Альма Айман Фахр ад-Дин, жизнерадостная 11-летняя девочка, которая любила баскетбол и изучение языков, неделю назад играла на футбольном поле в Мадждаль-Шамсе, друзском городе на оккупированных Израилем Голанских высотах, когда упала ракета.
Прибежав на место, ее отец Айман умолял спасателей предоставить информацию о его дочери. «Вдруг я пошел на угол, увидел такую крошечную девочку в сумке», — сказал он. Он узнал ее туфли, ее руку. «Я понял, что все, ничего не осталось, ее больше нет». Она была среди 12 погибших детей и подростков.
Шокирующее кровопролитие объединило друзов всего региона в горе и обнажило сложную идентичность небольшого, изолированного религиозного меньшинства, члены которого разбросаны по всему Израилю, Голанским высотам, Ливану и Сирии.
Кто такие друзы?
Религиозная секта друзов возникла как ответвление исмаилизма, ветви шиитского ислама в 10 веке. Посторонним не разрешается принимать эту веру, и большинство религиозных практик окутаны тайной. Друзов всего один миллион — более половины из них в Сирии, около 250 000 в Ливане, 115 000 в Израиле и 25 000 на Голанских высотах, которые Израиль захватил у Сирии в ходе Ближневосточной войны 1967 года и аннексировал в 1981 году.
Общины всегда поддерживали связи и пытались сохранять вежливость в своих разногласиях. Однако это было подорвано 10 месяцами войны в Газе . Теперь, после удара Мадждаль Шамс, многие друзы опасаются еще больших разногласий, если регион скатится к тотальной региональной войне.
«Наши дети»
После нападения ряд израильских политиков поспешили в Мадждаль-Шамс, чтобы выразить солидарность со скорбящими семьями и подчеркнуть тесную связь между Израилем и друзами.
«Эти дети — наши дети, они дети всех нас», — сказал премьер-министр Биньямин Нетаньяху , посещая футбольное поле.
Присутствие Нетаньяху также вызвало гневные протесты некоторых жителей, которые обвинили чиновников в использовании трагедии в политических целях.
Многие друзы в удерживаемой Израилем части Голан сохранили свою преданность Сирии. Около 20% приняли израильское гражданство, сказал Юсри Хазран из Еврейского университета в Иерусалиме, который является друзом и исследует меньшинства на Ближнем Востоке.
По словам Хазрана, за последние 15 лет эта тенденция усилилась, поскольку Израиль все активнее интегрировал Голаны, аннексия которых в 1981 году не получила широкого признания.
Между тем, община друзов Израиля, сосредоточенная на севере страны, склонна с гордостью демонстрировать свою израильскую идентичность. Около 80% мужского населения друзов служат в армии, что выше, чем около 70% израильских евреев, согласно официальной статистике. Десять солдат-друзов были убиты в войне в секторе Газа, что является значительной долей, учитывая размер их общины.
Шейх Моафак Тариф, духовный лидер друзов в Израиле, сказал, что его не удивила волна национального сострадания. «Во время траура все говорят о поддержке», — сказал он.
Он выразил надежду, что поддержка продолжится и после того, как трагедия исчезнет из заголовков СМИ.
«Здесь так много всего нужно исправить». Он указал на значительную дискриминацию, с которой сталкиваются друзы в Израиле. Треть домов друзов не подключены к электричеству, сказал он. Община была в ярости из-за израильского закона 2018 года , который определил страну как еврейское государство и не упомянул ее меньшинства.
На Голанах некоторые по-прежнему видят свою связь с соседними арабскими странами.
Хаиль Абу Джабаль, 84-летний активист-друз из Мадждаль-Шамса, в прошлом был задержан Израилем за свое несогласие с израильским правлением.
До того, как европейские державы разделили Ближний Восток в начале 20 века, «этот регион был единым регионом. Друзы были разбросаны по одной стране», — сказал он. «Есть родственные отношения, есть брачные отношения, и есть отношения принадлежности».
Разделенные границами
В южной ливанской деревне Фардис, недалеко от израильской границы, раздался ракетный обстрел, часть почти ежедневных обменов между Израилем и Хезболлой, продолжавшихся месяцами. Из дома Виссама Слики были видны обугленные деревья на в остальном зеленых горах, признаки недавних израильских ударов.
Израиль «вновь пытается посеять семена раздора», сказал Слика, советник по религиозным вопросам главного религиозного лидера друзов Ливана.
Он призвал израильских друзов не присоединяться к войне в Газе или к обостряющейся конфронтации на ливано-израильской границе.
Друзы Сирии и Ливана, как правило, избегают критиковать своих собратьев в Израиле. Хотя многие публично призывают друзов отказаться от службы в израильской армии, они воздерживаются от осуждения тех, кто это делает.
«Они ведут себя так, как считают нужным», — признал Слика. «Мы не диктуем им, и они не диктуют нам».
Хотя большинство друзов Ливана проживает в центральных горах страны, деревни с преобладающим друзским населением разбросаны и на юге, рядом с мусульманскими и христианскими соседями.
Ливанские и сирийские друзы исторически тяготели к арабским националистическим движениям. Многие указывают на их роль в арабском сопротивлении европейскому колониальному правлению столетие назад и на их мощную поддержку палестинцев сегодня.
«Друзы никогда не считали себя этническим меньшинством, а считали себя частью арабского и исламского большинства в регионе», — заявил законодатель Ливана от друзов Ваэль Абу Фаур.
Валид Джумблат, возможно, самая влиятельная фигура друзов в регионе, когда-то возглавлял силы, сражавшиеся вместе с палестинскими фракциями против израильских войск и их союзников в Ливане. Теперь он возглавляет друзов в нестабильной сектантской политике разделения власти в Ливане, где власть его общины выходит далеко за рамки ее размера.
В прошлом месяце он и Тариф, лидер израильских друзов, обменялись поразительно резкими открытыми письмами, в которых выразили разногласия по поводу войны Израиля и ХАМАС.
Джумблат раскритиковал солдат-друзов, сражающихся в Газе. Тариф, в свою очередь, сказал, что его община счастлива иметь права и обязанности «граждан демократического государства». Джумблат резко осудил Тарифа за встречу с Нетаньяху, назвав израильское военное наступление в Газе «агрессией против человечества».
«Он живет в Ливане и высказывает свое мнение», — сказал Тариф агентству Associated Press. «Мы израильтяне, и мы гордимся этим».
По его словам, несмотря на разногласия, различные общины друзов поддерживают тесные связи и поддерживают друг друга в гуманитарных вопросах.
В южноливанском городе Хасбайя шейх Амин Хаир, фермер-друз, указал на группу деревьев и кустарников около своих грушевых и гранатовых рощ. В 1982 году боевики-друзы обстреляли Израиль ракетами оттуда, с гордостью сказал он. Тот год стал началом 18-летней оккупации Израилем южного Ливана.
Однако вместо того, чтобы критиковать друзов в израильской армии, Хаир заявил, что он предпочел бы положительно отозваться о голосах израильских друзов, которые поддержали дело палестинцев.
Он прочитал стихи писателя Самиха аль-Кассама, израильского друза и арабского националиста: «И до последнего удара моего сердца… я буду сопротивляться».
Маленькие белые гробы
После удара по Мадждаль-Шамсу напряженность в друзской общине рискует еще больше обостриться, если начнется полномасштабная война.
Израиль обвинил Хезболлу в причастности к удару, заявив, что тип ракеты и траектория явно указывают на поддерживаемую Ираном группировку. Ливанская военизированная группировка выступила с редким опровержением.
Джумблат из Ливана часто находится в политических разногласиях с «Хезболлой», но на этой неделе он повторил ее отрицание и обвинил Израиль в разжигании разногласий, обвиняя группировку.
Во вторник в результате израильского авиаудара в ответ погиб один из главных командиров «Хезболлы» в Бейруте. На следующий день в результате взрыва в иранской столице погиб политический руководитель ХАМАС Исмаил Хания. Иран обвинил Израиль в причастности к нападению и пообещал отомстить.
Пока регион ждет ответа от «Хезболлы» и Ирана, многие друзы умоляют остановить кровопролитие.
«Мы отвергаем пролитие даже одной капли крови под предлогом мести за наших детей», — говорится в заявлении религиозного комитета друзов Голанских высот, сделанном в понедельник.
По всему Мадждаль-Шамсу царила сильная боль, когда община захоронила 12 маленьких белых гробов в течение 24 часов.
«В войне никто не побеждает, есть только проигравшие», — сказал житель Мадждал-Шамса Бхаа Брик.