Домой Мир Терроризма. База данных Борьба с терроризмом Почему ИГИЛ-Хорасан считают пугалом?

Почему ИГИЛ-Хорасан считают пугалом?

Сегодня в российском медиапространстве, как, впрочем, и в экспертном сообществе, пытаются нивелировать опасность международной террористической группировки (МТО) «Вилоят Хорасан», филиал ИГИЛ по Центральной Азии.

По мнению Телеграм канала «Рыбарь» на коллективном Западе из МТО «ИГИЛ-Хорасан» (ИГИЛ-Х) делают пугало для реализации региональных амбиций.
Такого же мнения придерживается местный информационный ресурс Uzmetronom

Суть посыла этих журналистов заключается в следующем.

Растущая частота упоминания ИГИЛ-Х в западном медиаполе (о готовящихся атаках по всему миру) больше напоминает попытку создать новое пугало, которое можно использовать для реализации амбиций в ЦА. Так, США или Британия с её турецкими «прокси» смогут использовать помощь в борьбе с новой террористической угрозой как идеальный повод для закрепления в регионе. Разумеется, попутно выдавливая оттуда Россию.

Правда, упомянутые источники все же делают оговорку: «При этом важно отметить, что угроза радикального исламистского подполья в России, Европе и других регионах мира вполне актуальна. Но здесь важно отделять зерна от плевел и понимать, что в одних случаях речь идёт о реальных сетях с ячейками, а в других — формировании образа нового удобного для Запада врага по принципу «найдём бен Ладена даже там, где его нет и никогда не было».

Мы тоже попробуем отделить зерна от плевел и разобраться о реальности угроз, которые исходят от МТО ИГИЛ-Х.

ИГИЛ-Х официально объявил о начале своей активности в Афганистане в 2015 году, сразу после провозглашения халифата в Ираке и Сирии.

В течение первых нескольких лет своего существования атаки ИГИЛ-Х в основном ограничивались Афганистаном и Пакистаном. У группировки имеется ожесточенное соперничество с Талибаном из-за межрелигиозных разногласий, и она воевала против талибов, а также против ВС США с союзниками и правительства Афганистана.

За несколько месяцев до краха афганского правительства в августе 2021 года ИГИЛ-Х предприняло десятки атак. Но наибольшее внимание мировой общественности группа привлекла всего за несколько дней до того, как последние американские войска бежали из Кабула после того, как в результате взрыва террориста-смертника в аэропорту 26 августа погибли по меньшей мере 169 афганцев и 13 американских военнослужащих.

 

Специалисты считаю, что после вывода войск США произошел общий всплеск активности ИГИЛ-Х. В первый год правления Талибана произошел резкий рост террористических атак внутри Афганистана.

Но в последние месяцы эта тенденция изменилась; количество нападений внутри страны сократилось, тогда как число нападений за ее пределами возросло.

Тому есть причины: в течение последних нескольких лет талибы в борьбе с ИГИЛ-Х добились определенных успехов. Но у Талибан теперь больше обязанностей по организации жизни в Афганистане, на которые они отвлекают ресурсы и усилия, оставляя пробелы в их территориальном управлении и надзоре. При таких условиях внутри Афганистана различным МТО предоставлены возможности для подготовки проведения внешних атак.

Очередной кровавый теракт ИГИЛ-Х устроил в иранской провинции Керман. Боевики взорвали два мощных заряда на пути траурного шествия по случаю годовщины гибели иранского генерала Корпуса стражей исламской революции Касема Сулеймани. Количество жертв в результате атаки достигло 103. В общей сложности ранения получили 284 человека.

В сентябре и декабре 2022 года ИГИЛ-Х совершила нападения на посольства Пакистана и Российской Федерации, а также на отель «Лонган» в Кабуле, который часто посещают граждане Китая, чтобы сорвать усилия де-факто талибских властей по налаживанию международного сотрудничества и коммерческих отношений с соседними странами.

Жертвами теракта ИГИЛ-Хорасан 22 марта в подмосковном «Крокус сите холе» стали 145 человек (в том числе 6 детей), а также пострадал 551 человек.

С 2022 года ИГИЛ-Х заявила о более чем 200 атаках террористов-смертников на незащищенные и защищенные цели в крупных городах, в результате чего погибли или получили ранения более 1 300 человек.

Организационная структура ИГИЛ-Х превратилась из иерархической в сетевую, что позволило ей увеличить свою мощь и противостоять внешним атакам. Санаулла Гафари (также известен как Шахаб аль-Мухаджир) считается самым амбициозным лидером МТО, который отличается от предыдущих тем, что имеет хорошее образование, в основу вербовки им положен принцип «работы» с образованными рекрутами.

По оценкам экпертов ООН, число боевиков ИГИЛ-Х составляет от 4 000 до 6 000 человек (вместе с членами семьи), включая афганцев и граждан Азербайджана, Ирана, Пакистана, России, Турции и стран Центральной Азии, а также небольшое число арабских боевиков, перебравшихся из Сирии в Афганистан в прошлом году.

Тренировочные лагеря и опорные базы ИГИЛ-Х расположены в основном на севере (провинции Баглан, Балх, Джаузджан, Кундуз и Фарьяб), северо-востоке (Бадахшан и Тахар) и востоке (Кунар, Нангархар, Нуристан, Пактика, Пактия и Хост), при этом в 2022 году было оборудовано по меньшей мере пять новых лагерей. Также группировка создала сеть «спящих ячеек» в центре страны (Кабул, Каписа и Парван) численностью от 5 до 15 боевиков.

ИГИЛ-Х умело использовала враждебное отношение талибов к силовикам бывшей республики и политику пуштунизации, привлекая в свои ряды командировталибовибойцовизэтническихменьшинств,недовольныхидеологией «Талибана»,атакжеосвобожденныхзаключенных.

Дополнительным стимулом для вступления в группировку является ее заявленная способность платить значительно более высокое содержание вновь завербованным бойцам. Также проводилась целенаправленная кампания по вербовке членов ТТП, уйгуров, этнических таджикских и узбекских общин.

Группировка вербовала таджикских террористов-смертников, которые отправлялись из Душанбе в Тегеран и въезжали в Афганистан через Герат и Нимроз для совершения терактов в стране. 18 июня 2022 года один из завербованных боевиков ИГИЛ-Х из Таджикистана Абу Мухаммад аль-Таджики совершил теракт в храме индусов и сикхов в Кабуле. До своей смерти он руководил медийными ресурсами на таджикском языке.

ИГИЛ-Х активизировала свои медиа-операции, координируемые Султаном Азизом Азамом, изданием «Голос Хорасана» и фондом «Аль-Азаим», которые выпустили новые издания на 12 языках и создали сеть Tелеграмм-каналов в рамках продолжающейся стратегии интернационализации МТО.

Сегодня пропагандистские ресурсы ИГИЛ-Х достаточно эффективно выстроены, готовят выверенный качественный контент, рассчитанный на образованную часть молодежи. Использование популярных социальных сетей повышает вербовочный потенциал группировки, что особенно заметно по комментариям сторонников и последователей крайне радикальных религиозных идей.

В результате у группировки появился изощренный инструментарий, позволяющий создать выверенный контент для определенных этнических групп, документировать свои нападения на хазаров и шиитов, излагать свою такфиритскую идеологию и подстрекать к ответным нападениям против Запада. Группировка критикует талибов за защиту «неверных», выражающуюся в охране иностранных посольств и представителей ООН в Афганистане.

ИГИЛ-Х получает средства от мусульманских фондов, неправительственных организаций и семей членов ИГИЛ. Также отмечаются случаи использования защищенных криптовалютных операций. Помимо внешних источников, группировка имеет и внутренние источники финансирования, к которым относятся наркоторговля, взимание платы за перемещение наркотиков, похищение людей с целью выкупа, контрабанда полезных ископаемых, а также вымогательство у местного населения и торговых и транспортных компаний. В последнем случае группа часто действует под «брендом» «Талибана», чтобы обогатиться и одновременно дискредитировать нынешние де-факто афганские власти.

В прошлом году спецслужбы ряда европейских государств провели синхронные аресты подозреваемых в тесных связях с ИГИЛ-Х граждан Таджикистана, Кыргызстана, прибывших в ЕС вместе с беженцами с Украины. Задержанные планировали террористические атаки для чего приобретали оружие и компоненты взрывных устройств.

Также связанные с ИГИЛ-Х граждане Таджикистана были задержаны в США.

Удивительно, но эффективность ИГИЛ-Х стараются принизить российские СМИ. Удивительно потому, что в самой России сегодня члены религиозно-экстремистских ячеек чувствуют достаточно вольготно. К уже упомянутой трагедии в Подмосковье необходимо вспомнить прошлогодний захват радикалами стратегического объекта – аэропорта в Махачкале; захват заложников в СИЗО Ростова джихадистами, для которых в тюрьму пронесли холодное оружие, телефоны, атрибуты ИГИЛ. Террористические атаки в Дагестане, в результате которых погибли более 20 человек; поджоги православного храма, синагоги, отрезание головы священнослужителю, участие в терактах сыновей главы местной администрации…

Всё это свидетельства, ну как минимум, не очень эффективной работы правоохранителей России.

А если вернуться к тезису, что Россию «страшилками ИГИЛ-Х» пытаются выдавить из стран ЦА, то такой тезис кажется полностью несостоятельным. В России в самую пору необходимо перенимать опыт ЦА в профилактике и противодействии террористическим угрозам, исходящим от ячеек религиозно-экстремистских организаций. А в странах ЦА есть чему поучиться.

Понятно, что сегодня спецслужбы РФ сосредоточены на нейтрализации диверсионной работы противников СВО.

Ну а профилактические мероприятия по нивелированию активности исламистского террористического подполья требуют от спецслужб многих нестандартных знаний – таджикского, киргизского, узбекского языков, умению наладить агентурную и оперативную работу внутри этнических диаспор, ведущих замкнутый образ жизни, эффективного сотрудничества с коллегами стран ЦА.

Почему же, в таком случае, ИГИЛ-Х – это всего лишь пугало?

В общем с логикой журналист Рыбаря и модератор Uzmetronom явно не дружат.

Виктор Михайлов

На заставке Боевик «Талибана» стоит на страже на месте двух взрывов в аэропорту Кабула 26 августа. ВАКИЛЬ КОХСАР / AFP через Getty Images