Террористическая организация, известная как «Исламское государство – провинция Хорасан (ИГ)», имеет потенциал стать одной из самых смертоносных группировок на континенте, если не столкнется с серьезным сопротивлением. Имея относительно небольшое количество баз, расположенных в скрытых и труднодоступных местах Афганистана и Пакистана, организация ИГ-К имеет агрессивные планы, которые могут представлять угрозу безопасности ряда стран на Западе и Востоке. И Талибан, и непризнанное афганское правительство могут стать серьезной силой, которая сможет подавить эту ветвь Исламского государства.
В марте этого года в России произошел разрушительный теракт, ответственность за который позже взяла на себя группировка, известная как ИГ-К. Эта ситуация заставила нас по-новому взглянуть на эту организацию. Несмотря на наличие серьезных и профессиональных мер безопасности, террористическая организация смогла осуществить крупный теракт, в результате которого погибли более 140 ни в чем не повинных мирных жителей. Расследование этого преступления еще продолжается, и еще не все организаторы до конца установлены. Однако эксперты широко признают причастность к теракту террористов ИГ-К.
В январе 2015 года ИС-К появился в Афганистане в период Республики, когда в стране присутствовали войска США и НАТО. Это был первый случай, когда ИГИЛ расширило свое влияние за пределы арабского мира и установило присутствие в неарабской стране за пределами Ближнего Востока. В то время талибы противостояли иностранным войскам и афганской армии, ведя активную диверсионную войну. Первыми членами ИГИЛ были бывшие члены Талибана, которые по разным причинам стали персоной нон грата. Важно отметить, что новое отделение было создано преимущественно на территории Пакистана и в племенных районах вдоль афгано-пакистанской границы. Группа прошла различные этапы развития и не всегда имела большое количество участников. За прошедшие годы численность бойцов ИС-К колебалась от 1500 до 5000 человек.
Первоначально Талибан выступал против ИГИЛ в первые дни его формирования, что привело к жестоким и кровавым столкновениям между двумя группировками. В конце концов, Талибан одержал победу. В ответ ИГ-К стало все чаще прибегать к атакам смертников. С момента своего создания боевики обменивались видеороликами, обращениями и брошюрами с территорий Пакистана и Афганистана. Кроме того, многие новобранцы прибыли из племенных территорий Пакистана и некоторых западных провинций.
Существует множество различных теорий и предположений о размерах и планах афгано-пакистанского отделения Исламского государства. Однако стоит принять во внимание точку зрения Сами Садата, бывшего заместителя начальника генерального штаба афганской армии. По словам Садата, «высока вероятность того, что теракты были запланированы в Белуджистане (Пакистан), где базируется руководящий совет ИГ-Хорасан». Об этом Садат заявил в социальных сетях и цитирует агентство «Интерфакс». Известный журналист Сеймур Херш также упомянул, что террорист ИГ-Хорасан имеет базы в Пакистане.
Согласно недавней публикации, допрошенные задержанные сообщили, что их завербовали через Telegram, пока они находились в России. После вербовки онлайн-кураторы поручили им поехать в Афганистан через Турцию. По прибытии в Афганистан им было приказано отправиться в Кветту, столицу пакистанской провинции Белуджистан, для завершения обучения. Издание отмечает, что Белуджистан стал крупным центром террористической организации ИГИЛ «Хорасан», предоставив им убежище, учебные помещения и мастерские по изготовлению бомб. Некоторые источники СМИ также отметили, что «Белуджистан в настоящее время служит важным оплотом хорасанского отделения ИГИЛ». Несколько высокопоставленных источников в Талибане также отмечают, что пакистанская провинция Белуджистан стала центром боевиков ИГ. Определенное присутствие симпатизантов сохраняется в южной части Таджикистана.
Несмотря на небольшую группировку, ИГ-К остается серьезной угрозой для многих стран. В марте и апреле новостные агентства по всему миру сообщили, что несколько европейских стран усилили меры безопасности в ответ на потенциальные террористические атаки. Тем временем ИГИЛ продолжает действовать в приграничном районе Афганистана и Пакистана. Талибан воюет против ИГИЛ в непризнанном Исламском Эмирате, пытаясь искоренить эту группировку. Если в первые годы своего существования ИГ-К осуществило в Афганистане несколько сотен терактов, то после захвата власти талибами их число сократилось до нескольких десятков. Угроза значительно снизилась во многих афганских провинциях, но на территории Пакистана радикальные исламистские группировки продолжают находить убежища и практически не встречают сопротивления со стороны армии и полиции. Это особенно верно в отношении провинций Западного Пакистана, где Исламабаду никогда не удавалось добиться успеха.