые именно на религиозной основе, которая в дальнейшем положила начало другим свободам, которые сейчас пропагандируются во всех свободных обществах.Существует мнение, что самое сложное — это быть терпимым по отношению к иноверцам, на основании того, что религия предполагает всецелое самопожертвование человека во имя религии. Но религия, изначально призванная порождать милосердие, на деле часто порождает фанатизм, который может быть этическим, культурным или государственным.

Межконфессиональная (религиозная) толерантность в этом случае — это признание верующим человеком другой религии, как альтернативной и равноправной формы достижения спасения, уважение к религиозным ценностям и нормам чуждой конфессии. Сама специфика религиозной толерантности заключается в том, что в условиях глобализации и регионализации и в период крутых исторических поворотов в истории общества религиозный фактор усиливается.

Современные исследователи также считают, что само по себе понятие веротерпимости, по сути дела, очень сложно достигаемое явление, поскольку каждая вера претендует на эксклюзивность. Но тем не менее вполне возможно достигнуть взаимоуважения между религиозными организациями, которые представляют различные ритуалы и традиции. Также, вполне возможно достигнуть толерантное отношение между верующими и неверующими.[16]

История взаимоотношений религии и государства

До момента отделения религии от государства религия лежала в основе этнической и культурной идентичности народа и нации. Именно религия интегрировала членов общества в единое целое. А религиозные ритуалы и верования противопоставляли представителей одной общности или народности представителям другой, что приводило к тому, что религия становилась причиной межгрупповых конфликтов между нациями, народностями, этническими группами и представителями других религий. Каждая религия стремилась продемонстрировать свое превосходство над другими религиями. Религиозная нетерпимость становилась основной причиной конфликтов и вражды этнических, расовых, политических предрассудков и предубеждений. Именно религия на протяжении долгого периода времени выступала в качестве повода для политической и социальной дискриминации по отношению к тем, кто придерживался другого вероучения. Каждой отдельной религии был присущ «абсолютный» характер понимания истины и мира

Эрнст Трельч немецкий протестантский теолог, философ, социолог писал: «… все религии родились «абсолютными», поскольку они следуют иррациональному побуждению и выражают действительность, которая требует веры и признания ее, но скорее всего признания ее ценности»[17]. И это признавалось одинаково, как для аврааммических религий, таких как иудаизм, христианство, ислам, так и для религий Востока, таких как буддизм, конфуцианство, даосизм, представители которых всегда говорят о своей открытости и терпимости по отношению к представителям других религий в понимании истины. Подобные претензии на эксклюзивность, по сути, присутствуют во всех религиях, поэтому отделение религии от государства во многих странах становилось естественной необходимостью. Почти во всех странах мира религиозная идентичность нации порождала конфликты и политическую нетерпимость между народами, которые исповедовали различные религии, а несогласие с господствующей в государстве религией означало риск быть обвиненным в преступлении против государства.

Европейские ученные искали принципы, на основе которых можно было признать право человека на свободу вероисповедания. Вскоре Всемирный Совет Церквей принял «Декларацию о религиозной свободе», определившей четыре основных права в области религиозной толерантности, которые должны были быть признаны всеми церквами и соблюдаться в отношении всех людей без различия по признаку расы, цвета, пола, языка или религии»[18].

Принципы декларации заключались в том, что:

-«всякий человек имеет право определять собственную религию и вероисповедание»

-«всякий человек имеет право выражать свои верования в рамках социальной или политической общности»

-«всякий человек имеет право вступать в союз с другими и вместе с ними учреждать организацию для религиозных целей»;

-«всякая религиозная организация, создаваемая или поддерживаемая а соответствии с правами личности, имеет право определять свою политику и практику для достижения избранных целей».

Всеобщая декларация прав человека была принята Организацией Объединенных Наций. Ассамблеи Всемирного Совета Церквей, в работе которых участвовали протестантские и православные церкви, подтвердили Амстердамскую декларацию и еще раз выразили обязательства Совета церквей в отношении защиты религиозных прав человека. Таким образом, принципы религиозной толерантности и веротерпимости, утверждённые и в международном законодательстве   легли в основу целого ряда международных документов и актов.

В 1948 г. Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую Декларацию прав человека, восемнадцатая статья которой, содержит следующее положение: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения, как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов»[19].

В марте 1961 г. Комиссия по правам человека приняла Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Однако положения этого документа имели достаточно революционный характер и потребовалось 20 лет переговоров для того, чтобы эта Декларация была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Приняв в 1981 г. Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждении ООН  указала на то, что дискриминация по религиозным мотивам должна рассматриваться не только как «оскорбление» человеческого достоинства, но и как «отвержение принципа Хартии Организации Объединенных Наций и как нарушение других свобод, гарантированных Всеобщей Декларацией прав человека». Там же указывалось и на то, что признание религиозных прав человека в качестве краеугольного камня всех прав человека вообще (гражданских, экономических, социальных) имеет решающее значение для создания подлинно демократического общества, в котором, как индивидуальные, так и общественные права пользовались бы уважением и были бы гарантированы. Подобные принципы в отношении религиозной толерантности и прав человека на свободу религиозного выбора зафиксированы  и во многих других международных документах: «Международный Пакт о гражданских и политических правах» (ст. 18), подписанный 109 государствами, «Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (ст. 9), подписанная 44 странами; Американская Конвенция о правах человека (ст. 12), подписанная 23 странами. Документы Конференции по безопасности и Сотрудничеству в Европе, которые являются обязательными для всех 55 стран-участниц

Возможно ли развить в себе толерантность?

Очевидно, что если люди ненавидят друг друга, то они становятся злыми и разочарованными и в обществе, наполненном ненавистью, человек начинает чувствовать скованность и депрессию.

Он постоянно находится в состоянии ожидания угрозы от своего окружения, даже если эта угроза может быть мнимой, а не реальной.

Толерантность способствует устранению подобных ощущений и снимает барьеры, позволяя людям свободно выражать свои мысли и думать более обширно, что, в свою очередь, приводит к снижению напряжения и стресса и способствует развитию эмпатии, чувству сострадания и лучшему пониманию чувств друг друга. Всё эти качества проявляются преимущественно в среде молодёжи и подростков. По мнению психологов и социологов агрессия становится нормой взаимодействия в молодёжной среде. Из реальной среды в форме буллинга эта агрессия переместилась в Интернет и стала формой взаимодействия среди подростков. По данным Российского мониторинга подростки демонстрируют самый высокий уровень ксенофобии   и низкий уровень толерантности

При этом среди них высокий уровень социального доверия, что делает их подверженными:

-различному воздействию социальных институтов

-идеологий

-групповому влиянию

Психологи дают несколько советов тем, то хочет быть более толерантным к окружающим:

1.Первое, что Вы должны сделать — это напомнить себе, что Вы в безопасности. Если другие люди думают иначе и их мнения сильно отличается от вашего, это не означает, что это вы ошибаетесь. Тем не менее Вам важно отстаивать свои убеждения и делать это корректно, приводя весомые аргументы и не вступая в конфликты. Такая стратегия поведения называется ассертивной и научившись этому вы можете стать увереннее.

2.Говоря о чем-то, говорите за себя. Постарайтесь выражать свою мысль точнее и от своего лица. Например, «Я не согласен с тем, что… у меня другое мнение…». Не следует агрессивно разговаривать с человеком, который думает не так, как Вы?

3.Обходитесь без оскорблений и перехода на личности, потому что это как раз демонстрирует вашу нетерпимость. Не провоцируйте человека к ссоре, высказывая оскорбления: «Вы глупы, если так думаете!»

Постарайтесь узнать больше, чтобы понять чужую точку зрения. Попросите рассказать подробнее и объясните, что хотели бы понять, как другой человек пришел к такому мнению.

4.Реагируйте спокойно на агрессию в свой адрес, потому что на агрессию люди склонны отвечать агрессией. Крики и оскорбления могут значительно обострить ситуацию и трансформировать ее в конфликт.

С вашими оппонентами лучше всего подходит тактика поиска точек соприкосновения даже если на первый взгляд это кажется невозможным, потому что человек вас, например раздражает и вы испытываете к нему неприязнь. В подобной ситуации важно не делать поспешных выводов и поискать возможность увидеть хотя бы минимальные признаки общих черт между вашими взглядами и мнениями.

Возможно, вам обоим нравится одна и та же музыка или вы любите одни и те же фильмы или книги.

Как правило, точки соприкосновения можно найти всегда и это очень способствует лучшему пониманию друг друга.

Важно также обращать внимание на реакции вашего тела, вашу мимику и жесты, потому что язык тела всегда правдив и всегда выдает ваши настоящие чувства.

Ничто не достигается без усилий и толерантность в том числе. Бывает иногда трудно понять людей другой культуры и уже совсем невозможно понять их точку зрения и мнения.

Но именно разнообразие делает мир таким интересным и богатым.

Проявление лояльности и уважения к мнениям других людей не означает, что Вы не принципиальны в своих взглядах и разделяете ценности другого.

Толерантность — это о том, что вы уважаете другого человека, считаетесь с его чувствами и мнениями, несмотря на то что не разделяете их.

Таким образом, толерантность создает общество,в котором люди могут чувствовать себя ценными и уважаемыми, и в котором есть место для каждого человека, его идей, мыслей и мечтаний. Даже, когда люди  расходятся во мнении, они, выражая свои мысли в уважительной манере и избегая оскорблений и провокаций вполне могут понять друг друга. Иначе это может  приводить к конфликтам, стрессам и расслоению внутри самого общества.

В ситуации, когда возникает страх или презрение к другим, появляется дискриминация и нетерпимость. Это и называют обычно отсутствием толерантности.

Толерантность во взаимоотношении между людьми обычно должна проявляться с обоих партнеров по общению, чтобы быть эффективной. Совершенно очевидно ,что люди общающиеся друг с другом отличаются друг от друга и эти отличия часть нашей жизни. Наши личности по сути уникальны, мы имеем разные взгляды и разное финансовое положение, разные хобби , разная внешность, характер и вкусовые предпочтения.

Но несмотря на эти различия между людьми много того, что их объединяет, например общество, в котором мы все живем.

Очень часто на уровне подсознания и не только нас привлекают люди похожие чем-то на нас. Это может быть стиль одежды или прическа или поведение или какие-то внешние данные. И наоборот с теми, кто от нас сильно отличается мы обычно держимся на дистанции.

Так запрограммирован наш мозг, и мы можем распознать по внешности и другим признакам на уровне сознания и подсознания. И если какой-то человек не похож на нас, то мы склонны воспринимать его как чужого и наши предубеждения начинают преобладать над нашим здравым смыслом.

В такие моменты нам свойственно проявлять к «непохожему» на нас человеку агрессию и неуважение.

Толерантность, означающая терпимость к другому человеку, его внешности и к тому, как он мыслит и к тому какой выбор он делает и дает ему возможность быть уникальным и выражать свои мысли и желания.

Он также спокойно и без раздражения относится к вам и к тому, что вы выражаете не критикует и не осуждает вас за ваш выбор.

Таким образом получается, что проявлять толерантность — это означает допускать то, что уже есть и принять это как данность, не вмешиваясь в выбор другого человека касательно его религии, веры или личной жизни.

Напротив, быть нетолерантным означает проявлять свой гнев и раздражение, негодование и неприемлемость к тому, с чем Вы не согласны и более того вредить, и создавать проблемы объекту вашего недовольства.

Если толерантность предполагает уважение и понимание того, что жизни других людей могут отличаться от нашей собственной также как и внешность, мнения, черты характера и убеждения, то неодобрение и отрицание, проявление дискриминации, например по национальности, полу и мировоззренческим взглядам может привести к межличностным конфликтам и порождать ненависть и недоверие.

Недоверие способствует тому, что люди отдаляются друг от друга. Толерантность в противовес недоверию позволяет людям вместе работать над общими проектами жить во взаимопонимании, что способствует миру и сотрудничеству, творчеству и процветанию.

Тогда, как дискриминация не способна сохранить мир и практически всегда приводит к острым конфликтам и нестабильности.

Саида Арифханова, Ph.D,МА международной журналистики, MS социологии

Используемая литература:

1.Григоренко А.Ю., Религия и толерантность. Специфика религиозной толерантности, Электронный журнал РОНО, №23 мая,2014

2.Г.У.Солдатова, Т.А.Нестик, Л.А.Шайгерова, Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии, Национальный психологический журнал №2(6)2011

  1. Что такое толерантность и как ее развить | Блог 4brain, https://4brain.ru/blog/chto-takoe-tolerantnost-i-kak-ee-razvit/

4.Лотман Ю.Технический прогресс, как культурологическая проблема., Зеркало. Семиотика зеркальности: Труды по знаковым системам XXII.Тарту,1988. с.97-116

4.Тренинг толерантности (для студентов специальности «Психология» очной и заочной формы обучения) Учебное пособие по изучению курса, составители Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е.Хухлаев, Л.А.Шайгерова

5. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, Бразилия, 3–14 июня 1992 года, https://www.un.org/ru/conferences/environment/rio1992

[1] Лотман Ю.Технический прогресс, как культурологическая проблема., Зеркало.Семиотика зеркальности: Труды по знаковым системам XXII.Тарту,1988. с.97-116

[2] Конференция ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, Бразилия, 3–14 июня 1992 года, https://www.un.org/ru/conferences/environment/rio1992

[3] Г.У.Солдатова,Т.А.Нестик,Л.А.Шайгерова,Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии, Национальный психологический журнал №2(6)2011

[4] Тренинг толерантности (для студентов специальности «Психология» очной и заочной формы обучния)Учебное пособие по изучению курса, составители Г.У.Солдатова,О.А.Кравцова,О.Е.Хухлаев,Л.А.Шайгерова

[5] Г.У.Солдатова,Т.А.Нестик,Л.А.Шайгерова,Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии, Национальный психологический журнал №2(6)2011

[6] Тренинг толерантности(для студентов специальности «Психология» очной и заочной формы обучния)Учебное пособие по изучению курса, составители Г.У.Солдатова,О.А.Кравцова,О.Е.Хухлаев,Л.А.Шайгерова

[7] Тренинг толерантности(для студентов специальности «Психология» очной и заочной формы обучния)Учебное пособие по изучению курса, составители Г.У.Солдатова,О.А.Кравцова,О.Е.Хухлаев,Л.А.Шайгерова

[8] IDEM

[9] Тренинг толерантности(для студентов специальности «Психология» очной и заочной формы обучния)Учебное пособие по изучению курса, составители Г.У.Солдатова,О.А.Кравцова,О.Е.Хухлаев,Л.А.Шайгерова

[10] IDEM

[11] IDEM

[12] Тренинг толерантности(для студентов специальности «Психология» очной и заочной формы обучения)Учебное пособие по изучению курса, составители Г.У.Солдатова,О.А.Кравцова,О.Е.Хухлаев,Л.А.Шайгерова

[13] IDEM

[14] Тренинг толерантности(для студентов специальности «Психология» очной и заочной формы обучения)Учебное пособие по изучению курса, составители Г.У.Солдатова,О.А.Кравцова,О.Е.Хухлаев,Л.А.Шайгерова

[15] IDEM

[16] Григоренко А.Ю.,Религия и толерантность.Специфика религиозной толерантности,Электронный журнал РОНО,№23 мая,2014

[17] Григоренко А.Ю.,Религия и толерантность.Специфика религиозной толерантности,Электронный журнал РОНО,№23 мая,2014

[18] IDEM

[19] Григоренко А.Ю.,Религия и толерантность. Специфика религиозной толерантности,Электронный журнал РОНО,№23 мая,2014