О том, что движение «Талибан», как продукт гибридной войны продолжает служить в качестве прокси-армии мировых держав в борьбе за сферы влияния и претензии на региональное господство, в последнее время не говорит только ленивый. В суммарном отношении от прихода талибов к власти в Кабуле выиграли практически все крупные игроки. Один строит дорогу, другой завоевывает рынок ГСМ, третьему удалось доступ к недрам, четвертому мерещится проекты по транспортировке газа и нефти аж до Индийского океана, пятый вышвырнул вооруженную оппозицию в Афганистан. Образно говоря, тем самым убив двух зайцев. В проигрыше остался только афганский народ, оставшийся у разбитого корыта, вынужденный под натиском средневековых порядков и мракобесии местного разлива коротать суровые дни безнадеги, адаптируясь к законам инквизиции 21 века. Главный бенефициар прихода к власти ДТ – пуштунская элита, удовлетворившая амбиции практически 50-летней давности (1973 г.), неокоролевскую власть Захиршаха под ширмой идей талибизма.
В настоящей статье автор предпринял попытку снять завесу тайны с ложных утверждений талибов, позиционирующих себя как истинных последователей религии, а также доказать связь радикальной идеологии талибов с учениями Деобанди и Хаккани.
1. Кто такие неоталибы и что из себя представляет их идеология?
Талибан, прежде всего, является националистическим и конфессиональным объединением, чьи чаяния зиждутся на возрождении пуштунской идентичности посредством своеобразной интерпретации канонов шариата и усиления религиозного фактора.
Для правильного понимания мировоззрения ДТ, необходимо проанализировать теологические и исторические основы формирования идеологии талибизма. Данный вопрос является особенно актуальным сегодня, так как попытки оправдать бесчинства талибов на мировой арене как «авангардов ханафитского мазхаба» представляет реальную угрозу для мусульман Центральной Азии и других стран с мусульманским населением, традиционно считающихся последователями данного течения.
Общеизвестно, что все руководители и большая часть членов нынешнего Движения Талибан являются воспитанниками и последователями школы Деобанди (главный центр в пакистанском городе Карачи). Как известно, последователи Деобанди являются сторонниками крайне радикальных суфийских орденов и имеют схожие взгляды с распространенными в Центральной Азии, Афганистане, Пакистане и Индии орденами суфизма. Для того, чтобы понять каким образом от идеологии Деобандия откололось радикально-экстремистское течение Талибан, необходимо сделать исторический экскурс.
В этих учебных заведениях запрещено изучать произведения великих мыслителей и ученых Востока, таких как Мавлоно Джалолиддини Балхи, Фороби, Сухраварди, Авиценна, Беруни, Джами, Навои, Ясави, Махтумкули и др. Эти видные ученые считаются «мунхарифами», т.е. людьми, сбившимися с истинного пути. Естественно, такой подход обоснован пуштунским шовинизмом против персидской классической литературы. Нужно помнить, что в Пакистане проживает 30-35 млн. этнических пуштунов и большинство медресе течения Деобанди контролируются ими. Отчасти по этой причине в медресе помимо ограниченных идей Деобанди распространяется идея пуштунского шовинизма, и идеология «пуштунволи» (нетерпимость к непуштунам).
2. Детище террористического интернационала
В период жизнедеятельности Шейха Мухаммада ибн Абдулваххаба в Аравии, на территории Индии проживал ученый-богослов Шах Валиюллах Дехлави (1703-1762). Дехлави, будучи последователем ханафитского течения, написал серию важных научных трудов на арабском и персидском языках. По данной причине, Дехлави считался главным теоретиком и богословом Индийского субконтинента. В исторических документах Дехлави характеризуется как уважаемый, честный богослов, имеющий богатые знания в области толкования Корана и хадисов.
К сожалению, в последние годы своей жизни великий ученый оказался под влиянием идей Мухаммад ибн Абдулваххаба и принял радикальную идеологию. Дехлави считал, что идеи Абдулваххаба смогут очистить ислам от суеверия и вернуть веру к истокам. Естественно в трудах Дехлави поддерживались лишь реформаторские идеи Абдулваххаба, а призывы к экстремизму и убийству мусульман игнорировались. Ввиду того, что Дехлави скончался в 1762 году, т.е. за 30 лет до кончины Абдулваххаба, ему не удалось лучше и глубже изучить труды последнего, где позже раскрывалась вся радикальная суть учений Абдулваххаба.
После смерти Дехлави, его ученики и последователи все чаще подвергались воздействию радикальных идей Абдулваххаба. В середине 19 века группа мусульманских ученых Индии из числа последователей Дехлави пришли к выводу, что учение ханафитского мазхаба призывающего к толерантности и терпимости к представителям других верований не соответствуют интересам мусульман индийского субконтинента. Они заявляли, что «нас мусульман в сравнении с буддистами в разы меньше и если мы смешаемся с ними, то постепенно исчезнем или будем уничтожены. Поэтому, мусульмане должны придерживаться оборонительной и консервативной позиции, избегая близких контактов с не мусульманами».
В 1867 году последователь учений Дехлави, видный теолог-ханафит в Индии Мухаммад Касим Нантави при поддержке своих последователей организовал дорул-улум (научный центр) в регионе Деобанд Индии, известный по сей день как «дорул-улуми Деобанди». Позже последователи учений Деобанди ввиду компрометации «ваххабизма» отреклись от всяких связей с Абдулваххабом и его учением. Однако, они продолжали распространять радикальные взгляды «ваххабизма» под прикрытием ханафитского течения в купе с суфизмом и таким образом привлекали к себе новых последователей. Они утверждали, что являются суфиями и не нуждаются в современной науке, периодической печати и т.д. В действительности такая позиция обосновывалась идейными противоречиями и экстремистским мышлением касательно современной науки. По схожей схеме действуют эмиссары террористической организации «Боко Харам» в Африке, которые отводят все достижения науки и техники к неверным и уничтожают все, что связано с развитием и образованием.
В учении Деобанди также все достижения современной науки относятся к антирелигиозному. Мусульманин должен отличаться от немусульманина внешне (одежда) и внутренне. Его образ жизни должен соответствовать первым годам возникновения ислама, так как культура и эстетика свойственны неверным.
За короткий промежуток времени представительства центра «Дорул-улуми Деобанди» распространяются на большей части территории Индии. В начале 20 века идеи Деобанди пропагандируются на территории Индии, Пакистана, Бангладеша, Афганистана, Ирана, Центральной Азии и даже Кавказа. Многие богословы из Бухары после окончания медресе перебирались в Индию (территории современного Пакистана) для усовершенствования своих знаний и обучались основам идеологии Деобандия. Выпускники этих теологических школ по возвращению в Бухару стали противостоять всему новому в образовании, препятствовали обучению молодежи из Таджикистана и Узбекистана в советских ВУЗах. Подобная деструктивная идеология имеет место быть сегодня и несомненно это является прямым влиянием учения Деобандия в регионе.
В настоящее время главным центром «Дорул-улум Деобанди» находится на территории г.Карачи Пакистана. Его отделения функционируют в Пакистане, Индии и Иране. Учебные заведения принимают на обучение детей, обеспечивают бесплатным обучением, общежитием и питанием. Подобные условия удобны для малоимущих семей, и как следствие тысячи афганских и пакистанских детей живут и обучаются в этих теологических учебных центрах. Согласно неофициальной статистике, сегодня в заведениях Деобанди одновременно обучается до 2 миллионов человек. Также, в медресе на территории Пакистана, Афганистана и Ирана, распространяющих идею радикального ислама, обучаются 5-6 млн. человек. Только в одном Пакистане функционирует до 8 тысяч медресе, из которых 2700 медресе предназначены для обучения афганских детей.
Теологические школы «Дорул-улуми Деобанди» дают не только радикальное обучение, но и формируют мировоззрение учеников, постоянно находящихся в учебных заведениях, согласно своему видению ислама. В медресе Деобанди первым делом изолируют учеников от внешнего мира. Ученикам строго запрещено слушать радио, смотреть телевизор, выходить в сеть, читать газеты и журналы, участвовать в семинарах и конференциях вне учебного заведения. Идеология Деобандия делят науку на две группы: полезная наука – т.е. исламский фикх, толкование хадисов и бесполезные науки, к которым относятся философия, литература, медицина, математика, география и др.
Обучение в медресе для лиц, имеющих начальное образование, составляет 8 лет. Лица, без начального образования обучаются в течении 15-18 лет. Затем проводится церемония посвящения «дасторбанди», где выпускнику присваивается степень «маулави». После, выпускник направляется на свою родину или в другой регион для распространения идей Деобандия.
3. Бомба замедленного действия
Отделение мусульман от Индии и создание нового государства Пакистан в 1947 году стало новой вехой в развитии радикальных течений. Руководители теологических школ Деобандия, Хаккани, Банури и другие никак не хотели идти на поводу у нового правительства и представляли реальную угрозу существованию Пакистана как государству. Используя гибкую политику, Пакистан смог постепенно превратить угрозу в возможность и начал использовать радикальные группировки для противодействия Индии в Кашмире.
Таким образом, разведка ISI, созданная на базе английской «Интеллиджент сервис», смог в краткие сроки превратиться во влиятельный инструмент правительства Пакистана. Спецслужбам удалось постепенно поместить под свое крыло все медресе Деобандия и в последующем реализовать свои геополитические цели и защищать национальные интересы через данные учебные центры.
Все руководство и ключевые фигуры нынешнего режима Талибан являются воспитанниками учебных центров Деобандия в Пакистане, либо его афганских филиалов. Другими словами, руководство Талибан является тайными эмиссарами пакистанской разведки ISI. В течении 20 лет борьбы за создание «исламского эмирата» (2001-2021), Движение Талибан не соблюдало никаких норм шариата. Для устрашения населения и демонстрации неэффективности правительства, талибы взрывали мечети, медресе, больницы, рынки и детские сады. Они обосновывали свои зверства идеей тем, что смерть — участь виновных, а невинные становятся мучениками и прямо попадают в рай. Днем талибы убивали афганских солдат и офицеров, а по ночам казнили священнослужителей, читавших молитву перед погребением (джаназа). Лучшие умы Афганистана убивались лишь из-за несоответствия их мнения с идеологией талибов и все эти бесчинства покрывались джихадом.
Понимание талибами основ шариата фанатично, однобоко и сформировано на основе пуштунских предрассудков, а не религиозных учений. Талибы не признают хиджаб и другие одеяния женщин, принятые в Иране, Турции и арабских странах. Они заставляют своих женщин облачаться в бурку, которая полностью покрывает тело и даже глаза. Женщинам запрещается ходить даже в магазин перед домом и больницу без сопровождающего мужчины. Женский спорт находится под полным запретом. Женщины, работающие в благотворительных организациях и медицинских учреждениях после завершения рабочего дня, могут идти домой только в сопровождении мужчин из их семьи.
Каждый вали (глава районной администрации) устанавливает собственные запреты. К примеру, в ряде регионов запрещено обучение девочек в школах после 6 класса. Запрет распространяется даже для специальных школ для девочек. Также, талибы запретили музыку во всех ее проявлениях, даже во время праздновании свадеб и других мероприятий.
Подобные ограничения выглядят странными и неуместными с учетом того, что талибы практикуют убийства (смертный грех по Корану), мужеложство (что хуже прелюбодеяния) и употребление наркотиков, что является обыденностью для современных талибов.
ISI смог сделать освобождение Кашмира от Индии главной целью и мечтой выпускников медресе Деобандия. При медресе сформировались военизированные учебные заведения и организации, такие как «Сипохи сахоба» и «Лашкари Тайиба». Эти организации ведут борьбу не во благо ислама, а ради национальных интересов Пакистана и являются головной болью индийских спецслужб в Кашмире. Также, на базе медресе сформировалась организация «Харакут-ул-Ансар», ответственная за сбор помощи от населения и пакистанских госорганов для «джихада в Кашмире».
В 20 веке религиозный ученый Мавлоно Абдухак переехал из Индии в Пакистан и организовал медресе Хаккани, отделения которой по сей день функционируют на территории Пакистана и Афганистана. Учение Хаккани схоже с учением Деобандия и отличается более радикальной и непримиримой позицией. Руководителем сети учебных заведений Хаккани в 2020 году являлся идеолог Мавлоно Самеъулхак, который был убит при неясных обстоятельствах в результате террористического акта в Пакистане. В одном из своих выступлений он одобрил джихад до Бухары.
Пояснение: выпускники медресе Хаккани зачастую берут себе имя «Хаккани» и очень этим гордятся. После свержения талибов в 2001 году, представитель данного течения Джалалиддин Хаккани (бывший командир джихадистов) организовал террористическую организацию «Сеть Хаккани» и присоединился к Движению Талибан. Сеть Хаккани отвечала за планирование и проведение террористических актов с использованием смертников. После смерти Джалалиддина Хаккани, руководство сетью Хаккани взял на себя его сын Сирджиллин Хаккани, который ныне является Министром внутренних дел правительства Талибан. Другой сын Дж. Хаккани – Анас Хаккани считается ключевой фигурой в системе безопасности режима Талибан. Ранее он был задержан свергнутым правительством Афганистана по обвинению в планировании террористических актов, однако позже был освобожден усилиями бывшего представителя США в Афганистане Залмая Халилзода. Считается, что освобождение Анаса Хаккани было условием для согласия участия Талибан в переговорах с США в Катаре в 2020 году.
В действующем правительстве Талибан, выпускники школ Хаккани возглавляют ряд ключевых должностей. Сироджиддин Хаккани – министр внутренних дел, Абдулбаки Хаккани – министр высшего образования, Наджибулла Хаккани – министр связи, Халилуррахман Хаккани – министр миграции. Множество последователей Хаккани служат на должностях заместителей министров и командующих военизированными формированиями. Последователи Хаккани считаются наиболее радикальными членами Движения Талибан.
4. Афганистан как пространство для демонстрации силы
Ввод армии Советского Союза в Афганистан в 1979 году стал причиной выработки новой повестки дня пакистанских спецслужб перед школами Деобандия. Подготовка афганцев для защиты интересов Пакистана в Афганистане, прикрываемая идеологией ханафизма стало основой противостояния против советским войскам. Таким образом, десятки тысяч афганских и пакистанских детей из числа пуштунов подвергались психологической обработке в учебных центрах Деобандия в течении на протяжении 15-20 лет.
В начале 90-х годов прошлого века, из числа вышеназванных детей сформировалась группировка под названием «Техрики Толибон» (Движение Талибан). Поддерживаемая Пакистаном группировка смогла свергнуть в 1996 году правительство моджахедов, возглавляемая Бурхониддином Раббони. Тогдашнее правительство Талибан было свергнуто в 2001 году, однако через 20 лет, в 2021 году при поддержке Пакистана и ряд арабских и западных стран, Талибан снова захватил власть в Афганистане.
Психологическая обработка пакистанских спецслужб в учебных заведениях Деобандия осуществлялась на профессиональном уровне. Молодые ученики-будущие члены Талибан лишались возможности критического мышления и полностью следовали указаниям своих кураторов из ISI. К примеру, задержанные, а после освобожденные члены Движения Талибан рассказывали в СМИ о том, что им регулярно вбивали в голову идею праведности джихада в Афганистане. Говорилось о том, что в течении 20 лет правления, правительство Афганистана нарушало нормы шариата. Ученики готовились к созданию «Исламского эмирата», который станет правительством Аллаха. Указывалось на свободы женщин, их одежду при выступлении на телевидении. Все это толковалось как осквернение ислама. Хотя известно, что на тот момент в Афганистане был режим исламской республики и женщины ходили по улицам в хиджабе, в то время как в самом Пакистане женщины и сейчас могут выйти с неприкрытой головой.
Однако, ни один талиб не имел смелости спросить: «почему джихад в Афганистане обязателен, а в Пакистане нет? Почему реализация идей шариата начинается не в Пакистане, а в Афганистане?
Причина в том, что медресе Деобандия в течении многих лет лишили своих выпускников объективно мыслить и делать правильные выводы. Согласно идеологии Деобандия, мусульманин не должен задумываться о бытии, создании человека, движении небесных тел и других вопросах бытия, так как это греховно (бидъат). Более того, некоторые теологи, обучавшиеся в Бухаре после рассказывали, что и медресе им часто твердили: «не нужно много думать. Частые размышления могут сбить вас с пути и ослабить веру. Муфтии и учителя уже все продумали и вам остается лишь действовать». Это и есть сущность учения Деобандия, которая лишает человека возможности мыслить. Хотя, Пророк ислама в одном из хадисов говорил: «ценность одного часа размышлений выше молитвы в течении тысячи ночей». Либо, всякая безосновательная мысль с упреком называлась «философской мыслью», в то время как на заре развития ислама в период правления Аббасидов философия считалась матерью всех наук.
5. Непосредственные риски и угрозы Талибана Центральной Азии и странам с преимущественно мусульманским населением
Выход на государственный уровень идеологии и идеологов радикального толка привело к тому, что из 33 членов правительства Талибан, 17 человек признаны международными террористами и включены в черный список ООН. Признание мировым сообществом этого государства и легитимность его режима в нынешней форме приведет к падению системы общечеловеческих ценностей и пересмотру международных отношений.
Анализируя нынешнюю идеологию Движения Талибан мы становимся свидетелем того, что она идеологически идентична с такими международными террористическими организациями как «Исламское государство-Велаят Хорасан», «Аль-Каида», «Ансоруллох», ИДУ, ИДВТ, «Катибат Имам аль-Бухари» и др. Талибан в противоречие своим обещаниям не прекратило контакты с террористическими организациями. Более того, они предоставляют иностранным террористам афганские паспорта для сокрытия их личности. Используя принцип «ухувват-у-дини» (братство на основе веры), талибы считают своим долгом поддержать террористов, сражавшихся с ними бок о бок. После укрепления своих позиций в Афганистане, Талибан будет использовать террористические организации, находящиеся в Афганистане для проведения различных террористических акций на территории Центральной Азии.
Воодушевление других террористических организаций успехами Талибана. Приход к власти талибов дал надежду другим группировкам, которые считают, что приход к власти посредством террора, убийства и грабежа возможен. Руководитель ИГИЛ в Аравийском полуострове Халид Батрафи поздравляя Талибан отметил: «победа наших афганских братьев – победа всей исламской уммы! Мы просим у Бога помощи и поддержки и для нас!». Вполне вероятно, что члены террористических организаций «Ансорулло» и ИДУ под покровительством талибов вынашивают подобные планы в отношении северных соседей.
Конфессиональный радикализм членов Талибана, считающих других мусульман заблудшими и допускающих их убийство. Пуштунские идеологи Талибан многократно заявляли, что народы Севера не являются истинными мусульманами (хазарейцы, исповедующие шиитскую ветвь ислама также входят в это число).
Племенная позиция Талибан, реализуемая по проекту «паштунволи» подразумевает, что Афганистан является исключительной родиной афганцев – т.е. пуштунов. Другие национальности считаются приезжими и их необходимо выдворить с территории Афганистана.
Упрямство и не желание идти на компромисс и диалог. Современные талибы не идут на компромиссы и не делают никаких уступок в ходе переговоров. Подобная ситуация наблюдалась в ходе переговорного процесса с США в 2018-2019, а также во время переговоров со свергнутым ныне правительством в 2020-2021. Они достигают своих целей не путем переговоров и уступок, а путем усиления террора, боевых действий и иных способов принуждения. Высокопоставленные чиновники Талибана регулярно распространяют прямые угрозы, превращая Афганистан в центр международного терроризма в случае непризнания их власти легитимной. Талибан пытается путем угроз и шантажа обеспечить легитимность своей власти в Афганистане.
Заключение
Перекроить Афганистан по своим лекалам у движения «Талибан» наверняка не получилось. Весь мир ополчился против них. Много беды принес приход к власти талибов в Кабуле. По их воле, в ближайшее время о едином Афганистане, скорее всего, будут говорить, как о свершившемся историческом факте ближайшего прошлого. Де-факто, Афганистан находится в турбулентном состоянии и только на политической карте мира.
Представляется, что талибовский Афганистан -это несостоявшееся квазигосударство, объединившее под свое крыло не ведающих об элементарном менеджменте недалеких людей. Как продукт войны, они могут только махать оружием, взрывать мирных людей и школы, а когда настало время истинного служения народу, они остались у разбитого корыта, не знают, что делать с завалившейся как манна небесная на них властью.
Андрей Батыров,
специалист по Афганистану