В Бейруте при огромном стечении народа прошли похороны бойцов «Хезболлы», погибших во время первых серьёзных стычек на ливано-израильской границе, а пресс-секретарь армии Израиля анонсирует открытие нового фронта. Угрожая не сколько военизированным подразделениям шиитской ополчения, а самому Ливану. Намекая лишить страну «того, что осталось от процветания и суверенитета». Это на разгромленный Бейрут, наверное, толстый намёк. Выбомбленный и расстрелянный в 1982-ом. Отличный ход, только за 40 лет в Ливане многое изменилось, если не всё…
Шииты Ливана
По просьбам, так сказать. В манере канала копнуть глубже и ширше, нежели расскажут поверхностно подающие информацию массовые утюги-ретрансляторы. Поговорим о неизвестной многим «Хезболле» (Партия Аллаха), являющейся «шиитским движением», «самым крупным в мире негосударственным военизированным формированием», «организацией исламского сопротивления сионизму и американскому империализму».
Начнем с территориально-религиозного базиса, на котором Партия Аллаха построена. Помимо шиитов-персов, второй по значимости общиной этого течения ислама считается ливанская. Ведёт свою документальную историю от Абу Дарра, сподвижника Пророка, первым провозгласившим на место «наследника и праведного Халифа» Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата и зятя самого Мухаммеда. Сей исторический персонаж переехал из Медины в Дамаск, во время религиозных жарких споров (расколовших ислам на суннитов и шиитов) был подвергнут гонениям и долго скитался по землям Большой Сирии (Биляд аш-Шам). Настолько преуспел в проповедях, что оставил после себя тысячи последователей, которые к Х веку привели к власти шиитскую династию Хамданидов в Алеппо. А когда Сирия вошла в состав Империи Фатимидов, до подавляющее число населения Биляд аш-Шам … оказались шиитами, если верить раздражённым путешественникам-суннитам.
С появлением в регионе Большой Сирии османов, религиозный, имущественный и административный террор против шиитов носил системный характер, последователей Али ибн Абу Талиба открыто считали людьми второго сорта, более опасными, нежели гяуры-христиане. Отправление культа было строго регламентировано, многие шиитские праздники почитания своих святых проповедников – запрещены. Шииты не допускались к воинской службе, на любые государственные должности, а во время турецко-персидских войн во времена династии Сефевидов (16-17 вв.) были эпизоды откровенного геноцида и массовых гонений, сопровождавшихся казнями священнослужителей. Большая Сирия стала суннитской территорией, а шииты (кто не сбежал в Персию) разместились в местах компактного проживания, в Джабаль Амиле (Южный Ливан) и долине Бекаа.
После Первой мировой войны Большой Ливан из османской провинции-колонии становится подмандатной французской территорией, «паулю» тщательно проводят перепись и отмечают в отчётах: ливанцы-шииты (17% населения) считаются здесь самой угнетаемой и презренной кастой, им даже запрещено заниматься торговлей между общинами (основной род занятий здешних христиан-маронитов и суннитского купеческого сословия).
Единственное разрешённое занятие – батрачить за гроши в аграрном секторе. Процент неграмотных в среде шиитов был почти абсолютным, но религиозная общность поддерживалась сверхбогатыми семьями феодалов-шиитов, числом с полдюжины. Эти крупные землевладельцы прекрасно ладили с османами, через курдов наладили сношения и выгодные гешефты с Персией.
Статус-кво сохранялся до 1943-го года, дела с колониальными властями вели пять-семь шиитских влиятельных семей, а простой люд оставался в прежнем полурабском положении. После заключения Национального Пакта Ливана, по которому президент всегда является христианином-маронитом, премьер-министр – суннитом-мусульманином, а спикер Национального Собрания – мусульманином-шиитом … ничего не изменилось. Даже после обретения Ливаном независимости в 1946-ом крестьяне-шииты, живущие в Южном Ливане (Джабаль-Амиль) оставались париями, их регион был самым нищим и депрессивным на всём Ближнем Востоке. Там даже паспортов не выдавали.
Само собой, в такой средневековой среде стали набирать обороты национально-освободительные и коммунистические движения, не без помощи эмиссаров из Советского Союза появляется мощная Коммунистическая партия Ливана. Бойкая, агрессивная, чуждая интернационализму классовому и уж тем более – религиозному, атеистами и богоборцами шииты становиться категорически не желали. Джабаль-Амиль стал анклавом, собственными силами здешние общины наладили сносную социально-экономическую жизнь, но всё опять улетело в тартарары в начале 1960-х, когда Организация Освобождения Палестины стала массово создавать в Южном Ливане свои военные лагеря. Оттуда совершая вылазки на Израиль.
Ответ не заставил себя ждать, Тель-Авив начал с завидной регулярностью бомбить и обстреливать Южный Ливан, под ракетами и бомбами гибли сотни шиитов, приютивших в своих общинах палестинцев. А боевики Ясира Арафата, особенно после изгнания из Иордании – вообще слетели с катушек, посчитав Джабаль-Амиль своей землёй. Рэкет, вымогательство, самозахваты угодий, шантаж, похищения состоятельных ливанцев, религиозная нетерпимость и презрение – времена Османской Империи вновь вернулись.
Раскол между социальными группами нарастал, богатые шиитские семьи по-прежнему откупались от мародёров, а простой люд начал бежать из Южного Ливана, найдя приют в Бейруте, где всегда существовал небольшой ремесленный квартал Дахие единоверцев. Эти никому не нужные окраины и трущобы буквально за десять лет стали огромным и хаотично застроенным районом, настроения здесь царили радикальные и коммунистические, а с появлением легендарного имама Мусы ас-Садра (1928-1978 гг.) стихийное шиитское освободительное движение обрело форму и цели.
Перс арабского происхождения Муса ас-Садр получил блестящее теологическое образование в городе Куме, происходил из почти священного в шиитском духовенстве семейства Садров, давших миру ислама немало аятолл и выдающихся религиозных лидеров. В 1958 году этот молодой имам из Ирана прибывает в Южный Ливан, через пять лет получает ливанское гражданство и законными методами добивается через Национальное Собрание создания Высшего шиитского Совета, объединившего общину Джабаль-Амиля и Бейрута. А в 1974-ом кумир беднейших слоев шиитского общества создаёт организацию «Харакат аль-махрумин» («Движение Обездоленных») и начинает социальную борьбу за религиозные и социальные права единоверцев.
Тонкий политик и прекрасный богослов, Муса ас-Садр наладил прекрасные отношения с христианским епископатом Ливана. А его совместные проповеди с маронитскими и православными священниками в древнем монастыре Дейр аль-Мухлис Южного Ливана и церкви Мар-Марун на севере страны стали мировой религиозной и межконфессиональной сенсацией, производили мощнейшее впечатление на христианские общины Ближнего Востока и Африки. Единственное, от чего не мог избавиться призывающий к этническому и конфессиональному миру имам Садр – от ненависти к Организации Освобождения Палестины Арафата, устроившей кровавый хаос в Ливане.
Когда в стране вспыхнула гражданская война (апрель 1975-го), Муса ас-Садр сначала призывал стороны к мирному диалогу, даже месячную голодовку объявил, едва не добившись тем самым встречи лидеров противоборствующих сторон (насколько авторитет был высок!). Но тут случилась трагедия, христиане из фалангистской партии Ливана устроили резню мусульманского населения, погибло более 30 тысяч человек, преимущественно шиитов.
Имам заканчивает с «мирными увещеваниями», приезжает в долину Бекаа и ребром ставит вопрос о создании народного ополчения «Амаль» («Действие» и одновременно аббревиатура, «Афвадж аль-мукаввама аль-любнанийа» — «Ливанские батальоны сопротивления») под единым руководством Высшего шиитского Совета. Разрозненные отряды самообороны сплачиваются, очень скоро становятся серьёзной военной силой, а в августе 1978-го Муса Садр бесследно исчезает в Ливии, приехав туда по приглашению полковника Каддафи. По результатам расследования 2009-го года иранцев – имама устранили местные спецслужбами по просьбе лидера ООП Ясира Арафата.
А потом шииты Ливана получили мощную эмоциональную поддержку, в Иране случилась исламская революция, аятолла Хомейни пришёл к власти на волне народного социального протеста и национального самосознания, персы не хотели больше считать себя париями мусульманского мира, тем более на побегушках у шайтанов-американцев. Так, начиная с 1979-го года у шиитов Ливана появляется внешний покровитель. А решающим объединительным фактором стала акция Израиля по оккупации Южного Ливана (операция «Литани»). Умеренные шииты сначала рукоплескали ЦАХАЛю, громивших махновщину ООП, но после террора против всех без разбора, варварских неизбирательных обстрелов – настроения быстро сменились.
На этой волне к власти в движении «Амаль» приходит почти настоящий американец ливанского происхождения, преуспевающий юрисконсульт компании «General Motors» Набих Берри. В 1980-ом он приезжает в Ливан, снимает великолепный костюм и становится небывало жёстким исламистским политиком, сразу завоевав доверие лидеров народного ополчения. Наладив прекрасные отношения с Тегераном и Дамаском, Берри выступает за реформирование системы государственного управления, требует отменить Национальный Пакт-1943 и перейти к прямым выборам президента и Национального Собрания без конфессиональных квот.
Шииты тогда уже стали составлять чуть меньше трети населения страны, были куда лучше христиан и суннитов организованы и сплочены. Проблему составляла разве что появившаяся в кварталах Бейрута «Хезболла», предлагавшая проблему «национального единства» решить радикально. Движение «Амаль» входит в про-сирийскую коалицию левых партий, заключает мир с маронитскими лидерами, концентрирует свое внимание на борьбе с палестинцами Арафата в Южном Ливане. В 1985-1987 гг. происходят кровавые столкновения между ООП и «Амалем», потом в Бейруте происходят яростные стычки с «Хезболлой», в войну всех против всех вмешиваются сирийцы, вводя свои войска и пытаясь растащить по четырём углам ринга дерущихся.
Феномен «Хезболлы»
В тех стычках на улицах Западного Бейрута победили радикалы, движение «Амаль» раскололось, многие шииты отвернулись от «американца Берри», спутавшегося с местными олигархами и старающегося играть в большую политику. Тегеран тоже перестал поддерживать «Ливанские батальоны сопротивления» финансами, когда случилось несколько скандалов с неразборчивостью их лидера в связях с евреями американского происхождения и турками. Аятоллы и шиитские проповедники буквально за несколько лет смогли объяснить: Набих Берри является «чужаком», далёк от ислама, рвётся путём компромиссов и нечистоплотных «договорняков» к власти.
Чистая правда, гибкий позвоночник лидера «Амаля» позволил ему занять пост спикера парламента по конфессиональной квоте в 1991-ом, вместо прежних яростных призывов разорвать Национальный Пакт – он становится его самым горячим сторонником. А действующие из самых низов шиитской бедноты активисты «Хезболлы» вскоре стали «культурной сенсацией» Ливана, полностью перекроив карту шиитских (и части суннитских) предпочтений населения.
Началось восхождение этой могущественной организации в начале 1970-х, идейным вдохновителем «Партии Аллаха» считается знаменитый благотворитель и правозащитник Мухаммад Хусейн Фадлалла, авторитетный шиитский «марджа» (высшее духовное лицо в круге шиитов-муджтахидов, главный религиозный авторитет в вопросах права и богословия, обладающий правом выносить правовые решения и требовать их неукоснительного исполнения всей общиной). Будучи выше статусом, нежели имам Муса ас-Сандр – в политику старался не вмешиваться, с момента своего прибытия из Ирака в 1952-м марджа Фадлалла занимается только благотворительностью и богословием: строит мечети и детские дома, школы для инвалидов, медицинские центры, центры социальной адаптации слепых и глухих.
Но когда в Ливии таинственно пропадает лидер «Амаля», именно этот авторитетный в Иране и Ливане религиозный правовед начинает готовить почву для «джихада против Израиля». Во-первых, ярко и убедительно полемизирует с аятоллой Хомейни на страницах религиозных изданий Ближнего Востока, критикуя последнего за попытку создать нежизнеспособное государственное образование во главе с религиозным правителем-факихом. Во-вторых, после исчезновения Мусы ас-Садра перехватывает духовное управление «Амалем» и стыдит его лидеров за «светский характер» организации, увлечении политикой и пренебрежением нуждами народа.
В-третьих, Мухаммад Хусейн Фадлалла тщательно перебирает всех более-менее известных шиитов Ливана и отбирает для «джихада» энергичных и фанатичных Аббаса аль-Мусауи, Хасана Насраллу, Субхи Туфейли, Имада Мугния, Ибрахима Амина ас-Сейида и многих других, предложив им переучредить «Батальоны Сопротивления» в настоящую военизированную, строго иерархическую структуру религиозного толка. Решение принимается в Тегеране 1982-го на Конференции Угнетённых в присутствии аятоллы Хомейни, так появляется «Партия Аллаха» или «Хезболла».
1985-й год, Мухаммад Хусейн Фадлалла пишет знаменитое Открытое Письмо, где подробно раскрывает политические цели новой организации: через «исламский порядок» установление высшей Справедливости. Под «высшей Справедливостью» понимается не «исламская демократия» по образу иранского коллегиального Совета Аятолл, а полноценная социальная система. Где главенствует только Коран и шиитские религиозные законы. Каждый член нового общества должен стать примером праведной жизни и если нужно – мучеником. Последнее очень понравилось радикалам-шиитам, гражданская война в Ливане окончательно расставила фигуры на шахматной доске.
Даже самые недалёкие крестьяне Южного Ливана к тому времени сообразили: долгая власть суннитов, засилье христиан-маронитов и собственной аристократии потомственных феодалов, мародёры ООП Арафата и фашиствующие на оккупированных территориях евреи – это не жизнь, пора менять ситуацию в корне, создать другие правила существования в историческом Джабаль Амиле и долине Бекаа. «Хезболла» предложила простую и понятную шкалу приоритетов борьбы: сначала освобождаем свои земли от «абсолютного Зла» (Израиля), затем спасаем мусульманские святыни и единоверцев от «сионистского клеврета американского империализма».
Как вести с себя с прочими политическими силами Ливана и Ближнего Востока? По ситуации. Если готовы бороться плечом к плечу с Израилем и США – милости просим в попутчики, о союзе поговорим после победы. Главное – соблюдение законов высшей исламской Справедливости. Так «Хезболла» буквально ворвалась политическую жизнь огромного региона, обездвижила и обескровила светский «Амаль», приобрела массу сторонников в суннитском мире исламского радикализма, стоящего на фундаменте уничтожения государства Израиль, изгнания американцев с Ближнего Востока.
Как бы стоящий в стороне духовный лидер Мухаммад Хусейн Фадлалла придавал огромный вес «Партии Аллаха», поскольку в шиитской табели о рангах считался почти равнозначной фигурой аятолле Хомейни. Его концепция создания в Ливане «государства в государстве» получила не просто голословные рассуждения, а конкретные руководства к действию.
«Хезболла» отказывалась вступать в политические союзы и около-правительственные консультации, если не соблюдаются права беднейших мусульманских социальных слоёв. Второе: организация считается самодостаточной и полностью самостоятельной, все распоряжения Бейрута проходят фильтр «исламской справедливости», после решения религиозных лидеров принимаются к исполнению или отвергаются.
«Партия Аллаха» готова защищать места компактного проживания своих сторонников с оружием в руках, для этого создаются бригады Исламского Сопротивления, гражданскую жизнь налаживают структуры «Организации Строительного Джихада», занятые электрификацией, строительством и обеспечением питьевой водой. Социальные проблемы бедняков, инвалидов, недееспособных, семей мучеников-шахидов решают специальные Фонды, существующие только на частные пожертвования единоверцев.
Огромной популярностью «Хезболла» начала пользоваться, когда создала целую сеть поликлиник и больниц, где с взрослых взимали за лечение и обслуживание символическую плату. Да, были проблемы с узкими специалистами и номенклатурой лекарственных препаратов, но даже такое достижение ливанцы всех этносов и конфессий считают едва ли не коммунизмом, медицинская сеть «Партии Аллаха» пользуется огромной популярностью. Как и система почти бесплатного образования, где помимо религиозных учебных заведений – существует светские школы, техникумы, училища культуры, институты и университеты. Расходы «Хезболлы» в этой сфере в три-четыре раза превышают бюджетные всего Ливана.
Немалые средства «Хезболла» тратит на идеологию, её распространение. Есть целая сеть музеев, где на высшем техническом уровне работают интерактивные и вещественные экспозиции о создании Организации, деоккупации Южного Ливана, победоносной войне 2006-го года. В сознание ближневосточного общества (посредством довольно солидных по тиражам и охвату аудитории СМИ) активно внедряются преимущества социального устройства «государства справедливого ислама», которое не имеет никаких других целей, кроме как сбросить евреев в море в кампании янки.
Знаете … работает, причём очень хорошо. Ранее яростно обличаемая «ливанская буржуазия» и «феодальная верхушка землевладельцев» начала активно поддерживать социальные и культурные инициативы «Хезболлы» (например, грандиозный международный проект Ливанской ассоциации искусств), старательно дистанцируясь от военного крыла организации.
Десятки миллионы долларов внутренних пожертвований уже десять лет как перекрывают субсидии Ирана на развитие социальной и гражданской инфраструктуры Южного Ливана и Западного Бейрута. Что говорит о достижении главной цели Мухаммада Хусейна Фадлалла, сказавшего ещё в далёком 1985-ом: «Партия Аллаха» одной рукой обязана воевать с Израилем, а другой – строить государство мирного и образованного исламского общества, только так можно добиться безоговорочной поддержки Ближнего Востока и свободного мира». Угадал мудрец, из всех признанных «радикальными» исламистских движений арабского мира – «Хезболла» в опросах общественного мнения таковой не считается.
В том и состоит «культурный феномен» организации, с которым не способны справиться лучшие пропагандисты Израиля и его международных сторонников в регионе. А что до звания «террористической» … да, есть грешок, шииты проводили громкие теракты, у военного крыла «Исламского Сопротивления» руки в крови невинных жертв. Куда менее, кстати, чем у других в здешнем котле многовековой резни. О военном потенциале «Хезболлы» поговорим в другой раз, если случай представится. И ЦАХАЛ решится на безумную авантюру «перевоевать» позорную для себя войну 2006-го года, когда «Хезболла» успешно провела классическое оборонительное сражение и милостиво позволила евреям убраться подобру-поздорову, не имея реальной возможности вести наступательные действия.
За это время многое изменилось. Как в самой военной организации «Партии Аллаха», так и в Армии Ливана, фактически взятой «Хезболлой» под опосредованный контроль. Грозить тридцать лет мобилизованной стране со стороны Тель-Авива – не лучшее решение, здешние шииты и поддерживающие их про-сирийские сунниты клятву своего духовного лидера Фадлалла об освобождении мечети Аль-Аксы может не исполнят, но кровушкой умоют любого, кто посмеет в сплошные укрепрайоны Южного Ливана войти. И ракет у них на порядки больше, нежели у ХАМАСа. Доведёт язык евреев … как бы не до сегодняшнего Киева, никакие янки не спасут.