Жители Афганистана, работавшие на бундесвер до захвата власти талибами, получают убежище в Германии — некоторых из них немецкая разведка подозревала в шпионаже в пользу Талибана и даже России, но это не помешало им приехать в ФРГ
Исследование, проведённое BILD am SONNTAG, показало, что программа немецкого правительства по эвакуации местных помощников бундесвера в Афганистане таит в себе значительные риски для безопасности Германии. Среди 20000 афганцев (включая членов семей), которые уже прилетели в страну, есть люди, которых немецкая военная разведка MAD относила к категории острой угрозы для миссии бундесвера. В 2010 году MAD занесла их имена, личные номера и фотографии в список представляющих опасность сотрудников.
В документах, часть из которых имеет гриф «секретно», подробно зафиксированы внутренние расследования в отношении местных сотрудников того времени. Согласно документам, MAD подозревало отдельных афганцев в тайном поддержании контактов с талибами и передаче им конфиденциальной информации бундесвера. Кроме того, есть и подозреваемые в шпионаже в пользу России.
В рамках многомесячной операции секретных служб бундесвер тогда расторг трудовые договоры с десятками подозреваемых местных сотрудников. Однако когда Талибан захватил власть в Афганистане, несколько людей из «опасного» списка подали заявки на участие в программе эвакуации для местных кадров. Они получили убежище в Германии и некоторые до сих пор проживают в стране (имена изменены).
Ахмад Б. (37 лет) прилетел в декабре 2021 года и живёт в земле Северный Рейн-Вестфалия. До марта 2009 года афганец работал переводчиком в силах быстрого реагирования в полевом лагере Мармаль в Мазари-Шарифе. Бундесвер внёс его в «опасный» список, когда, согласно материалам расследования MAD, он пытался тайно вынести из лагеря USB-накопитель с конфиденциальными фотографиями. На допросе он давал противоречивые показания. По оценкам спецслужб, существовало значительное подозрение, что он имел контакт с талибами.
Саид З. (52 года) приехал в Берлин в августе 2021 года по программе для местных сотрудников. Он работал на бундесвер в лагере Мазари-Шариф с декабря 2007 года — переводчиком. Спецслужбы сообщили тогда бундесверу, что З. принадлежал к «сети Муллы Омара» — основателя Талибана.
В июле 2022 года Хаким Т. (62 года) прибыл в Германию в качестве бывшего местного сотрудника. Известно, что учёный-естествоиспытатель с докторской степенью проживал в Гессене. С 1981 по 1986 год учился в ГДР, а с 30 ноября 2005 года работал в военном лагере бундесвера в Мармале — до тех пор, пока его не уволили 13 ноября 2007 года. Разведка классифицировала его как «угрозу безопасности».
Переводчик Нури К. (38 лет) получил визу в Германию в 2014 году. Он посещал ранее ФРГ в 2000 году в качестве просителя убежища, но вернулся в Афганистан. Согласно досье MAD, его исключение из Бундесвера в 2007 году произошло по соображениям безопасности. Против него было выдвинуто несколько обвинений, в том числе в коррупции при заключении строительных контрактов и передаче информации его дяде, который был генералом полиции в Кундузе. Нури К. также подозревали в контактах с сотрудниками российского консульства и в том, что он сам был российским агентом.