Варварское нападение на концертный зал «Крокус Сити Холл» 22 марта вызвало интерес в государственных структурах и обществе к тому, как «Исламское государство» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация) вербует иностранцев, особенно граждан центральноазиатских государств. ИГ – это террористическая структура, ориентированная на технологии. Его сторонники проникают в чаты, пишут в аккаунты в социальных сетях и выявляют уязвимых и обеспокоенных молодых людей.
ИГ – это не только террористическая организация, но и сеть, занимающаяся заказными убийствами. У них есть разные программы обучения, адаптированные для различных категорий «призывников». Те боевики, что использовались в Москве, похоже, относятся к категории «одноразовых». Таких людей вербуют для одной самоубийственной миссии.
Завербованные люди обычно проходят два типа ориентационных лекций и тренингов. Вначале – мотивационные лекции, которые начинаются онлайн и приводят к очным занятиям. Очные занятия не всегда необходимы, но если человек не знаком с применением оружия и взрывчатых веществ, его приглашают на обучение куда-нибудь к себе в убежища. Афганистан под властью «Талибана» (запрещенная в РФ террористическая организация) сейчас является самым безопасным местом для таких тренингов. С середины 2023 года Главное управление разведки (ГУР) «Талибана» создало суррогатную вербовочную ячейку от имени филиала «Исламского государства» – запрещенной в РФ террористической организации «Вилаят Хорасан» (ИГ-ВХ), которая заманивает молодежь из различных стран Центральной Азии и среднеазиатских рабочих-мигрантов в Кабул через Турцию и Иран. Ячейка выдает себя за ИГ-ВХ, но на самом деле это ловушка ГУР «Талибана».
Афганская разведка оплачивает поездку новобранцев от имени «Вилаят Хорасан», однако, когда те оказываются в Кабуле, их арестовывают. Разведывательное подразделение Национального движения Афганистана (НДА) располагает именами многих таких несчастных, которые содержатся в тюрьмах «Талибана». Иногда задержание выдают за историю успеха афганских спецслужб и делают поводом для сенсационных заголовков в публикациях СМИ, изображающих «Талибан» как хороших парней, эффективно сражающихся против ИГ. Затем задержанных иногда отправляют в их родные страны. Талибы преподносят подобные «трофеи» иностранным спецслужбам, чтобы представить себя в лучшем свете и укрепить разведывательные связи.
Но не всех схваченных выдают на родину. Некоторые проходят подготовку по обращению с оружием и взрывчатыми веществами и отправляются на специальные миссии. Все во имя ИГ-ВХ. Программа рискованная и уже имела множество сбоев.
В дополнение в некоторых мечетях и медресе на севере Афганистана проводятся проповеди и лекции, ориентированные на аудиторию из Центральной Азии и рабочих-мигрантов в России. Эти медресе и мечети рекламируют на своих сайтах свой номер в WhatsApp и приглашают посетителей к общению. Людей, проявивших интерес, затем направляют на различные программы подготовки. Иногда эти мечети и медресе даже приглашают своих слушателей выступить, обратиться к толпе перед пятничной молитвой. Такая возможность создает у вербуемых чувство эйфории, и они продолжают отношения с организаторами обучения. Обычно такие добровольцы рассказывают о том, как разочарованы правлением светских конституционных правительств у себя дома, или о том, с какими трудностями приходится сталкиваться трудящимся-мигрантам за рубежом. Чем более разочарован доброволец в том, что происходит у него на родине, тем более подходящим кандидатом он является для того, чтобы после идеологической обработки стать полноценным террористом.
Амрулла Салех – экс-руководитель афганской разведки, последний вице-президент Исламской Республики Афганистан.