Эксперты в республиках Центральной Азии отмечают с конца 2023 года стремительное усиление религиозного (исламского) радикализма в регионе, а так же рост популярности общей религиозности (некоторые наблюдатели используют термин «исламизация»).
Этот процесс, как правило, связывают с несколькими основными факторами:
1. Приход к власти в Афганистане движения Талибан
2. Пропагандистская активность различных исламских, а также джихадистских группировок (ИГИЛ, Аль-Каида, Талибан, «Джамаат Ансарулла» и др.), интенсивно использующих языки народов ЦА-региона.
3. Обострение палестинской проблемы из-за войны ХАМАС и Израиля.
4. Антимиграционные настроения и административные эксцессы в России.
5. Активизация вербовочной и террористической активности афганского филиала ИГИЛ* за пределами Афганистана (Россия, Турция, ЕС и т.д.).
6. Активность Катара и ряда других арабских стран в части строительства мечетей в республиках Центральной Азии.
Наибольшие опасения у экспертов вызывает ситуация в Киргизии, где процессы исламизации и религиозной радикализации идут особенно интенсивно.
Второе место в «рейтинге радикализации» наблюдатели отдают Таджикистану, отмечая существенное ослабление контроля над процессом со стороны власти.
Третье место эксперты склонны поделить между Узбекистаном и Казахстаном. Здесь исламизация и радикализация также стремительно набирают силу, но пока еще контролируются властями, либо имеют иные сдерживающие механизмы, связанные с особенностями политической системы или структуры общественных отношений.
На четвертом месте наблюдатели располагают Туркменистан, но не по причине стабильности ситуации, а из-за закрытости этой страны и недостатка достоверной информации по проблеме. Инсайдеры сообщают, что в Туркменистане происходят те же негативные проявления религиозности, что и в других странах ЦА-региона.
В среднесрочной перспективе, считают эксперты, в регионе возможно обострение угрозы «исламской революции».