Домой Мир Терроризма. База данных Борьба с терроризмом Враг моего врага: администрация Байдена рассматривает возможность сотрудничества с Талибаном для борьбы...

Враг моего врага: администрация Байдена рассматривает возможность сотрудничества с Талибаном для борьбы с ИГИЛ-Хорасан

Возможности Америки отслеживать ИГИЛ-Хорасан уменьшились с тех пор, как американские войска вывели свои войска из Афганистана в 2021 году. Однако ИГИЛ-Хорасан и Талибан — враги, и США могут этим воспользоваться.

Столкнувшись с растущей глобальной террористической угрозой, представители администрации Байдена обсуждают расширение сотрудничества с режимом Талибана в Кабуле для отслеживания ИГИЛ-Хорасан — ответвления террористической группировки, действующей в Афганистане, сообщают два источника, знакомых с ситуацией, и бывший американский чиновник.

Администрация и другие западные правительства изо всех сил пытаются справиться с растущей опасностью, которую представляет ИГИЛ-Х. До этого года официальные лица США и других западных стран считали, что ИГИЛ-Х имеет намерение, но не способность организовывать атаки за рубежом. Но это мнение изменилось после ужасного нападения на концертную площадку Crocus City Hall в Москве 22 марта, в результате которого погибли 130 человек и сотни получили ранения. Это был самый смертоносный теракт в Европе с 2004 года. В этом году ИГИЛ-Х также совершило крупное нападение в Иране, в результате которого погибли десятки людей, а другие заговоры были сорваны в Европе.

 Однако вывод американских войск из Афганистана и снижение влияния Запада в Африке ослабили способность Вашингтона собирать разведданные о различных ответвлениях ИГИЛ.

«У нас очень, очень ограниченная возможность видеть, что они делают», — сказал бывший военный, имеющий опыт работы в регионе.

В связи с этим администрация рассматривает возможность предоставления Талибану более подробной информации о хорасанском отделении ИГИЛ, часто именуемом ИГИЛ-Хорасан.

Талибан видит в ИГИЛ-Хорасан угрозу своему правлению и начал серию атак на группировку. Но между Западом и Талибаном существует глубокое недоверие после 20-летней войны, в которой силы под руководством США противостояли афганским боевикам, захватившим власть после вывода американских войск в августе 2021 года.

«Идут внутренние дебаты о том, стоит ли пытаться больше работать с Талибаном», — сказал бывший высокопоставленный чиновник. Некоторые члены Конгресса также поддерживают этот подход, хотя они утверждают, что США придется потребовать уступок от Талибана взамен, включая обеспечение больших прав для афганских женщин.

Некоторые официальные лица выступают за повторное открытие посольства США, чтобы обеспечить более тесное сотрудничество между американскими спецслужбами и режимом Талибана, хотя Вашингтон еще не признал руководство Талибана законным правительством страны.

Представитель Совета национальной безопасности Белого дома заявил, что на данный момент планов по открытию посольства нет, но США ведут переговоры с Талибаном.

«Хотя Соединенные Штаты в настоящее время не намерены открывать посольство в Афганистане, мы прагматично взаимодействуем с широким кругом афганцев, включая талибов, через наших дипломатов, работающих в Дохе», — сообщил представитель в электронном письме.

Представитель добавил, что «Соединенные Штаты уделяют пристальное внимание терроризму и грядущим угрозам, работая как в одностороннем порядке, так и с нашими партнерами, чтобы подорвать и ослабить ИГИЛ-Хорасан и другие угрозы, связанные с терроризмом, по всему миру».

Неясно, какую выгоду можно получить даже от ограниченного партнерства с афганскими талибами, и некоторые официальные лица выступают против этого шага, опасаясь, что талибы используют сотрудничество как способ заставить Вашингтон признать их власть и терпеть нарушения прав человека.

Исследовательская группа бывших высокопоставленных чиновников, дипломатов и региональных экспертов из аналитического центра Института мира США в мае опубликовала доклад , призывающий к активизации сотрудничества разведки с Талибаном для противодействия ИГИЛ-Хорасан.

«Обмен разведданными по общим вопросам, таким как ИГИЛ-Хорасан, — это практичная вещь, и наша группа в целом поддерживала продолжающиеся усилия правительства США по поддержанию таких каналов с Талибаном», — сказал Асфандьяр Мир, старший эксперт по борьбе с терроризмом в Институте мира США. «Мы считаем, что их можно и нужно модернизировать».

Спецслужбы США отказались от комментариев.

После хаотичного вывода американских войск из Афганистана почти три года назад администрация Байдена заявила, что сохранит возможность «за горизонтом» атаковать террористов в стране, если это необходимо. С тех пор она провела только одну такую ​​операцию в Афганистане — удар беспилотника, в результате которого был убит преемник Усамы бен Ладена на посту главы «Аль-Каиды» Айман аль-Завахири, который скрывался в конспиративной квартире в Кабуле.

Бывшие чиновники, военные и эксперты утверждают, что облавы с использованием беспилотников или других средств требуют точной и своевременной разведывательной информации, которую сложно получить без присутствия американских групп на местах и ​​достаточного наблюдения в этом районе.

Ресурсы наблюдения США были переключены на конфликт Израиля и ХАМАС в секторе Газа, войну на Украине и усилия ВМС по защите торгового судоходства в Красном море от нападений сил хуситов в Йемене, при этом цели в Афганистане и Пакистане стали менее приоритетными.

Сбор разведывательной информации США в Африке также потерпел неудачу.

В результате серии переворотов в Нигере и других государствах Сахеля антизападные хунты изгнали американские и французские войска, которые годами преследовали ИГИЛ.

Экстремистские группировки в Африке, по всей видимости, не имеют возможности организовывать теракты за рубежом, однако, если нынешняя тенденция сохранится, ситуация может измениться, считают эксперты.

Администрация Байдена также ввела больше ограничений на принятие решений для любых односторонних военных ударов по террористическим целям за рубежом. В докладе Института мира США рекомендовалось смягчить эти правила, не восстанавливая полностью свободу действий, предоставленную командирам во время войны в Афганистане.

Бывший военный офицер заявил, что ограничения препятствуют усилиям по борьбе с ИГИЛ-Хорасан, а также тому, что офицер назвал нежеланием администрации Байдена отдавать приказы о нанесении военных ударов в Афганистане.

«Налицо отвращение к действию», — сказал офицер.

Однако представитель Совета национальной безопасности заявил, что администрация полна решимости бороться с террористическими угрозами в любой точке мира, и что президент Джо Байден за время своего пребывания в должности отдал приказ о проведении операций, в результате которых были успешно пойманы три ключевые фигуры террористов.

Помимо удара, в результате которого погиб Завахири, Байден одобрил операцию в Сирии против тогдашнего лидера ИГИЛ Хаджи Абдуллы, а также операцию в Сомали, в результате которой погиб Билал аль-Судани, высокопоставленный агент глобальной сети ИГИЛ.

«Как ясно дал понять президент Байден, мы стремимся находить и устранять террористические угрозы Соединенным Штатам и американскому народу, где бы они ни скрывались и как бы далеко они ни находились», — заявил представитель.

Высокопоставленный представитель администрации заявил, что в результате этих «беспрецедентных» операций «за все время нашей деятельности на территории США не было совершено ни одной успешной террористической атаки».

«Эта угроза»

В Афганистане талибы заявляют, что провели ряд операций против ИГИЛ-Хорасан в восточных провинциях и убили множество боевиков, однако группировка по-прежнему представляет угрозу.

«Я думаю, что в некоторых местах, например, на востоке Афганистана, включая провинции Кунар и Нангархар, с боевиками «Исламского государства» и их сторонниками обращались безжалостно, но это помогло нам избавиться от этой угрозы», — заявил NBC News представитель служб безопасности Талибана.

Другой высокопоставленный сотрудник службы безопасности Талибана сообщил, что недавно посетил север страны, чтобы собрать информацию об ИГИЛ, и обнаружил, что у него небольшое, но значительное присутствие. Боевики ИГИЛ-Х перемещаются между Сирией и Афганистаном через Иран, добавил чиновник.

Представители Талибана отказались комментировать обмен информацией с США или их союзниками об ИГИЛ-Хорасан.

По данным группы ООН по мониторингу санкций, «усилия Талибана против ИГИЛ-Хорасан [ИГИЛ-Хорасан], по-видимому, больше сосредоточены на внутренней угрозе, которой они подвергаются, чем на внешних операциях группировки».

Глава Центрального командования США генерал Майкл Курилла заявил законодателям в марте, что «давление со стороны Талибана было непостоянным и недостаточным» и что «отсутствие постоянного давления позволило ИГИЛ-Хорасану восстановить и укрепить свои сети, создав множество избыточных узлов, которые направляют, поддерживают и вдохновляют».

Эдмунд Фиттон-Браун, бывший британский дипломат, а ныне старший советник некоммерческой организации Counter Extremism Project, заявил, что он скептически относится к тому, что Талибан может стать надежным партнером, который поможет Западу предотвратить террористические атаки ИГИЛ-Хорасан.

«Я не думаю, что эти отношения в борьбе с терроризмом продвинулись слишком далеко, но я не думаю, что они прекращены», — сказал он.

Талибан заявляет, что выполнил свое обязательство по соглашению, подписанному во время президентства Дональда Трампа, о том, что Афганистан не будет использоваться в качестве плацдарма для террористических атак за рубежом. Но иностранные правительства и эксперты говорят, что ряд атак, в том числе в Пакистане и Турции, а также крупномасштабные атаки в Иране и России, можно отследить до ИГИЛ-Хорасан.

В последние хаотичные дни вывода американских войск из Афганистана американские командиры работали с Талибаном, пытаясь поддерживать порядок вокруг аэропорта Кабула и предотвращать возможные атаки ИГИЛ-Хорасан или других экстремистов. Однако сотрудничество не смогло предотвратить смертоносную бомбардировку боевиками ИГИЛ входа в аэропорт, в результате которой погибли 13 американских солдат и около 170 афганских мирных жителей.

Дэн  ,  и