Кампания в СМИ, связанная с «Аль-Каидой» и «Талибаном», представляет провинцию «Исламское государство Хорасан» или ИГИЛ-К, которая является филиалом ИГИЛ, как иностранную таджикскую организацию. Следует отметить, что Таджикистан является единственной из пяти стран Центральной Азии, которая не поддерживает конструктивные дипломатические отношения с Талибаном. Душанбе с самого начала критиковал режим в Кабуле и продолжал настойчиво заявлять о предполагаемой угрозе распространения беспорядков.
Подразумевалось, что Талибан не способен обеспечить безопасность своих границ и, что еще хуже, он может действовать в союзе с воинственными элементами, совершающими периодические вторжения. Действительно, с августа 2021 года вдоль южной границы Таджикистана произошла серия инцидентов, из которых, пожалуй, самым заметным из них стал ракетный обстрел в мае 2022 года, ответственность за который взяла на себя организация ИГИЛ-Х.
В статье Лукаса Уэббера (соучредителя и редактора сайта militantwire.com) и Риккардо Валле (директора отдела исследований терроризма в итальянском аналитическом центре Analytica for Intelligence and Security Studies), опубликованной на веб-сайте Eurasianet.org, отмечается , что пропагандистская сеть, связанная с Талибаном, действующая под Бренд «Аль-Мерсаад» , запущенный в феврале 2022 года, описывает правительство Таджикистана как создателя идеальных условий для успеха террористической группировки ИГИЛ.
Эта группировка, которая явно поставила перед собой цель создать контрнарратив, как сообщается, позиционирует себя как «оплот идеологической борьбы против мятежников (хаваридж)» – отсылка к ИГИЛ-К.
В статье говорится, что содержание веб-сайта агентства, между тем, намекает на потенциальную связь с «Аль-Каидой», что, в свою очередь, предполагает, что «Аль-Мерсаад» мог быть задуман как совместное предприятие афганских талибов и «Аль-Каиды».
Сообщается, что издание представило ИГИЛ-Х как иностранную таджикскую организацию, за существование которой государство Таджикистан и, в частности, президент Эмомали Рахмон несут прямую и косвенную ответственность.
В рядах ИГИЛ-К имеется заметный таджикский контингент. Организация поставила перед собой задачу сосредоточить свою информационно-пропагандистскую стратегию на выходцах из Центральной Азии.
Особенно успешными оказались усилия по привлечению граждан Таджикистана. Достижения, как сообщается, включают создание официального пропагандистского крыла ИГИЛ-Х на таджикском языке при его Фонде медиа-производства «Аль-Азаим» , разработку целевых усилий по вербовке и сбору средств, описание таджикских мучеников, участвовавших во многих крупных нападениях, в качестве моделей для подражания другим жителям Центральной Азии. и усиление критики и угроз в адрес президента Рахмона.
В статье отмечается, что « Мерсаад» увидел возможность использовать эти тенденции для политической выгоды и попытаться переложить вину за неспособность Талибана уничтожить ИГИЛ-Х и предотвратить нападения внутри Афганистана и против его соседей на Таджикистан. Во второй половине сентября группа опубликовала заявление под названием «Рахмонов [так в оригинале], мотиватор ИГИЛ», назвав его «коммунистом» и обвинив в создании внутренних условий, в которых «салафитски настроенные» и «обманутые и пустые люди» мыслящая молодежь Таджикистана» «стала жертвой пропаганды ИГИЛ», и эти иностранные граждане начали нападения внутри Афганистана, против его соседей в Иране, и их много в тюрьмах Талибана. В заключение он призывает Рахмона перестать быть «марионеткой империализма» и прекратить сеять «семена раздора между братскими народами Афганистана и Таджикистана».
Сообщается , что в конце августа «Аль-Мерсаад» опубликовал свое наиболее полное видео, полностью посвященное гражданам Таджикистана, которые являются членами ИГИЛ-Х и которые либо были захвачены, либо проводили операции в Афганистане в недавнем прошлом.
«Поскольку « Аль-Мерсаад» также сообщает о контртеррористических операциях Главного управления разведки Талибана (GDI) против ИГИЛ-К, он часто предоставлял подробную информацию о составе ячеек ИГИЛ-К, указывая на этническую принадлежность и национальность их членов. — говорится в статье. «Поэтому, например, 14 августа аль-Мерсаад сообщил об убийстве в Кабуле двух видных членов ИГИЛ-К, узбекской и таджикской национальности, которые отвечали за планирование операций и управление провинциями. Аналогичным образом, в тот же день аль-Мерсаад сообщил также об аресте ячейки ИГИЛ-К в провинции Балх, где также содержался гражданин Таджикистана».
По данным некоторых источников, в прошлом году во время захвата Афганистана талибами в августе 2021 года численность ИГИЛ-Х увеличилась почти вдвое и составила более 4000 боевиков.
ИГИЛ-Х активно действует в Южной и Центральной Азии. ИГИЛ-Х активно действует в Афганистане, и зона его операций включает Пакистан, Таджикистан и Индию, где они заявили о нападениях, а также Шри-Ланку, Мальдивы, Бангладеш и Китай, где отдельные лица присягнули ему на верность. ИГИЛ-К и Талибан считают друг друга врагами
Группа была создана в январе 2015 года недовольными талибами на востоке Афганистана, хотя в ее состав входят люди из разных стран, в частности Пакистана, Бангладеш, Индии и Мьянмы.
Эксперты отмечают, что ИГИЛ-Х удалось стать, пожалуй, самой жестокой террористической группировкой в Афганистане.