Используя свой опорный пункт в Афганистане в сочетании со своими сетями в Центральной и Южной Азии, ИГИЛ-Хорасан вновь становится транснациональным игроком, способным проводить операции по всей Азии и Европе.
Недавние признания анонимных представителей Талибана подчеркивают степень влияния ИГИЛ-Хорасан в Афганистане, где группировка вербует и расширяет свое присутствие после вывода войск США. Возрождение ИГИЛ-Хорасан представляет собой серьезную угрозу безопасности не только внутри Афганистана, но и для более широкого международного сообщества, о чем свидетельствуют их недавние действия и угрозы, простирающиеся от Центральной Азии до Европы.
ИГКП набирает обороты в Афганистане
Анонимные представители Талибана признались местным СМИ в масштабах влияния ИГИЛ-Хорасан на территории Афганистана. Официальный представитель Талибана, выступавший на условиях анонимности, заявил 29 мая , что после вывода войск США из тюрем были освобождены сотни боевиков ИГИЛ-Хорасан, которые вербовали боевиков в течение последних двух-трех лет.
Источник добавил, что оплотами ИГКП являются провинции Нангахар и Кунар, граничащие с Пакистаном, но подчеркнул, что ИГИЛ-Хорасан присутствует в различных провинциях Афганистана. Другой представитель Талибана выразил серьезную обеспокоенность по поводу того, насколько легко ИГИЛ-Хорасан может координировать атаки, а их способность вербовать боевиков и иметь доступ к таким ресурсам, как оружие и транспортные средства, свидетельствует о серьезном нарушении безопасности.
ИГИЛ-Хорасан опубликовало 18 мая заявление, опубликованное в «Голосе Хорасана» на пушту, с угрозами атаковать «финансовых и идеологических сторонников» Талибана. В заявлении также подчеркивается, что все иностранные и афганские организации, компании, журналисты и средства массовой информации, работающие в пользу Талибана, являются законными целями для потенциальных нападений. В отдельном заявлении «Голос Хорасана» назвал НПО и иностранные агентства по оказанию помощи в Афганистане «фактическими правителями этой страны» и заявил, что многие международные организации стремятся пропагандировать христианство, а не предоставлять гуманитарную помощь.
Объединенный фронт Афганистана (AUF), возглавляемый Сами Садатом, бывшим командиром афганского спецназа, предупредил об угрозах, исходящих от ИГИЛ-Хорасан, в подробном отчете от 5 июня. В отчете говорится, что группировка в настоящее время имеет в Афганистане 9000 солдат и набирает оперативный потенциал для атак террористов-смертников, мятежей и убийств в городах, а также для атак на правительственные объекты или экономические центры по всему региону.
Комиссия по разведке ВСУ заявила, что в настоящее время крупнейшим и сильнейшим оплотом Исламского государства в мире является сеть ИГИЛ-Хорасан в Центральной Азии, руководство которой базируется в регионе Белуджистан в Пакистане, а ее оперативные члены дислоцируются в Афганистане.
Транснациональное возрождение ИГИЛ в Европе
ИГИЛ-Хорасан осуществляло нападения в России , Иране , Пакистане , а ее члены были арестованы в Европе и даже в США. В начале мая иммиграционная и таможенная служба США арестовала в Балтиморе узбека, предположительно связанного с Исламским государством, который незаконно въехал в США в 2022 году. В начале апреля 2024 года Италия и Турция арестовали боевиков ИГИЛ-Хорасан в ходе отдельных инцидентов, все из которых являются граждане Таджикистана. Аналогичным образом, федеральная прокуратура Германии в конце апреля обвинила семерых иностранных граждан из Таджикистана, Туркменистана и Кыргызстана в предполагаемой подготовке террористических атак от имени ИГИЛ-Хорасан.
В преддверии Олимпийских игр в Париже и чемпионата Европы по футболу в Германии Европа находится в состоянии повышенной готовности из-за угроз ИГИЛ-Хорасан. В начале мая газета «Голос Хорасана» выступила с заявлением, в котором призвала к нападкам на предстоящую лигу чемпионата Союза европейских футбольных ассоциаций, которая проходит в Германии. В заявлении ИГИЛ-Хорасан также был изображен вооруженный джихадист в Германии, а подпись гласила: «Забейте конечный гол».
В отчете , опубликованном во вторник, 4 июня, фирмой по кибербезопасности Recorded Future, говорится, что наибольший риск для Парижских игр будет исходить от угроз лично, а не из киберпространства. «Террористы и воинствующие экстремисты — особенно сторонники ИГ [Исламского государства] почти наверняка будут продолжать готовить и подстрекать к жестоким нападениям на Олимпийские игры в Париже», — говорится в докладе.
Исламское государство опубликовало «подробные» инструкции по адаптации дронов для нападения на Парижскую Олимпиаду, сообщила газета The National 5 июня. Бывший сотрудник Министерства внутренней безопасности США Мэтт Муни добавил, что существует «умеренно высокая» вероятность нападения дронов. использование самодельной бомбы во время летних игр: «в частности, филиал ИГИЛ, базирующийся в афганской провинции Хорасан, известный как ИГИЛ-Хорасан, стремится продемонстрировать свою способность совершать теракты за рубежом».
ИГИЛ-Хорасан укрепляет отношения Талибана с Исламской Республикой
ИГИЛ-Хорасан выпустило 24 мая 56-минутную аудиозапись, осуждающую отношения Талибана с Ираном. В записи утверждалось, что Талибан защищает Иран и шиитов от нападений ИГИЛ-Хорасан, и призывали Талибан присутствовать на похоронах бывшего президента Ирана Раиси.
Учитывая растущее влияние ИГИЛ-Хорасан в Афганистане в сочетании с жесткой антишиитской идеологией группировки, Иран и Талибан сотрудничают в борьбе с этой общей угрозой. Исламская Республика и Талибан воспользовались этим вопросом для укрепления дипломатических отношений в последние месяцы: Иран провел встречу официальных лиц Талибана с эмиром Катара Тамимом бен Хамадом Аль Тани и главным политическим лидером ХАМАС Исмаилом Ханией в Тегеране, в дополнение к другим встречи на высшем уровне.
Талибан использует угрозу ИГИЛ-Хорасан, чтобы представить себя партнером по борьбе с терроризмом
Выступая в качестве противовеса экстремизму ИГИЛ-Хорасан, Талибан стремился получить легитимность и поддержку со стороны различных стран. Эта версия нашла отклик даже в Соединенных Штатах, где некоторые считают Талибан необходимой силой, чтобы уравновесить влияние ИГИЛ-Хорасан.
Однако поручить одной группе террористов бороться с другой — это фундаментально ошибочная стратегия. Такой подход побуждает Талибан рассматривать ИГИЛ-Хорасан как стратегический актив, а не реальную угрозу, тем самым снижая их мотивацию к полному искоренению ИГИЛ-Хорасан. Вместо этого Талибан может использовать существование ИГИЛ-Хорасан в качестве рычага для получения уступок и поддержки со стороны западных стран, что в конечном итоге увековечивает цикл насилия и нестабильности, а не разрешает его.