Домой Лента новостей Исламский экстремизм в Центральной Азии: угроза либеральному прогрессу

Исламский экстремизм в Центральной Азии: угроза либеральному прогрессу

Афганистан заслужил свою репутацию «кладбища империй» из-за значительных потерь, понесенных иностранными державами в их усилиях по достижению военного успеха в стране. Эта проблема была очевидна на примере Британской империи, Советского Союза и, совсем недавно, Соединенных Штатов. Постоянный и децентрализованный характер племенного восстания в стране сделал достижение окончательной победы трудной задачей. Кроме того, приверженность группировок, укрывающихся Талибаном, таких как Аль-Каида, экстремистской религиозной идеологии, привела к распространению терроризма по всему миру, в том числе в результате терактов 11 сентября, а также других смертоносных актов насилия в различных частях мира. Хотя Соединенные Штаты, возможно, сыграли конструктивную роль в модернизации Афганистана, установление демократии и западных ценностей в стране оказалось непреодолимой проблемой, даже несмотря на более чем 100 миллиардов долларов иностранной помощи. В связи с усилением напряженности между исламским и западным населением в Леванте после смертоносного нападения ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года, угроза со стороны базирующихся в Афганистане экстремистов, перенаправляющих свое внимание на Запад, усилилась.

Часто упускают из виду тот факт, что салафиты-джихадисты и другие радикальные группировки также представляют собой проблему для развивающихся демократий в Центральной Азии, поскольку эти светские республики с мусульманским большинством рассматриваются как территории для распространения своего недемократического и потенциально насильственного влияния. В этом контексте политика, которая может даже непреднамеренно способствовать развитию нелиберальных религиозных движений, угрожает светской идентичности региона и безопасности его народов. 

Нам следует оценить уникальную позицию Центральной Азии в отношении религиозных свобод, а также в отношении джихадистских угроз.

По большей части западные страны находятся в привилегированном положении, поскольку они способны противостоять широко распространенному влиянию исламских экстремистских движений внутри страны, главным образом, благодаря поколениям строительства демократических институтов, а также приличному географическому удалению от территорий, которые подпадали бы под панджихадистские устремления. . Учтите, что не существует очевидной угрозы того, что джихадисты полностью вытеснят западные демократические институты или создадут панисламистское государство, охватывающее части западных стран; большинство западных земель не относятся к территориям, которые некоторые из этих групп хотят завоевать для создания Исламского Халифата.

С другой стороны, во многих других местах, включая Центральную Азию, все еще существует риск неверного истолкования границы между защитой индивидуальных свобод и борьбой с религиозным экстремизмом. Здесь сосуществование экстремистских исламских идеологий и демократии остается несколько сомнительным. Исламский радикализм продолжает представлять серьезную проблему для развивающихся демократий региона, где светские республики пытаются сдерживать определенные враждебные идеологии. Группы боевиков, переходящие из Афганистана и проникающие в постсоветские страны, хотят распространить джихад в регионе и создать Исламский каганат, простирающийся от Египта до Китая. Панисламистские салафиты, такие как «Исламское государство-провинция Хорасан» (ИГХП) и «Аль-Каида», имеют четкую цель — свергнуть светские режимы Центральной Азии.

Более того, решимость салафитов-джихадистов и других группировок распространить свою нелиберальную и насильственную борьбу на Центральную Азию (в том числе из соседнего Афганистана) стала очевидной благодаря их растущему присутствию в школах и других сферах общественной жизни региона, пропагандируя порабощение женщин и нетерпимость. по отношению к другим сектам и религиям. В свою очередь, некоторые государства Центральной Азии применяют более строгий подход к религиозному прозелитизму и распространению экстремистской пропаганды.

Если рассматривать с этой точки зрения, те, кто, по-видимому, продвигает определенные религиозные движения, которые когда-то сам Запад считал опасными, могут показаться неискренними населению и правительствам центральноазиатских государств.

Возьмем, к примеру, случай Таблиги Джамаат. Недавний отчет , опубликованный Комиссией США по международной религиозной свободе (USCIRF), касающийся религиозной деятельности в Интернете в Казахстане, включает упоминания членов этого движения в Казахстане, которые столкнулись с юридическими последствиями за свою принадлежность. Здесь было бы полезно отметить, что Казахстан является светским национальным государством, конституция которого предоставляет всем религиозным объединениям равные права и возможности. Государство не дискриминирует религиозные меньшинства или новые движения, но запрещает религиозные политические партии. Как и во Франции (как и в большинстве стран Центральной Азии), религиозная одежда запрещена в государственных и образовательных учреждениях. Государственной религии нет, но умеренный ханафитский ислам широко принят в качестве традиционной веры. Тысячи религиозных объединений различных конфессий мирно сосуществуют, включая небольшие религиозные группы, такие как мормоны и кришнаиты, среди других. Определяющей чертой общества, по крайней мере до недавнего времени, была его широкая оппозиция политическому исламу: по состоянию на 2013 год в Казахстане был один из самых низких уровней поддержки законов шариата среди всех мусульманских стран – всего 10 процентов . 8 процентов. Мусульмане Казахстана предпочитают более либеральную интерпретацию религиозных учений в своей частной жизни.

Как и Талибан, Таблиги Джамаат следует движению Деобанди суннитского ислама. Западу знакома эта группа. Некоторые из четырнадцати подозреваемых, арестованных в Испании в январе 2008 года по обвинению в подготовке теракта в Барселоне, были связаны с Таблиги Джамаат. В статье Stratfor 2008 года, озаглавленной « Таблиги Джамаат: косвенная линия к терроризму », говорилось, что группа «много раз упоминалась в связи с террористическими заговорами, включая план 2006 года по взрыву авиалайнеров, следовавших из Лондона в Соединенные Штаты». В том же году американская неправительственная организация «Фонд мира» заявила следующее: «Хотя «Таблиги Джамаат» сама по себе не пропагандирует открыто насилие и не признается террористической группой ни одним западным правительством, она считается фундаменталистским движением, рожденным из той же исламской школы, которая позже породила Талибан. и [террористическая организация, базирующаяся в Кашмире] Харакат уль-Моджахеды». Он также назвал группу «секретным исламским фундаменталистским движением, присутствующим в более чем 100 странах и имеющим, по оценкам, 70 миллионов приверженцев», что «привлекло внимание чиновников по борьбе с терроризмом во всем мире».

Подводя итог и помещая все это в контекст, можно сказать, что позиция стран Центральной Азии в отношении религиозных свобод, похоже, находится на одном уровне с Францией и, до недавнего времени, Турцией (до изменений, внесенных нынешним происламистским правительством). Государственный секуляризм в Центральной Азии сильно отличается от того, что мы видим в большинстве западных стран, включая США, где государство занимает нейтральную позицию по отношению к религии и ограничивает подстрекательство организации к насилию, а не ее идеологию. В этом отношении государства Центральной Азии можно точнее сравнить с Францией (или современной Турцией до появления ПСР, как это представлял ее светский основатель Ататюрк) в том смысле, что их главная цель состоит в том, чтобы не дать какой-либо одной религии оказывать влияние на политику, государственные институты или общества, в том числе путем оспаривания светских конституций стран. Это не означает, что религиозное выражение или убеждения полностью подавлены в регионе ; В постсоветских обществах различные религии играли законную роль, контролируемую и защищаемую государством.

Джихадистские устремления уже давно представляют угрозу для Центральной Азии

Недавнее возвращение Талибана к власти в Афганистане еще больше усилило экстремистские идеологии и негативно сказалось на странах Центральной Азии, которые открыто поддержали кампанию США против Талибана . Как и во многих западных странах, включая Великобританию . В Бельгии и Бельгии боевики из Центральной Азии, вернувшиеся после участия в глобальных исламистских движениях, например, из Сирии, Ирака и Афганистана, вызывают законную обеспокоенность по поводу «спящих» ячеек на своей родине.

Государства Центральной Азии могут вспомнить обиды, вызванные религиозными экстремистами после обретения ими независимости от бывшего Советского Союза. Например, в 1990-х годах Узбекистан пережил несколько террористических атак, включая взрывы бомб в своей столице, ответственность за которые взяло на себя Исламское движение Узбекистана (ИДУ), а также покушение на тогдашнего президента Каримова в 1999 году. Опять же, в 1990-е годы экстремисты были частью кровавой гражданской войны в Таджикистане, и известно, что в состав «Исламского государства-Хорасан», взявшего на себя ответственность за убийство губернатора провинции Балх в Афганистане в 2023 году, входят высокопоставленные члены из Таджикистана . В начале 2000-х годов в Казахстане начал активную деятельность Союз исламского джихада (СИД), ответвление ИДУ, признанное Госдепартаментом США иностранной террористической организацией. После теракта террориста-смертника ИДД в 2011 году страна раскрыла многочисленные заговоры исламистского терроризма , что побудило страну принять более строгие законы для регулирования религиозных групп .

Террористические организации стремятся использовать недостатки правового, социального, институционального характера и безопасности, и обязанностью государства является блокирование любых потенциальных областей, открытых для такой эксплуатации. Такие группы, как так называемое «Исламское государство» и «Аль-Каида», ищут законные и латентные исламские сети , чтобы передать на аутсорсинг некоторые из своих операций. Эти якобы движения «гражданского общества» часто защищаются самими государственными законами, которые они стремятся подорвать.

Светский подход к религиозной толерантности и мирно сосуществующая многоэтническая и многоконфессиональная структура общества были прочными столпами населения Центральной Азии с момента обретения независимости и имеют решающее значение для продолжающегося демократического развития региона. Рост салафитского джихадизма и других форм религиозного экстремизма ставит под угрозу саму основу. Работая над укреплением своих демократий, западные партнеры не должны мешать этим странам обуздать реальные и существующие угрозы, которые ставят под угрозу не только их национальную безопасность, но и их светскую идентичность. Многие индикаторы показывают, что Центральная Азия скорее будет похожа на Европу, чем на Афганистан. Одним из средств достижения этой цели является предотвращение завоевания экстремистами своего оплота.

The time of CA