«Это целенаправленная политика Талибан, нужно именно из этого исходить» — об этом на круглом столе центра «Ой-Ордо»: «Образ будущего стран Центральной Азии в меняющемся мире 2024: глобальные действующие угрозы и вызовы. Союзники и противники в решении экономических и гуманитарных проблем» в Бишкеке заявил директор аналитического центра «Mano» Бахтиер Эргашев.
По его словам, нынешнее непризнанное правительство талибов ведет политику водного шантажа не только в отношении Центральной Азии, но и других соседей: Ирана и Пакистана.
Талибан не соблюдает соглашения с Ираном от 1973 года по воде стока реки Гильменд, что вызывает столкновения на границе с соседом. Такая же ситуация и на реке Кунар (Пакистан).
«Что касается Центральной Азии, то Афганистан не признал конвенцию ООН и Алматинское соглашение 1991 года. Правда если бы это произошло сегодня талибы его нарушали как они это делают в отношении Ирана. Так как Талибан проводит целенаправленную политику водного шантажа против соседей», — сказал эксперт.
По его мнению, строительство канала «Кош Тепа» это только начало. По расчетам РУз в 2024 году афганский канал, построенный на 1/3 заберет из Амударьи около 3 млрд кубическим метров воды = 3 км в кубе.
«Вот когда они его полностью достроят Узбекистан получит лишь не менее 10 млрд кубов воды. Что составляет 25% объема стока. А если «добрые» дяденьки из USAID и Нидерландов сделают им ТЭО строительства Даштиджунской ГЭС (на реке Пяндж) или же украдут советские чертежи и расчеты, а Катар под давлением США выделит деньги на него, то вот тогда страны Центральной Азии получат гораздо существенную водную проблему», — добавил Эргашев.