В сегодняшнем мире, разрываемым противоречиями, военными действиями, межэтническими, межнациональными и межконфессиональными конфликтами, не так уж много стран, где об этом узнают лишь из средств массовой информации. Узбекистан смело можно назвать страной, в которой благодаря стечению различных факторов — межнациональная и межконфессиональная стабильность.
Центральная Азия в современном понимании геополитического противостояния различных центров силы – России, Китая, США, Евросоюза, является регионом, который явно влияет на борьбу за сферы влияния таких центров силы.
Все, что мы наблюдаем в последние годы из мировых СМИ – это резко возросший интерес к Центральной Азии, который выражается в высоком уровне политической, дипломатической и экономической активности, как с лидерами региона, правительствами, так и с институтами гражданского общества.
Центральная Азия – динамично развивающийся регион, обладающий огромными запасами полезных ископаемых, человеческими ресурсами. Стабильность в регионе, экономический рост создают поле для возможностей создания крупных трансграничных проектов. Примером могут служить — «Один пояс, один путь», транснациональные газопроводы и многое другое.
Конечно, международные банки, инвестиционный фонды, иные финансовые институты трезво оценивают внутриполитическую жизнь в странах Центральной Азии, и именно, потому что в странах региона высокий уровень внутренней стабильности, такие многомиллиардные проекты имеют будущее.
Однако, вернемся к факторам, межнациональной и межконфессиональной стабильности в Узбекистане.
Почему упомянут именно Узбекистан? Страна после 2016 года явно преобразилась и становится экономическим лидером и драйвером добрососедства в регионе.
Политологи, интересующиеся регионом Центральной Азии, объясняют рост добрососедства — выбором народа Узбекистана президента страны Мириёева Ш.М. Все свои первые визиты за рубеж после избрания на пост Главы государства Мириёева Ш.М. совершил именно в соседние страны, создав все условия для решения межгосударственных проблем, найдя в кратчайшие сроки ответы на множество вопросов, которые копились годами в Центральной Азии.
Да и внутри Узбекистана, взятый курс на демократические реформы и либерализацию в политической жизни страны, её экономике, коренным образом изменили жизнь людей.
Такие изменения привлекают внимание потенциальных зарубежных инвесторов, готовых играть в Узбекистане в долгую, вкладывая финансовые ресурсы, не только в быстро окупаемые предприятия, но и в инфраструктурные проекты, которые требуют определенной смелости при принятии таких решений.
Для аналитиков и экспертов, которые подтверждают политическую стабильность внутри Узбекистана, важными аргументами являются межнациональная и межконфессиональная стабильность.
Остановимся лишь на двух факторах, которые объективно доказывают такую стабильность.
Первый фактор.
Тот, кто хоть однажды побывал в Узбекистане, делясь своими впечатлениями, первое, что упоминает – гостеприимство узбекского народа. И это истина, которая всеми признается безоговорочно. И не имеет значение, кто гость в стране, какой он национальности или вероисповедания. Отношение доброты, теплоты чувствуют все без исключения гости Узбекистана.
Необходимо констатировать, что узбекский народ является образцом толерантности. И это было доказано неоднократно и на протяжении многих веков. На землях Узбекистана находили прибежище, изгнанные из других стран буддисты, иудеи, христиане. Здесь их спасали, давали возможность жить, работать, кормить свои семьи. Примеров такого спасения огромное множество и нет возможности перечислять в одной статье.
Да и в ХХ веке узбекский народ доказал всему миру свое гостеприимство. Хотя в данном примере, сказать гостеприимство – слишком мало.
Когда во время второй мировой войны беженцы из оккупированных земель огромной страны оказались в Узбекистане, а их были сотни тысяч, то всех встретили, накормили, делясь последним куском лепешки (не будем забывать, что время было тяжелое и все сельское хозяйство работало на нужды фронта), разместили, потеснившись в собственных домах, помогли устроиться на работу и в конце концов выжить. История свидетельствует, что эшелоны с беженцами прибывали в Узбекистан почти ежедневно на протяжении многих месяцев. В то самое сложное время для Узбекистана, когда весь народ работал для фронта, а большинство мужчин воевали с врагом, узбекский народ доказал свою преданность древним традициям гостеприимства и толерантности.
Интересно, что спасение многих тысяч беженцев назвали подвигом узбекского народа, а вот сами узбеки считали — все что сделали для беженцев не подвигом, а самым обычным делом, которое в крови народа. Удивительно, но факт.
Второй фактор.
Сразу после приобретения независимости правительство во главе с первым президентом страны Каримовым И.А. приняло основополагающие документы, которые уравнивали в правах всех граждан, проживающих в стране, в независимости от их национальности или вероисповедования.
Конституция Узбекистан зафиксировал все права своих граждан, основываясь на международном праве и древних традициях узбекского народа.
И если в других странах, также обретших независимость в тоже время, гражданство получали жители стран избирательно, например после экзаменов на знание местного языка. Конечно, что в таких условиях, оказавшиеся на территории новых государств тысячи жителей перестали идентифицировать себя с новой родиной.
В Узбекистане все было по-другому. Национальные паспорта получили все граждане без какого либо, исключения. Хотя в стране государственным языком является узбекский, но никто не ограничивает граждан говорить на русском языке, обращаться на этом языке в государственные учреждения. Вот уже более 30 лет независимости, никому в голову не приходи закрывать русские классы в школах, или русские группы в университетах страны. Русский язык, можно назвать языком межнационального общения. А ведь национальной в Узбекистане сегодня проживает более 100.
И для всех национальностей государство создало одинаковы условия для развития национальных традиций, культуры, искусства.
Более 150 национальных культурных центров, расположились по всей стране. Активная деятельность таких центров, совместное участие в национальных праздниках, знакомство с многогранными культурными особенностями народов Узбекистана – доказательство верно выбранного курса государства, направленного на безоговорочное исполнения положений Конституции страны.
Более того, права национальных культурных центров не только закреплены законодательными актами, но правительство оказывает им всяческую поддержку, включая финансовую. Есть ли смысл проводить параллели с другими странами? Думаю, читатель сам все прекрасно понимает.
Также спокойно в Узбекистане действуют различные религиозные общины. В городах страны действуют церкви различных христианских конфессий, буддийские храмы, синагоги, храм Бахаи.
Кстати, в Узбекистане зарегистрированы 16 различных религиозных конфессий, храмы которых расположены во многих городах страны.
Конечно, не все так уж и благополучно. На протяжении всех лет независимости находятся определенный силы, которые стараются раскачать лодку стабильности в межнациональных и межконфессиональных отношениях.
Попытки внести раскол в обществе по принципу национального разделения или религиозного конфликта пресекаются государством на самом корню. А таких попыток за последние тридцать, с небольшим, лет было не мало. Вначале это были аудио и видео кассеты, книги, листовки, основанные на деструктивной идеологии, призывами к межнациональным и конфессиональным конфликтам. Такие носители незаконно ввозили на территорию Узбекистана в большом количестве. Позже, с развитием интернета, социальных сетей лидеры международных террористических и религиозно-экстремистских организаций пытаются разжечь межнациональный или межрелигиозный конфликт. Но их попытки безуспешны, потому что узбекскому народу такие конфликты не свойственны. Да и противодействие со стороны правоохранительных органов достаточно эффективно.
Еще в первый период независимости в Узбекистане возникли партии, которые провозглашали некоторые народы – империалистами, от которых необходимо избавиться. Взятый ими курс на национализм, не нашел отклика у узбекского народа. Где теперь эти партии? Где их активисты? Не вписались они в жизнь обретенного независимость Узбекистана, оказались за рубежом, назвав себя оппозицией.
Интересно, что после избрания президентом Мирзиёев Ш.М., взяв курс на демократизацию общества, пригласил оппозиционеров на родину. Он, как Президент страны, дал гарантии безопасности, всем, кто покинул ранее родину из-за несогласия с политикой властей Узбекистана. По мнению Президента, все желающие могут присоединиться к реализации проектов реформирования в стране и внести свой вклад в столь благородное дело. Правда, такое решение касалось лишь тех, кто не совершил уголовных преступлений на территории Узбекистана. Действительно часть из оппозиционеров вернулась в страну и трудится на ее развитие. Ну а те, кто остался в иных странах, не вписавшись в местное общество, социальную жизнь, продолжают демонстрировать свое несогласие с реформами, которые меняют жизнь в Узбекистане.
Иногда пару десятков таких оппозиционеров пытаются заявить о себя различными публичными актами, демонстрациями. Но эффекта от такой активности – пшик.
Конечно, Узбекистан молодая страна, чуть более 30 лет своей независимости и реформы не всегда идут быстро и эффективно. Правительство совершает тактические ошибки, исправляет их.
Но ведь важен тренд. А именно тренд на дальнейшую демократизацию, либерализацию, экономическое развитие – высоко оценены многими политиками, включая лидеров ведущих государств мира. В этом многократно убедился наш Президент на встречах с лидерами России, Китая, США, Германии, Франции, Турции, соседних государств. Все это вселяет надежду у всех граждан страны, проживающих в Узбекистане, на правильность избранного курса преобразований, поддержку такого курса мирового сообщества, при котором межнациональное и межрелигиозное согласие – важные факторы стабильности общества и государства.
Виктор Михайлов, директор ННО «Центр изучения региональных угроз»